Виды автотранспортных предприятий по принадлежности.
АТП
Комплексные АТП до последнего времени были самыми массовыми предприятиями на автомобильном транспорте нашей страны. Появление комплексных предприятий относится к 1933 г., когда впервые в стране издается типовое Положение о низовом звене на автотранспорте, которым была определена автобаза. Автобазе вменялись следующие функции: подготовка автомобилей к выпуску на линию, организация перевозок грузов и пассажиров, проведение технического обслуживания и ремонта машин, хранение машин, обеспечение транспорта всем необходимым, обеспечение безопасности перевозок и т.д.
Положением были определены службы автобазы, главными из которых были служба эксплуатации и техническая служба.
По характеру перевозок и типу подвижного состава (рис. 2.1) комплексные АТП (УТТ) подразделяются на легковые таксомоторные, легковые по обслуживанию учреждений и организаций, автобусные, грузовые, смешанные (выполняют как грузовые, так и пассажирские перевозки) и специальные, т.е. скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и т.п.
Рисунок 2.1 – Классификация комплексных предприятий автомобильного (технологического) транспорта и специальной техники
По целевому назначению, характеру производственно-хозяйственной деятельности, подчиненности и формам собственности АТП могут быть общего пользования (республиканских ведомств автомобильного транспорта, государственных концернов), ведомственные, акционерные, частные и др.
По организации производственной деятельности АТП подразделяются на автономные и кооперированные.
К автономным АТП относятся самостоятельные предприятия, которые осуществляют транспортную работу, хранение и все виды ТО и ТР подвижного состава. Размер таких АТП зависит в основном от численности и типа подвижного состава. Типаж автономных автотранспортных предприятий, сложившийся к 1980—1990 гг., имел широкий диапазон: для грузовых — 100 — 500 ед. подвижного состава, для автобусных — 100 — 400 ед. подвижного состава, для легковых таксомоторных — 200—1000 ед. подвижного состава.
На автомобильном транспорте общего пользования функционировали крупные автономные АТП (автокомбинаты) с числом автомобилей 600—1500 и более, в том числе специализированные по виду перевозок и типу подвижного состава. К кооперированным относятся АТП, деятельность которых осуществляется на основе централизации транспортной работы, а также полной или частичной специализации и кооперации производства ТО и ТР подвижного состава. Кооперированные комплексные предприятия для выполнения ряда функций, например, по поддержанию машин в исправном техническом состоянии, объединяются и создают на более высоком организационном и технологическом уровне на условиях кооперации специализированные централизованные производства.
Совершенствование организации эксплуатационной и инженерно-технической службы обусловливает выделение в составе АТП эксплуатационных и производственных филиалов.
В эксплуатационных филиалах предусматривается хранение подвижного состава, выполнение ЕО, в отдельных случаях ТО-1 и несложных работ ТР. Эти филиалы организуются преимущественно в местах интенсивных грузо- и пассажиропотоков, вблизи пунктов массовой загрузки и разгрузки, конечных станций маршрутов пассажирского транспорта, что способствует приближению подвижного состава к потребителям (сокращению холостых пробегов).
Производственные филиалы создаются для выполнения ТО-1, ТО-2, когда они не производятся в эксплуатационных филиалах, и наиболее трудоемких работ ТР. Централизация ТО и ТР в производственных филиалах способствует повышению качества работ.
Основными задачами автотранспортного предприятия являются:
– организация и выполнение перевозок в соответствиис планом и заданиями;
– хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
– материально-техническое снабжение предприятия; - содержание и ремонт зданий, сооружений и оборудования;
– подбор, расстановка и повышение квалификации персонала;
— организация труда, планирование и учет производственно-финансовой деятельности.
Основными процессами производственной деятельности автотранспортного предприятия являются:
– основное производство;
– вспомогательное производство;
– обслуживающее производство;
– управление производством.
Основное производство на автомобильном транспорте— выполнение перевозок, что является определяющим для автотранспортного предприятия. Однако основное производство нуждается в обслуживании и выполнении комплекса вспомогательных работ.
Вспомогательное производство автотранспортного предприятия — это совокупность производственных процессов, имеющих свой результат труда в виде определенной технической готовности подвижного состава, который используется в основном производстве.
Обслуживающие производства материального продукта не создают. Они обеспечивают основное и вспомогательное производство энергоресурсами, информационным обслуживанием, контролируют качество технического обслуживания и ремонта.
Автотранспортное предприятие для успешной деятельности должно состоять из ряда структурных подразделений с определенными функциями и строго определенными взаимосвязями (рис. 2.2).
Рис. 2.2 Организационная структура АТП