Общепринятые представления о равномерном течении самого времени, в нашей Вселенной, оказываются под вопросом.

Астрономические наблюдения и расчеты астрономов показывают, что наша Вселенная не просто расширяется, она расширяется с ускорением. Пространство нашей Вселенной со временем увеличивается. Пространственные размеры Вселенной рассчитывают используя известные значения распространения электромагнитных волн (света) считая скорость света величиной постоянной. Но скорость, как величина, связанная с расстоянием и временем, оказывается зависимой от изменения внутреннего времени системы. Размер воспринимаемого пространства определяется временем его восприятия. Изменение времени восприятия приводит к изменениям восприятия объема и геометрии пространства.

Каждый человек планирует свое будущее и вспоминает прошлое. И в этом случае восприятие времени можно сравнить с восприятием пространства человеком, находящемся в густом тумане. Приходя из тумана будущего через настоящее, события и объекты нашего наблюдения исчезают в тумане прошлого. На самом деле они никуда не исчезают, они просто уходят за границы нашего восприятия. И это было известно уже в глубокой древности. «Никогда не было так, чтобы не существовал Я, или ты, или эти цари. И в будущем все мы не прекратим существование» (Бхагавад-гита 2.12) Жизнь человека можно сравнить с поездкой на машине из точки А в точку Б. Человек крутит руль, выбирает скорость движения и манеру своего поведения в пути. И видит только участок дороги впереди себя. Но поднявшись на вертолете над дорогой и изменив «угол восприятия», можно увидеть уже преодоленный участок, перекресток за поворотом впереди и аварию, которую придется объезжать…

Ускорение субъективного восприятия человеком времени в процессе его жизни и сокращение периодов между повторением однотипных событий в истории, (периоды активизации вулканической деятельности, временные периоды археологических эпох, ускорение научно-технического прогресса и развития человечества) позволяет говорить об универсальном характере ускорения времени, связанного с пропорциями «золотого сечения» и числовым рядом Фибоначчи. И для постороннего наблюдателя, находящегося вне нашей системы отсчета, продолжительность современного года будет меньше продолжительности года тысячу лет назад. «Знай, о Пандава, с каждою югой уменьшается продолжительность жизни людей...» (Махабхарата, глава 188) Изменение продолжительности жизни людей находит свое отражение в текстах Библии. Так, живя в ускоряющемся Мире, наше ускоряющееся восприятие, может создавать иллюзию расширяющейся Вселенной.

http://www.mypishem.ru/proza/publicistika/analiz-vosprijatija-chelovekom-okruzhayushego-ego-mira.html

 

Как мы воспринимаем себя и окружающий мир

Наверняка вы слышали метафору о стакане, в котором есть жидкость, доходящая ровно до середины. Одни из нас уверенно говорят, что стакан наполовину полный, другие утверждают, что он наполовину пуст. Как одно, так и другое заключение является истинным, только истина эта субъективна. Почему так происходит, что одно и то же явление, одни и те же факты и вещи мы воспринимаем по-разному? Попробуем разобраться в том, что влияет на наше восприятие и самих себя, и других людей, и всего окружающего мира.

Не одно поколение ученых и практиков, исследующих природу человека, доказало, что в основе того, как человек воспринимает мир, лежат довольно устойчивые позиции. Известный американский психотерапевт Эрик Берн дал этим позициям весьма говорящие названия:

  • полноценная личность
  • надменное превосходство
  • самообесценивание
  • безнадежное отчаяние

Перечисленные позиции не сваливаются на нас, как снег на голову. Они формируются на основе отношения личности к самой себе и ее отношения к окружению, причем с ранних лет. Как только у малыша появляется осознанный взгляд и первые осознанные движения, он слышит от заботливых родителей первое «Нельзя!». Количество запретов увеличивается, как снежный ком, обгоняя по количеству возраст ребенка в месяцах. Чуть позднее ребенка начинают штурмовать предписаниями: «Делай так!», «Посмотри, как надо делать». Запреты и предписания взрослые частенько приправляют оценочными высказываниями: «Молодец!», «Умница!», «Вот глупыш!», «Да что же ты у нас такой бестолковый?!» Так, шаг за шагом, у ребенка формируется впечатление о себе Я-благополучный (Я+) либо Я-неблагополучный (Я-).

Несмотря на ранний возраст, у ребенка формируется впечатление об окружающей среде и близких людях, которые контактируют с ним. Если он накормлен и ухожен, если он окружен любовью, радостной и теплой атмосферой, то воспринимает окружающий мир благополучным (ВЫ+). Когда малышу не уделяют внимания, вместо спокойной речи звучат крики взрослых, когда родители готовы шлепнуть ребенка по любому поводу, у него складывается отрицательное впечатление ВЫ — неблагополучные (ВЫ-).

С таким «багажом» ребенок подходит к 3-летнему возрасту, когда происходит становление Я-самости. Он уже имеет начальное представление о себе самом, об окружающих, бесконечный список запретов и не менее длинный список предписаний. Пару лет все эти составляющие утрясаются и укладываются в сознании и подсознании ребенка, и к пяти годам он принимает одну из тех позиций, о которых говорил Эрик Берн.

Расшифруем, какие комбинации лежат в основе каждой позиции личности.

1. Я-благополучный — ВЫ-благополучные – уверенность, полноценная личность.

2. Я-благополучный — ВЫ-неблагополучные – позиция превосходства над окружающими.

3. Я-неблагополучный — ВЫ-благополучные – тревожность, неуверенность, самообесценивание.

4. Я-неблагополучный — ВЫ-неблагополучные – позиция безысходности, отчаяние.

Внимательно понаблюдав за ребенком дошкольного возраста, можно предположить, с какой позиции он говорит и действует. При благополучии у малыша преобладают положительные эмоции, ему все интересно, он легко контактирует со сверстниками и взрослыми, у него обязательно есть друзья.

Все три оставшиеся позиции приводят к проблемам в общении. Особенно уязвима позиция полного неблагополучия. Ребенок может либо совсем избегать всяких контактов, либо проявлять враждебность и агрессию.

Основное влияние на формирование отношения к Я и ВЫ оказывают родители. Это отношение будет со знаком «плюс» только в том случае, когда родители окружают ребенка безусловной любовью. Это значит, что они любят ребенка всегда, без каких-либо «Если…». «Что бы ты ни делал, я все равно тебя люблю» — это и есть безусловная любовь к ребенку.

Неправы взрослые, которые говорят ребенку: «Собери игрушки, потом я тебя возьму на руки», «Я тебя поцелую, если ты будешь хорошо себя вести» и пр. Родителям нужно оценивать поступки, а не Личность ребенка. Недопустимо говорить: «Ты плохой», — следует сказать: «Ты хороший, и мне так жаль, что ты так плохо поступил».

Но формирование позиции дошкольным возрастом не ограничивается. Окружающий мир ребенка расширяется, «ВЫ» разделяется на две составляющие – непосредственное окружение ВЫ и общее окружение ОНИ. Эти составляющие приобретают такие же знаковые отличия ОНИ+ и ОНИ- и также, как Я+, Я-, ВЫ+, ВЫ-, влияют на восприятие личностью всего происходящего.

Растущий человек все более вовлекается в разнообразную деятельность. Приходит время, когда деятельность требует отдельного времени и внимания к себе. Литвак М.Е., отечественный психотерапевт, посвятивший годы изучению и изменению жизненных сценариев людей, предложил рассматривать еще один компонент, заметно влияющий на всю жизнь человека. Этим компонентом является ТРУД. И к труду у каждого отдельного человека тоже может формироваться свое отношение.

При условии, когда деятельность любого рода вызывает интерес личности, побуждает к поиску эффективных путей исполнения, вовлекает в творческий процесс, имеет место ТРУД+. Если же работа воспринимается личностью как повинность, важны только результаты, без какого бы то ни было интереса к самому процессу – наблюдается позиция ТРУД-. Классическим примером человека с позицией ТРУД- Михаил Ефимович называет пушкинского Евгения Онегина: «Упорный труд ему был тошен…»

В итоге, отношение личности к себе и к окружению преломляется через совокупность четырех составляющих: Я, ВЫ, ОНИ, ТРУД. Каждая из составляющих приобретает свой знак в восприятии отдельного человека, и все вместе они образуют своеобразный комплекс. Так формируется позиция личности по отношению ко всему миру.

Всего комбинаций составляющих с разными знаками может быть 16. Личность любого совершеннолетнего человека взаимодействует с окружающим миром через призму своей комбинации. И только одна из них «Я+, ВЫ+, ОНИ+, ТРУД+» определяется как характеристика зрелой личности.

Личность со знаком «плюс» во всех позициях полноценна и благополучна во всех отношениях. Это совершенно не значит, что такая личность не имеет никаких недостатков. Недостатки и ошибочные действия присущи такому человеку, как и всем другим. Но полноценная личность умеет принимать и в себе, и в других людях как положительные, так и отрицательные качества. Общение такой личности конструктивно, т.е. в процессе общения наряду с согласием могут быть и споры, но они всегда ведутся с позиции уважения собеседника. Благополучный человек находит время для продуктивного и эмоционального общения с близкими и охотно поддерживает отношения с кругом друзей. Он открыт новым контактам и всегда находит себе дело по душе.

Другие комбинации «Я, ВЫ, ОНИ, ТРУД», где встречается знак «минус», задают личности определенный сценарий жизни. Знакомство со сценариями может подсказать человеку, где именно находится он, и что делать, чтобы прекратить действие сценария и полноценно проживать каждый день. Эта работа требует отдельного рассмотрения, анализа и осмысления.

http://my-life-smile.ru/psixologiya-lichnosti/kak-my-vosprinimaem-sebya-i-okruzhayushhij-mir

 

Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева. (Методика ведущий канал восприятия)