Недоумение касательно благоденствия нечестивых и страданий праведных.

Как следует думать -- о болезнях и несчастиях.

Таким же образом Провидение Божие бодрствует и о нас, и бодрствует неопустительно, так, что и малейшие наши телесные стеснения не оставляет незамеченными у Себя. Вследствие этого каждому из нас, при телесной невзгоде, следует рассуждать так: болезнь эта или другая невзгода, -- произошла ли она от моей неосторожности, или по злобе человеческой, или от чего-либо другого, -- во всяком случае , приключилась не без Божия Провидения, которое определило её соответственно моим силам, так что её начало, её тяжесть (ослабление или усиление) зависит только от Бога. Равным образом от Провидения Божия зависит способ врачевания и исцеления этой болезни.

 

Провидение Божие вразумляет врача и указывает ему на лекарственные средства, которые излечат болезнь или же противодействует всему, ибо и доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство -- от Господа (Сирах. XI, 14). Равным образом, должно во всех приключениях, бывающих с нами, рассуждать, что они предвидены и допущены Богом.

 

Враг ли или дурной человек -- НАПАДАЕТ на тебя и злословит и проклинает тебя, -- знай, что все его хуления и слова, произносимые злобными устами, положены от века на весы Божия Провидения: сколько ему -- ДОЗВОЛЕНО, столько и выскажет, и больше ни одного слова. Что же ты напрасно противишься и тщетно гневаешься?

 

Так точно размышляй и о всех других бедствиях, которых происхождение, число, тяжесть, продолжение и окончание предусмотрены Богом. Потому Промыслу Божию покорись, говоря с Псалмопевцем: "Я нем -- и не открываю уст моих" (Пс. XXXVII, 14). Да будет воля Твоя, Боже мой! По Твоему Провидению всё это устроилось. А поелику Ты это сотворил, то я был бы нечестивым беззаконником, если бы вознегодовал против Тебя. Итак, святой воле Твоей, Боже мой, во всем повинуюсь и с благодарностию приемлю всё от Тебя ниспосылаемое и терпеливо претерплю.

 

Августин говорит: "Волнуется море мирское, и Ты, Господи, видишь злых процветающими, добрых же -- угнетаемыми: вот, искушение, вот, буря. Господи Боже! В этом ли состоит Твоя правда, чтобы злые благоденствовали, а добрые страдали? - И Бог отвечает тебе: это ли твоя вера? Это ли Я обещал тебе (т.е. цветущее состояние)? Или ты потому называешься христианином, чтобы наслаждаться мирскими успехами?" (см. Август. Толкование на 55-й псалом). Смиримся пред Богом, и успокоим наши сердца верою в Божие Провидение, когда мы видим нечестивых -- господствующими, благочестивых -- озлобляемыми и притесняемыми, благочестие -- искореняемым, правду -- разоряемой. Ничего этого не было бы, если бы не Бог допустил это, и истинно не допустил бы Он, если бы не имел на то достаточных причин, ради которых признал Он за лучшее допустить, чем воспретить. Скажешь: от этого допущения возникают многоразличные бедствия и величайшие смуты. Можно сожалеть об этом, но сожалеть рассудительно: ибо по весьма справедливым причинам так угодно было Богу, Который из величайшего зла может производить дивное добро, так легко, как легко вынуть меч из ножен.

 

В будущей жизни -- всё разъяснится.

Не удивляйся тому, что суды Божии -- таинственны и непостижимы: во второе пришествие Христово, в страшный день судный вся жизнь каждого человека явится как в зеркале; выяснится и каждая причина, по которой Провидение Божие устроило то или другое происшествие, и для чего устроило, повсюду: во всех царствах, городах, семействах и с каждым человеком. Всё откроется. Откроется, как милостив был Господь к согрешающим, и каждый из них более или менее будет безответен; а также и то обнаружится, в какой степени был сообразен образ Божиего мироправления с Его славою и правдою, и насколько приличен и благодетелен для всех тварей.