Раздел 2.Этика профессиональной деятельности.
1. Что нельзя отнести к факторам возникновения конфликта?
а) давление со стороны руководителя
б) опубликование вводящей в заблуждение информации
в) обсуждение спорного вопроса с непосредственным начальником
2. Что нельзя заставлять делать работника предприятия?
а) нарушать профессиональные правила
б) нарушать закон
в) подписываться под заявлением с искажённым фактом
г) верны все ответы
3. Какие требования согласуются с основными положениями кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, одобренного 17 декабря 1979 г. Генеральный Ассамблей ООН?
а) оперативно-розыскные мероприятия не могут быть направлены против честных, не причастных к преступлениям граждан;
б) оперативно-розыскные мероприятия не должны влечь за собой нарушение охраняемых законом прав и интересов граждан;
в) оперативно-розыскные мероприятия не могут содержать элементов провокации, фальсификации улик;
г) оперативно-розыскные мероприятия могут использоваться во всех случаях и при любых обстоятельствах, оговоренных в законах.
4. Выделите нравственно-психологические особенности оперативно-розыскной работы:
а) активное противодействие уголовно-преступного элемента и его окружения;
б) негласный характер значительной части оперативных мероприятий;
в) зашифрованность многих видов общения в ОРД;
г) необходимость соблюдения правил конспирации.
5. Какой из международных нормативно-правовых актов является регламентирующим нравственные аспекты деятельности сотрудников оперативных служб и следственных подразделений?
а) Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
б) кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.);
в) основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (1990 г.);
г) конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных, унижающих достоинство видов обращения и наказания.
6. Какие из нижеперечисленных требований имеют отношение к работе следователя?
а) принятие мер к быстрому и полному раскрытию преступлений;
б) осмотр места происшествия;
в) досмотр почтово-телеграфной корреспонденции;
г) оказание материальной помощи потерпевшим.
7. Какие правила ведения “психологической игры” допустимы во время допроса?
а) психологические ловушки;
б) введение в заблуждение;
в) фальсификация доказательств;
г) насилие и обвинительный уклон.
8. Какое определение понятия “профессионально-нравственная деформация сотрудников ОВД” является правильным?
а) профессионально-нравственная деформация – это основной источник профессиональной морали сотрудников ОВД;
б) профессионально-нравственная деформация – это процесс адаптации сотрудников ОВД к новым условиям деятельности;
в) профессионально-нравственная деформация – это негативное изменение личности сотрудника ОВД, снижение качества его профессиональной деятельности и служебных отношений.
9. Выделите понятие, противоположное профессионально-нравствен-ной деформации сотрудников ОВД:
а) профессионально-нравственное совершенствование;
б) профессиональный долг;
в) моральная справедливость;
г) совесть.
10. Выделите главную причину широкого распространения профессионально-нравственной деформации сотрудников ОВД:
а) кризисное состояние современного российского общества;
б) особенности профессиональной деятельности в различных подразделениях ОВД, специфика самой системы ОВД;
в) негативные морально-психологические качества некоторых сотрудников ОВД.
11. Найдите правильное окончание мысли: “сегодня профессионально-нравственной деформации подвержены …”:
а) некоторые сотрудники милиции;
б) в той или иной мере все сотрудники милиции;
в) большинство сотрудников милиции.
12. Что в первую очередь необходимо сделать, чтобы снизить уровень профессионально-нравственной деформации сотрудников ОВД?
а) повысить заработную плату сотрудникам ОВД;
б) улучшить условия труда, совершенствовать кадровую политику и воспитательную работу;
в) повысить престижность службы в органах внутренних дел;
г) любые меры будут бесполезны.
13. Выделите правильные принципы, на которых основано деловое общение:
а) эгоизм;
б) порядочность;
в) доброжелательность;
г) уважительность.
14. Укажите основные ситуации делового общения.
а) дежурство, патрулирование, охрана;
б) посещение пивбара;
в) поход в зоопарк;
г) общение в служебном коллективе.
15. Что из перечисленного относится к экстремальным формам общения?
а) общение с участниками митингов;
б) общение с задержанными во время обыска;
в) общение со спецконтингентом;
г) общение с детьми.
16. Профессиональная этика юриспруденции является
a) набором профессиональных и прочих норм
б) учением о профессиональной морали
в) этическим кодексом
17. Укажите основную причину возникновения профессиональной морали сотрудников ОВД:
а) наличие законодательно закрепленных нравственно-правовых норм;
б) корпоративные интересы сотрудников правоохранительных органов;
в) наличие специфического объекта в профессиональной деятельности сотрудников ОВД, каковым является защита прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества и государства.
18. Определите понятие естественного права:
а) это неотъемлемые права человека на жизнь, свободу, имущество;
б) представления о свободе человека и справедливом общественном устройстве, которые используются как способ мышления о праве и государстве, как критерий позитивного права;
в) внутригосударственные нормативно-правовые акты.
19. Найдите правильное окончание фразы: Утверждение “начальник всегда прав” является…
а) неинституциональной нормой профессиональной морали сотрудников ОВД;
б) институциональной нормой профессиональной морали сотрудников ОВД;
в) бессодержательным утверждением.
20. Допустимо ли с точки зрения профессиональной морали сотрудниов ОВД содержать обвиняемого в следственном изоляторе свыше месяца без предъявления ему обвинения?
а) да, если это отвечает интересам следствия;
б) да, если обвиняемый совершил особо тяжкое преступление;
в) нет, так как это нарушает требования статей 96 и 96 Уголовно-процессуального Кодекса РСФСР.
21. Что, по Вашему мнению, представляет собой Ваш профессиональный долг?
1) Профессиональный долг – это обязанность выполнять все распоряжения и инструкции начальства.
2) Профессиональный долг – это обязанность при выполнении служебных задач всегда следовать общепринятым нормам морали и нравственности.
3) Профессиональный долг – это обязанность всеми силами защищать правопорядок, права, свободы и интересы граждан.
4) Профессиональный долг – это обязанность неуклонно соблюдать нормы закона.
22. С какими из нижеприведенных суждений Вы, скорее всего, согласитесь?
1) Уважение к закону подразумевает точное исполнение всех его норм.
2) Уважение к закону подразумевает реализацию закона в интересах граждан и обеспечение правопорядка.
3) Уважение к закону подразумевает умение выполнить поставленные перед собой в ходе служебной деятельности цели, не попадая под санкцию закона.
23. Найдите правильное определение профессиональной морали сотрудников ОВД:
а) представления о свободе человека и справедливом общественном устройстве;
б) правила внеслужебного поведения сотрудников правоохранительных органов;
в) нормы и принципы, которые регламентируют и защищают права человека и гражданина в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, регулируют общение сотрудников милиции с гражданами различных категорий, коллегами и начальством;
г) снижение качества профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, их профессионального сознания, а также профессиональных отношений с людьми.
24. Выделите основной источник профессиональной морали сотрудников ОВД:
а) Конституция РФ и другие законы;
б) традиции отечественного правосознания;
в) личные интересы сотрудника милиции;
г) приказы непосредственного начальника.
25. Какой из международных нормативно-правовых актов является кодексом профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов:
а) “Всеобщая декларация прав человека” (1948 г.);
б) “Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка” (1979 г.);
в) “Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка” (1990 г.);
г) “Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных, унижающих достоинство видов обращения и наказания” (1984 г.)?
26. Какой из международных нормативно-правовых актов не имеет силы закона для сотрудников ОВД:
а) “Конвенция о защите прав человека и основных свобод” (1953 г.);
б) “Всеобщая декларация прав человека” (1948 г.);
в) “Конвенция о правах ребенка” (1989 г.)?
27. Какой из внутригосударственных нормативно-правовых актов не имеет силы закона для сотрудников ОВД:
а) Конституция РФ;
б) Федеральный закон “О милиции”;
в) Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР;
г) “Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации”?
28. Отметьте, какие компоненты включают в себя культура делового общения:
а) техника делового общения;
б) психология делового общения;
в) этика делового общения;
г) служебный этикет.
29. Какие из ниже перечисленных позиций контактера наиболее продуктивны?
а) позиция основывается на ложных идеях;
б) идеи верны по своей сути, но являются помехой для достижения результата;
в) идеи правильные, но не имеют к делу никакого отношения;
г) позиция контактера основана на правильных и плодотворных идеях.
30.Что не относится к четырём основным требованиям профессионального бухгалтера?
а) профессионализм
б) конфиденциальность
в) уверенность