Романский меч тип Х по Окшотту. Длина около 75 см, вес 1,5 кг.
Век
Именно в этом веке настала эпоха расцвета рыцарства. Что не удивительно: начались крестовые походы, в которых рыцарям легче всего было проявить свою храбрость и доблесть.
Причину крестовых походов (довольно очевидную, надо заметить) читай в конце предыдущей лекции. Добавлю лишь, что крестовые походы – это гениальный политический бизнес-проект, запущенный Католической церковью. Да, именно католической. Видишь ли, в 1054 году, произошло одно нелицеприятное событие – раскол христианства на католичество и православие. Византийская империя к этому моменту настолько культурно изолировалась от Европы, что стала наполнять христианство своими догматами и традициями. Так получилось православие. Папа Римский и Архиепископ Византийский прокляли друг друга, и помимо условной политической борьбы между двумя бывшими частями Римской империи теперь появилась и религиозная борьба. Многие думают, что крестоносцы, приходя в «Святую землю», сотрудничали с православными христианами. Но это не так. Против них предпринимались крестовые походы, так же как и против мусульман. Врагами католического рыцаря были все «некатолики». Вот такие пирожки. Кстати, почему Ближний восток стал называться Святой землей? Дело в том, что Папа отсылал крестоносцев на Ближний восток с одной единственной целью: вернуть Иерусалим – город, в котором был распят Иисус Христос, и город, где он воскрес. То есть, вернуть главную христианскую святыню христианам. Поэтому, «Ближний восток» стал называться «Святой землей». Мусульмане, само собой, отдавать Иерусалим не хотели, ведь там и их святыни. Все значимые исламские святыни Иерусалима, или «аль-Кудса» (Святого Города) связаны с Храмовой горой, или горой Морна, где некогда находился Иерусалимский храм, от которого до наших дней сохранилась лишь Западная стена, или Стена Плача. Как известно, аль-Кудс, Святой Город, считается в мусульманской традиции третьим по святости после Мекки и Медины, прославленной Мечетью Пророка. Первоначально кибла (направление молитвы мусульманина) была установлена пророком Мухаммедом в сторону Иерусалима, а не Мекки.
Забавно, не правда ли? Крестоносцы шли в Святую землю, как многие из них думали, «для священной войны», хотя на самом деле, они шли тупо христианизировать Ближний Восток по велению Папы, в то время как для мусульман, эта война была реально религиозной. Именно во времена крестовых походов у них появилось понятие «джихад», «священная война».
Итак, кто же в первую очередь по велению Папы двинулся на Святую землю?
Призыв Папы Урбана II к религиозной войне, спровоцировал появление духовно-монашеских рыцарских орденов. Рыцарский орден – это форма объединения рыцарей ради какой-либо общей благой цели. У него может быть свой кодекс, своя структура власти, свои традиции. Рыцари, приходившие в орден, переставали мочить друг друга. Поэтому, Папа всячески поддерживал их создание и всячески поощрял их существование. Правда, эти ордены постоянно воевали друг с другом, но это уже мелочи. В любом случае, они способствовали скорейшей реализации папских амбиций. Нас с тобой будут интересовать следующие рыцарские ордены:
Тамплиеры (1119 – 1312 гг.) Отличительная черта: белые (у первых лиц) или черные (у рядовых) котта[5] и плащ с красными крестами. Родина – Франция.
Госпитальеры (1080 – по сей день). Отличительная черта: черные (позже красные) котта и плащ с белыми крестами. Родина – Франция.
Тевтонцы (1180 – 1411 гг.). Отличительная черта: белые котта и плаш с черными крестами. Родина – Германия.
Именно эти три рыцарских духовно-монашеских ордена будут нас с тобой интересовать. Чем же они отличались друг от друга помимо геральдики и цветов отличаются? Все просто: тамплиеры – верные псы Папы Римского, осознающие его истинные цели. Именно они с упоением истребляли всех «некатоликов» и основывали свои государства на Ближнем Востоке. Самый богатый и могущественный орден. Род деятельности: убивать неверных, грабить, унижать, насиловать, жечь мечети, целовать жопу Папе. Госпитальеры - один из немногих орденов, верно и рьяно следовавший всем рыцарским кодексам. Им было всегда насрать на деньги, власть и территории. Им были важны лишь святыни. Со своими врагами они всегда обходились честно и благородно. Короче – настоящие рыцари без страха и упрека. Кстати, именно потому, что они не гнались за богатствами, они существуют и процветают до сих пор, имея реальную политическую силу на острове Мальта. Род деятельности: религиозная война, охрана мирных жителей на Ближнем Востоке от посягательств тамплиеров, охрана пилигримов католиков по дороге на Святую Землю, охрана церкви Святого Иоанна в Иерусалиме от посягательств арабов, оказание передовой медицинской помощи всем нуждающимся (отсюда и их название – «госпитальеры»). Тевтонцы – нормальные ребята. В меру религиозные, в меру меркантильные. Нечто среднее между тамплиерами и госпитальерами. В Святую землю практически не ходили. Род деятельности: крестовые походы на Русь, развитие торговых путей в Северной Европе, развитие экономики Германии и прилегающих стран.
Сразу говорю – я рассуждаю о том или ином ордене исходя из своих убеждений. На самом деле, везде были герои и злодеи, люди и сволочи, рыцари и падаль.
В 1096 году начался Первый Крестовый поход. Проходил он довольно плавно и предсказуемо. Крестоносцы, в большинстве своем представленные госпитальерами, вторглись на Ближний Восток, нахрапом захватив Иерусалим и еще несколько крупных городов. Первый крестовый поход был удачным и гамбитным только потому, что европейцы не встретили никакого сопротивления. Дело в том, что не одно христианство разделилось на две части. Ислам тоже претерпевал не самые приятные религиозные перемены, которые привели к распаду Омейядского халифата на три разрозненных части. Арабы просто не успели собраться с силами и дать отпор наглым европейцам. Вот тебе примерная карта Первого крестового похода:
Желтые, розовые и синие линии – это маршруты госпитальеров и других крестоносцев, которые не принадлежали к ордену. Зеленая – немцы. Перед тем как переправиться через Босфорский пролив, все эти ребята объединяются в одну красную линию и идут ебашить все что видят. В итоге, к 1099 году, крестоносцы основывают свои государства. Вот они:
Графство Эдесское, Княжество Антиохи, Графство Триполи и Иерусалимское королевство – это государства основанные крестоносцами. Так что итог Первого крестового похода вкратце можно описать так: крестоносцы молодцы, Папа ликует, мусульмане в жопе. Кстати, видишь на карте между Триполи и Антиохией маленькое черное пятнышко? В расшифровке цвета написано «Ассассины». Пожалуйста, представь что этой хуйни нет. Просто карту я взял из википедии, другой не нашел. Отмечу, что я бы очень хотел встретиться с создателем этого картографического шедевра и натянуть ему глаз на жопу.
Так что 11 век для Европы, за малыми исключениями был хорош и благоприятен. Католики вернули себе свои святыни и стали развивать на Ближнем Востоке европейскую государственность.
Переходим к самому вкусному! УРЯЯЯ!!!
Доспех – по-прежнему длинная кольчуга с длинными рукавами. Со шлемами тоже ничего нового. За исключением:
Шлем Святого Вацлава (этот шлем был изображен в Польской Библии 11го века). Это обычная «норманка», но поскольку у нас теперь вся Европа христианская, на шлем стали наносить изображение Иисуса Христа. Были в ходу и обычные пилотки. Шлема с полумаской типа Гермунд-Бю практически не использовались крестоносцами. Зато использовались вот такие странные херовины:
Фригийский колпак. Помесь греческого «сперматозоида» и вендельского типа шлемов. Самый дорогой шлем в то время. С ним связана одна забавность. Откуда мы вообще знаем о том, какие шлема использовались в тот или иной период? Изобразительные или вещественные источники. Так вот, этот шлем отечественные реконы не любят, так как он очень часто встречается на изобразительных источниках, но при этом ни разу не был найден. То есть не был откопан археологами.
Фригийский колпак с наносником и бармицей. Помесь «пилотки норманки» и греческого «сперматозоида». Бюджетный вариант, так сказать. Много раз был изображен и много раз был найден. Но реконы все равно его не любят. Потому что он похож на сперматозоид.
По оружию тоже ничего принципиально нового. Разве что теперь, когда у всех есть замки, арбалеты стали чаще использоваться. Арбалет – очень удобная штука при обороне замка. Из него удобнее стрелять из бойниц.
Каролингские мечи потихоньку вытесняются так называемым «романским» типом мечей. Каролингских мечей по Окшотту у нас 9, так что нумерация романских мечей начинается с 10го.
Первые романские мечи от каролингов отличаются более длинной гардой и меньшим весом. Романский Тип Х – это переходный тип от каролингов к романцам. Для сравнения:
Каролинг тип IX по Окшотту.
У этих мечей много общего. Даже навершия немного похожи. Дол одинаковой длины и ширины.
Типологию мечей эпохи рыцарства по Окшотту я тебе предоставлю чуть ниже. Готовься – это вынесет тебе мозг.
Форма наверший менялась исключительно благодаря веянью мод. Трех- или пятидольные навершия, присущие каролингским мечам, к концу 11го века вышли из употребления полностью. Поскольку эти навершия имели сакральный языческий смысл, полностью христианизированная Европа стала придумывать новые типы наверший. Мечи этого периода будут очень сильно отличаться друг от друга не только гардами или навершиями, но и клинками. Поэтому, типология мечей эпохи рыцарства очень сложна и многогранна. Запомни: к концу 11го века все типы каролингов вышли из употребления, но поскольку кузнецы еще не задумывались о других формах клинков, они сделали акцент перемен на яблоке и гарде. Кстати, именно с конца 11го века гарда становится полноценным защитным элементом меча. Гарда теперь защищает кисть. Гарда была удлинена не просто так: боевые столкновения стали чаще, войны стали масштабней, так что кисти рук теперь нужно было защищать дополнительно. К тому же, не редкими стали куртуазные дуэли между рыцарями (которые бабу не поделили, например), на которых пользовались одними лишь мечами, без щитов. Поскольку удар теперь можно принять только на меч – удлиненная гарда не веяние моды, а актуальная необходимость в то время.
Кстати про кисти. В 11ом веке появляется вот такой вид защитной экипировки:
Крестоносец, 11 век (картина 11го века, монастырь Сен-Дени).
На этой картинке мы видим, что у кольчуги помимо рукавов, теперь есть и варежки. Причем они не одеваются отдельно, а являются продолжением рукава. Более того, мы так же можем заметить, что кольчужный «коиф» не является теперь отдельным элементом. Здесь капюшон приплетен к воротнику. Именно такой форм-фактор будет присущ кольчугам вплоть до конца 13го века.
К вопросу о доспехе. До сего момента, я не рассказывал тебе, как его носили. По одной простой причине: все средневековье кольчугу носили поверх нескольких рубах. То есть не было четкой поддоспешной экипировки. С конца 11го века, такая экипировка появилась:
Акетон. Стеганный доспех набитый шерстью, сеном да и вообще чем придется. На картинке он немного грязный, сорри).
Именно так и будет выглядеть поддоспешная экипировка европейского война вплоть до конца 13го века. Помимо акетона, «стегача», была и наножная поддоспешная экипировка:
Панцер-шоссы, они же «кюиссы». Крепились на пояс или спецовую портупею.
Для чего вообще нужен поддоспешник? Дело в том, что сама кольчуга защищает твое тело лишь от открытых ран. От переломов, как писалось ранее, она не защитит. Но если под нее одеть несколько рубах, или акетон, то удар будет амортизирован. Рубахи давали не самую лучшую амортизацию, инерция ударов гасилась плохо, владельцу кольчуги было больно до жути. Теперь, с появлением акетона, удар амортизировался на пятерочку, и он должен был быть очень сильным, чтобы нанести владельцу кольчуги ощутимый урон. К тому же, теперь бедная пехота, которая не могла купить кольчугу, могла пользоваться акетоном как самостоятельным доспехом. А что? Плотно простеганная набитая чем-либо ткань даст неплохую защиту. Это в любом случае лучше, чем рубаха, и гораздо лучше, чем ничего. Если ты сомневаешься в моих словах, попробуй на досуге ударить топором по подушке. Ты, конечно, ее разрубишь, но не сразу, поверь. Амортизация, друг мой, амортизация. Так что акетон – отличный бюджетный выбор для воинов, чей материальный уровень не был на высоте. Правда, этого доспеха хватит только на один бой (изрубят к ебени матери за первые полчаса несерьезного боя), но опять же, лучше чем ничего. Для справки: появление стеганных доспехов стало возможным благодаря совершенствованию швейных технологий. Подробно об этом рассказывать в этом курсе не буду.
По щитам все также: каплевидные, миндалевидные, круглые. Гербовых пока нет.
По топорам, согласно археологическим находкам, появилось некое разнообразие:
Топоры. Типология Кирпичникова.
Копья теперь тоже поддаются определенной археологической систематизации:
Копья. Типология Кирпичникова.
На самом деле, Кирпичников копал славянские топоры и копья, но в то время от европейских они практически не отличались. Так что при идентификации типов европейских копий и топоров ты можешь пользоваться типологией Кирпичникова.
Перед тем, как перейти к 12му веку, по традиции, картинки для формирования образа:
Рыцарь госпитальер «в разборе», 11ый век. На этой картинке показан акетон, простеганный как вафля. В действительности, простежка у них всегда была тупо вертикальной. Обрати внимание на миндалевидный щит с умбоном. И обрати внимание на его хват. Он называется «вертикальный» и использовался нечасто. Хотя хват и не кулачный, умбон все равно лишним не был, как ты понимаешь. Как-никак стальной элемент.
Арабские воины 11го века. Именно так они и выглядели: без брони (мобилизоваться не успели), зато красивые. Обрати внимание на кожаный ламелляр у чувака в желтом. Нет исторического подтверждения, что таковые были, ибо смысла в них немного. Однако, следуя логике «лучше чем ничего», можно сделать вывод, что таковые существовали. На бедре у мужика в красном почему-то прямой меч. Этого не могло быть, арабы юзали сабли и только сабли.
Славянин 11 век. Варяги тогда выглядели точно так же. Стеганина широко распространения у славян не получила, так что убери мысленно из картинки «вафельный» стегач. Кстати «вафельных» стегачей ни у славян, ни у варягов в этот период вообще не было, запомни это.
Еще один вариант славян 11го века. Хотя эти скорее начала 12го. Смотрим только на мужика, стоящего на первом плане (остальные не из этого времени, художник – мудак). Обрати внимание на шлем степного типа с надбровными дугами и тульями. В качестве поддоспешника – пока что рубахи.
Ну, с 11ым веком вроде разобрались. Идем дальше.