В этом внутреннем движении психологических состояний - ключ к идее.
Повесть показывает, как в сталинградском аду происходит перелом в войне – перелом внутренний, в людях, в душах солдат.Он показан не поверхностно-событийно, а психологически достоверно.
Повесть В. Пановой «Спутники»
Эта книга также вышла в 1946 г. и, подобно повести В. Некрасова, была удостоена Сталинской премии. Это книга о подвиге любви и милосердия, хотя слово «подвиг» применительно к такому произведению вроде бы совсем некстати, потому что оно было еще более приземленным, еще более будничным, что ли, чем повесть Некрасова. Там хоть сам материал был – как бы его ни преподносить – героическим по сути – Сталинградская битва. Здесь – рассказ о самых что ни на есть будняхвойны, о быте санитарного поезда.
Реалистическая достоверность, подчеркнутая приземленность, развернутая детализация – все это очень похоже на манеру В. Некрасова, но при всей этой схожести у повести Пановой есть одно очень важное отличие: принципиальный объективизмв изображении людей и событий. В характерах героев В.Пановой нет такой определенности, чтобы сказать однозначно, хороший перед нами человек или плохой. И это не может рассматриваться как недоработка или художественный недостаток, потому что здесь мы имеем дело с осознанным, совершенно сознательно применяемым писательницей принципом изображения. Она сама позже объяснила свою позицию в статье «Несколько мыслей о технологии нашего ремесла»[1]. Смысл этой позиции заключен в тезисе: «Все люди не без греха».В «Спутниках» у каждого героя, даже самого вроде бы безукоризненно «положительного», подчеркнуты слабости и изъяны (это отлично передано в четырехсерийном телефильме «На всю оставшуюся жизнь» – очень хорошей экранизации повести Пановой, сделанной талантливым режиссером П.Фоменко).
Начальник поезда, главный врач доктор Белов – добрый, умный человек, великолепный врач – но сентиментален и безволен.
Начальник АХЧ Соболь – деловой, инициативный, способный хозяйственник, но воришка и подхалим.
Доктор Супругов – единственный, казалось бы, «отрицательный» персонаж: эгоист, формалист, трус, – но и у него, оказывается, есть немало достоинств: он хороший врач и обязанности свои выполняет безукоризненно, хотя и «от сих до сих».
Каждому герою посвящены как минимум две новеллы. Они и составляют – в определенном контексте, который создают новеллы о других героях,– рассказ о человеке, о его жизни, его военной судьбе: каким он был и каким стал, что станется с ним после войны. Это – при всей лаконичности рассказа – очень емкая сюжетно-композиционная конструкция, позволяющая рассказать о человеке, высветить его состояния в разные периоды: до войны, на войне, после войны.
ИДЕЯ «Спутников»благодаря такому построению выражена, так сказать, скрытосамой формой повести, и без малейших следов каких-либо авторских деклараций. Это идея ценности каждой человеческой души.Это мысль о том, что все люди, даже самые, казалось бы, никчемные, не говоря уже просто об обыкновенных людях, в какое-то время (в исключительных обстоятельствах войны) могут проявить себя с самой лучшей стороны, а то и стать героями.
Причем для выражения этой идеи мысль о необходимости особых обстоятельствочень существенна. И среди этих обстоятельств главное – не сама война, не битвы, сражения, страдания, несчастья, подвиги (все это тоже есть), а рожденное войною особое состояние,особая система отношений между людьми – то, что очень точно выражается словами «братство фронтовое».