Личные инструменты
Военно-воздушные силы Российской Федерации
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(Перенаправлено с ВВС РФ)
Эта версия страницы ожидает проверки и может отличаться от последней подтверждённой, проверенной 29 марта 2011.
Данная версия страницы не проверялась участниками с соответствующими правами. Вы можете прочитать последнюю стабильную версию, проверенную 29 марта 2011, однако она может значительно отличаться от текущей версии. Проверки требуют 16 правок.
Перейти к: навигация, поиск
Военно-воздушные силы Российской Федерации | |
Большая эмблема ВВС России | |
Годы существования | с 1910 г. |
Страна | Российская Федерация |
Подчинение | Министерство обороны Российской Федерации |
Входит в | Вооружённые Силы Российской Федерации |
Тип | военно-воздушные силы |
Функция | защита государства |
Численность | 183 000[1] |
Участие в | Первая мировая война Гражданская война в Испании Советско-финская война Великая Отечественная война Корейская война Афганская война Первая Чеченская война Вторая Чеченская война Пятидневная война |
Командиры | |
Действующий командир | главнокомандующий генерал-полковник Александр Зелин[2] |
Вое́нно-возду́шные си́лы Российской Федерации (ВВС России) — вид Вооружённых Сил Российской Федерации. Предназначены для ведения разведки группировок противника, обеспечения завоевания господства (сдерживания) в воздухе, защиты от ударов с воздуха важных военно-экономических районов (объектов) страны и группировок войск, предупреждения о воздушном нападении, поражения объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника, поддержки с воздуха Сухопутных войск и сил флота, десантирования воздушных десантов, перевозки войск и материальных средств по воздуху.
Содержание
[убрать]
|
[править] История
[править] Русский Императорский военно-воздушный флот
Опознавательный знак Русского Императорского военно-воздушного флота
Таран Петра Нестерова
Основная статья: Императорский военно-воздушный флот России
Импера́торский вое́нно-возду́шный флот — военно воздушные силы Российской империи, существовавшие с 1910 по 1917 год. Несмотря на свою короткую историю, императорский Военно-воздушный флот быстро стал одним из лучших воздушных флотов мира и сыграл значительную роль в развитии русской и мировой авиации. Русский Императорский ВВФ делился на авиационные отряды (авиаотряды) по 6-10 самолётов, которые объединялись в авиагруппы. Всего было несколько таких авиагрупп. Они использовались в Русской Императорской Армии (Армейская авиация) и Флоте (Морская авиация)
В 1904 Жуковский создал первый аэродинамический институт в Кашино под Москвой. В 1910 году правительство закупило в вооружённые силы первые французские самолеты и начала подготовку пилотов.
В 1913 Сикорский построил первый четырёхмоторный биплан Русский витязь и свой знаменитый бомбардировщик «Илья Муромец». В 1914 русские авиаторы совершили первые арктические полёты в поисках пропавшей экспедиции Георгия Седова. На момент начала Первой мировой войны Россия имела самый большой воздушный флот в мире (263 самолёта). Сначала самолеты использовались только для разведки и корректировки артиллерийского огня, но скоро начались первые воздушные бои. К октябрю 1917 года Россия имела 700 самолётов, значительно уступая по этому показателю другим воюющим странам.
Легендарный пилот Пётр Нестеров в 1913 году выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости (петля Нестерова) и совершил в 1914 году первый воздушный таран.
История императорского военно-воздушного флота закончилась в 1917 году, когда революция (переворот) привела к развалу государства, вооружённых сил и авиационной промышленности. Большинство первых русских пилотов погибли в гражданской войне или эмигрировали из России.
[править] Военно-воздушные силы СССР
Флаг ВВС СССР
Опознавательный знак авиации ВВС СССР, ВВС России (до марта 2010 года)
Основная статья: Военно-воздушные силы СССР
Советские военно-воздушные силы Вооружённых Сил СССР были основаны в 1918 году как Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот. Грандиозная индустриализация Советского государства позволила быстро модернизировать боевую авиацию, доставшуюся в наследство от Императорской России. К концу 30-х наладилось массовое производство таких самолетов как истребители Поликарпова И-15 и И-16, а также бомбардировщики Туполева ТБ-1, ТБ-2 и ТБ-3.
Одним из первых испытаний Советских ВВС в действии стала Гражданская война в Испании в 1936—1939, где отечественные самолеты противопоставлялись (часто успешно) новейшим немецким моделям, в том числе Мессершмитту Bf.109.
[править] Великая Отечественная война
В 1939 году авиация принимала участие в Советско-финской войне, где провела более 100 000 самолето-вылетов. В среднем, один самолет терялся на 166 боевых самолето-вылетов, что значительно лучше, чем потери советских ВВС в 1944—1945, не говоря уже о 1941—1942. За все время советско-финской войны СССР потерял 627 самолетов различных типов. Из них 38 % было сбито в бою или совершили посадку на территории противника, 14 % пропали без вести, 29 % потеряно в результате аварий и катастроф и 19 % получили повреждения, которые не позволили вернуть самолеты в строй.
За период с 1 января 1939 по 22 июня 1941 года ВВС получили от промышленности 17 745 боевых самолётов, из них 706 самолетов новых типов: истребителей МиГ-3 — 407, Як-1 — 142, ЛаГГ-3 — 29, Пе-2 — 128.[3]
К 22 июня 1941 года советская авиационная промышленность авиапром выпускала 50 боевых самолетов в сутки, что значительно больше того, что производила в этот период Германия и все её союзники во всем мире. Через три месяца, в последней декаде сентября 1941 года, уровень производства достиг 100 боевых самолетов в сутки.
За годы войны было подготовлено 44 093 летчика. Погибло в бою 27 600: 11 874 летчика-истребителя, 7 837 летчиков-штурмовиков, 6 613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 летчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации.[4]
[править] Холодная война
После победы СССР в Великой Отечественной войне ВВС были серьёзно модернизированы, активно разрабатывалась новая техника, совершенствовалась тактика воздушного боя. К концу 1980-х в распоряжении советских Военно-воздушных сил было до 10 тысяч самолетов, что делало советские ВВС мощнейшими в мире. Организационно состояли из родов авиации: бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной, связи и санитарной. Вместе с тем ВВС делились на виды авиации: фронтовую, дальнюю, военно-транспортную, вспомогательную. Имели в своём составе специальные войска (специального назначения (спецназ)), части и учреждений тыла.
В ВВС в 1960—1980-х годах основными были:
- Дальняя авиация (ДА) — стратегические бомбардировщики;
- Фронтовая авиация (ФА) — истребители-перехватчики и штурмовики, обеспечивавшие превосходство в воздухе в приграничных зонах и перехват авиации НАТО;
- Военно-транспортная авиация (ВТА) для переброски войск.
Войска противовоздушной обороны СССР являлись отдельным видом Вооружённых Сил, не входившими в состав Военно-воздушных сил, но имели свои авиационные подразделения (в основном истребительные).
В 1980-х начались разработки истребителя пятого поколения, в частности были запущены программы МиГ 1.44 и С-37. Но экономический кризис и распад Советского Союза не позволил довести их до конца, финансирование новых разработок прекратилось.
Начался раздёл ВВС между независимыми республиками СНГ.
[править] ВВС России
Флаг ВВС России
Опознавательный знак авиации ВВС России[5][6]
Нарукавный знак ВВС России.
После распада СССР в декабре 1991 советские военно-воздушные силы были разделены между Россией и 14 независимыми республиками. В результате этого разделения Россия получила примерно 40 % техники и 65 % личного состава советских ВВС, став единственным на пост-советском пространстве государством, обладающим дальней стратегической авиацией. Многие самолёты были переброшены из бывших союзных республик в Россию. Некоторые были уничтожены. В частности, 11 новых бомбардировщиков Ту-160, располагавшихся на Украине, были утилизированы под дипломатическим давлением [7] из США. 8 таких самолетов были переданы Украиной России в качестве погашения задолженности за газ.
В 1994—1996 и 1999—2002 ВВС принимали активное участие в Чеченских кампаниях. Их деятельность осложнялась спецификой местного климата и рельефа.
[править] Современное положение
Процесс деградации российских ВВС (быстрое снижение численности и подготовленности личного состава, авиатехники и аэродромов, малое количество полётов по причине недостаточного финансирования) активно шёл в 1990-х и несколько приостановился в начале 2000-х годах. В январе 2008 года главнокомандующий ВВС Александр Зелин назвал состояние воздушно-космической обороны России критическим[8]. Например, большинство истребителей МиГ-29 ВВС России, составляющих треть истребительного флота страны, были выпущены в 1980-х годах, не проходили своевременный капитальный ремонт на авиаремонтных заводах, и по этой причине, вероятно, будут списаны в ближайшие годы.[9][10]
В 2009 году закупки новой авиатехники для ВВС России приблизились к показателям советского времени[11], что дало основание многим экспертам полагать, что процесс перевооружения российской авиации начался[12]. Проходят испытания истребителя пятого поколения ПАК ФА, 29 января 2010 года состоялся его первый полёт. Поступление в войска истребителей 5-го поколения планируется к 2013 году.
Согласно исследованию австралийского аналитического центра Air Power Australia, опубликованному в феврале 2009 года, уровень средств ПВО России достиг уровня, при котором исключается возможность выживания военной авиации США во время вооружённого конфликта.[13]
[править] Перевооружение
В 2010 году Министерству обороны России российской авиационной промышленностью был поставлен 21 самолет (четыре Су-34, четыре Су-30М2, четыре Су-27СМ3, три МиГ-29СМТ, четыре Як-130, один Ил-62М и один Ту-154М) и 57 вертолетов (15 Ми-28Н, четыре Ка-52, четыре «Ансат-У» и 34 серии Ми-8).[14]
В 2011 году Министерство обороны России получит от промышленности минимум 28 самолетов (два Су-35С, шесть Су-34, восемь Су-27СМ3, восемь Як-130, один Ту-214ОН, два Ту-154М, один Ан-140-100М) и более 100 вертолетов (15 Ми-28Н, 10 Ка-52, два Ми-35М, один Ми-26, шесть «Ансат-У», шесть Ка-226, более 60 серии Ми-8 различных модификаций).[14] Также в этом году продолжится модернизация парка штурмовиков Су-25 до стандарта "СМ".
По данным МО России в 2011 году будет закуплено 35 самолетов, 109 вертолетов и 21 зенитно-ракетная система.[15]
По состоянию на начало 2011 года, 8 из 38 авиационных эскадрилий истребительной авиации были перевооружены на новые и модернизированные самолеты (МиГ-29СМТ/УБТ, МиГ-31БМ, Су-27СМ, Су-27СМ3, Су-30М2); штурмовой авиации - 3 из 14 аэ (Су-25СМ); бомбардировочной авиации - 2 из 14 аэ (Су-24М2). В этом же году на Су-34 будет перевооружена одна бомбардировочная аэ авиабазы Балтимор под Воронежом.
Количество авиатехники поступившей в ВВС за последние годы в рамках программы перевооружения (данные на первый квартал 2011 года):
Наименование | Количество |
Истребительная авиация: | |
МиГ-29СМТ (новой постройки) | |
МиГ-29УБТ (новой постройки) | |
МиГ-31БМ (модернизация строевых МиГ-31) | |
Су-27СМ (модернизация строевых Су-27) | |
Су-27СМ3 (новой постройки) | |
Су-30М2 (новой постройки) | |
Штурмовая/бомбардировочная авиация: | |
Су-25СМ (модернизация строевых Су-25) | |
Су-25УБМ (новой постройки) | |
Су-24М2 (модернизация строевых Су-24М) | |
Су-34 (новой постройки) | 16 (вкл. прототипы и 9 серийных) |
Учебно-тренировочная авиация: | |
Як-130 (новой постройки) | 9 ( один потерян )[16] |
Вертолетная авиация: | |
Ка-50 (новой постройки) | |
Ка-52 (новой постройки) | 9 (вкл. 4 серийных) |
Ми-28Н (новой постройки) | 38( вкл.первые 7 исп. только для испытаний + 31 серийных )[17] |
Ми-8АМТШ (новой постройки) | 22[14] |
Ми-8МТВ5 (новой постройки) | |
Ансат-У (новой постройки) |
Заключенные контракты на поставку авиатехники для ВВС и ВМФ РФ:
Наименование | Количество | Справка |
МиГ-29К | ||
Су-27СМ3 | выполнен на треть, последние 8 бортов поступят в 2011 | |
Су-30М2 | выполнен | |
Су-35С | первые два борта поступят в 2011, срок выполнения до 2015 года | |
Су-34 | 5 предсерийных + 4 серийных ( по контракту 2008 года на 32 машины )[18] бортов поставлено, в 2011 поступят еще 6, в дальнейшем по 10-12 машин ежегодно | |
Су-25УБМ | ||
Ка-52 | 4 серийных борта поставлено, в 2011 поступят еще 10 | |
Ми-28Н | 38 бортов поставлено, включая 15 в 2010, в 2011 поступят еще 15 | |
Як-130 | 9(-1) серийных борта поставлено, летом поступят ещё 3[19] | |
Ка-226 | 36[20] | 6 в 2011 |
[править] Учения
[править] Совместное антитеррористическое учение с США
Военно-воздушные силы России и США планировали провести в 2008 году совместные антитеррористические учения на Дальнем Востоке. По сценарию учений, террористы захватывают самолёт в аэропорту. С российской стороны планировалось участие четырёх истребителей, одного самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и поисковых спасательных служб, с американской — гражданского лайнера, истребителей и самолёта дальнего радиолокационного обнаружения[21]. 20 августа появилось сообщение о том, что запланированные на 28-30 августа учения отменены (вероятно, из-за обострения отношений России и НАТО)[22].
[править] Учения войск ПВО
Тактические учения со стрельбами зенитных ракетных полков проводятся на военном полигоне Ашулук. В сентябре 2008 года на полигоне прошли учения 606-го гвардейского зенитного ракетного полка, на вооружении которого состоят зенитные ракетные системы С-400[23].
В сентябре 2008 года прошли плановые стрельбы истребительного авиаполка на самолётах Су-27. Полк Дальневосточного объединения ВВС и ПВО в составе более двадцати самолётов совершил перелёт на полигон Ашулук, где провёл стрельбы из всей номенклатуры вооружения[24].
[править] Реформа ВВС
В августе 2008 в СМИ появилась информация о возможном реформировании российских ВВС: предполагалось, что все армии ВВС и ПВО будут переданы в непосредственное подчинение командующим военными округами, на территории которых они базируются, а для управления армиями стратегической и военно-транспортной авиации будет создано специальное управление при Генштабе. Подобная реформа проводилась в ВВС СССР в 1978—1986 годах: авиация и ПВО были переподчинены округам, были созданы главные командования четырёх направлений: Западное (Польша), Юго-Западное (Молдавия), Южное (Закавказье) и Восточное (Дальний Восток). Затраты на реформу составили около 15 млрд руб. В 1986 году новая структура была признана несостоятельной и подверглась обратной реорганизации.
В 2009 году начат переход ВВС России в ходе перехода к новой организационной структуре: ныне ВВС будут состоять из оперативных командований, авиабаз и бригад воздушно-космической обороны (зенитно-ракетных и противоракетных). Четыре командования (бывшие армии ВВС и ПВО) будут дислоцированы в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Хабаровске и Ростове-на-Дону, кроме этого сохранится командование дальней авиации (бывшая 37-я воздушная армия) и командование военно-транспортной авиации (бывшая 61-я воздушная армия), а также оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны (бывшее командование спецназначения, включающее противоракетную оборону). В составе ВВС будет 33 авиабазы и 13 бригад воздушно-космической обороны. По словам редактора Moscow Defense Brief Михаила Барабанова, на начало 2009 года в боевом составе ВВС России было (по открытым источникам) 72 авиаполка, 14 авиабаз и 12 отдельных авиаэскадрилий и отрядов (без учёта учебных полков).По мнению Барабанова их замена на 33 авиабазы означает списание около 1000 самолетов и вертолетов (в новых авиабазах останется около 2000 воздушных судов). Цель очередной реформы ВВС — концентрация наиболее боеспособных сил на ограниченном количестве аэродромов, что позволит интенсифицировать боевую подготовку и сэкономить бюджетные средства.[25]
После реформы 2008—2009 годов из 245 военных аэродромов в России осталось около 70 активно действующих, остальные по состоянию на 2010 год законсервированы или используются эпизодически. В ближайшие годы процесс сокращения сети военных аэродромов продолжится, таким образом в стране останется лишь 27 основных военных аэродромов[26].
В сентябре 2010 года в СМИ появились сообщения о том, что после ликвидации военных округов в России могут быть ликвидированы и главные командования видов войск — ВМФ, ВВС и Сухопутных войск, боевые части которых будут входить в состав четырёх оперативно-стратегических командований (ОСК)— «Запад», «Восток», «Юг» и «Центр». Вероятно, вместо главкоматов будут образованы департаменты видов войск Генштаба, а главкомы превратятся в начальников департаментов с чисто административными функциями.[27]
[править] Замена советских опознавательных знаков
В конце 2008 года было предложено заменить используемые опознавательные знаки ВВС на новые. Предполагалось заменить красные пятиконечные звёзды на аналогичные красные звёзды, окаймленные синей и белой полосами и красной линией по контуру. Проект был одобрен Госдумой России, но отклонен Советом Федерации[28]. Однако, 4 марта 2010 года новый вариант звёзд правительством России был утверждён[6].
[править] Структура
Средняя эмблема ВВС России
Штандарт главнокомандующего ВВС России
Нарукавный знак Главного командования ВВС России с 2005 г
В состав ВВС России входят[29] следующие рода сил (войск):
- Авиация
- Дальняя
- Военно-транспортная
- Фронтовая
- Армейская
- Зенитные ракетные войска
- Радиотехнические войска ВВС РФ
- Специальные войска
[править] Части центрального подчинения
Основная статья: Части центрального подчинения ВВС
[править] Объединенно-стратегическое командование воздушно-космической обороны (бывш. Командование специального назначения(КСпН))
Основная статья: Объединенно-стратегическое командование воздушно-космической обороны
[править] 1 Командование ВВС и ПВО (6 армия ВВС и ПВО + часть КСпН(16-я воздушная армия))
Основная статья: 1 Командование ВВС и ПВО
[править] 2 Командование ВВС и ПВО (Сибирское объединение ВВС и ПВО(14 армия ВВС и ПВО))
Основная статья: 2 Командование ВВС и ПВО
- 10 гвардейская бригада ВКО — Чита
- 120-й гвардейский истребительный авиаполк — Домна — МиГ-29, Су-25
- 342 радиотехнический полк — Чита
- 7-я зенитная ракетная бригада — Джида — Бук-М1 [30]
- 9 бригада ВКО — Новосибирск
- 6979 авиабаза — Канск (Южный) — МиГ-31
- 341 радиотехнический полк — Красноярск
- 388-й гвардейский зенитный ракетный полк, в/ч 97646, село Назарово, Ачинского района
- 590-й Львовский зенитный ракетный полк — Новосибирск
** зенитный ракетный полк — Ангарск
- 21-я смешанная авиационная дивизия — Джида
- 2-й гвардейский бомбардировочный авиаполк — Джида — Су-24М
- 266-й штурмовой авиаполк — Степь — Су-25
- 313-й разведывательный авиаполк — Бада — Су-24МР
- 137-я отдельная смешанная авиаэскадрилья — Новосибирск (Толмачево) — Ан-26
- 337-й отдельный вертолётный полк — Бердск — Ми-8, Ми-24
- 112-й отдельный вертолётный полк — Чита — Ми-8, Ми-24
- Авиационная база на аэродроме «Черемушки»-Чита-1 (до 2003 года отдельный смешанный авиационный полк)
[править] 3 Командование ВВС и ПВО (Дальневосточное объединение ВВС и ПВО(11 армия ВВС и ПВО))
Основная статья: 3 Командование ВВС и ПВО
- 93-я дивизия ПВО — Владивосток
- 22-й гвардейский истребительный авиаполк — Центральная Угловая (Артем) — Су-27СМ
- 530-й истребительный авиаполк — Соколовка (Чугуевка) — МиГ-31
- 10-я радиотехническая бригада — (Артем)
- 25-я дивизия ПВО — Комсомольск-на-Амуре
- 23-й истребительный авиаполк — Дзёмги — Су-27СМ
- 45-я радиотехническая бригада — Хабаровск
- 203-я зенитная ракетная бригада — Биробиджан
- 1533-й гвардейский зенитный ракетный полк — Владивосток — С-300ПС
- 1529-й гвардейский зенитный ракетный полк — Хабаровск — С-300ПС
- хх9-й гвардейский зенитный ракетный полк — Золотая долина
- 1530-й зенитный ракетный полк — Комсомольск-на-Амуре
- 303-я смешанная авиадивизия — Уссурийск
- 277-й бомбардировочный авиаполк — Хурба — Су-24М
- 302-й бомбардировочный авиаполк — Переяславка — Су-24М2
- 18-й штурмовой авиаполк — Галенки — Су-25
- 187-й штурмовой авиаполк — Черниговка — Су-25
- 523-й бомбардировочный авиаполк — Возжаевка — Су-24, Су-24МР
- 799-й отдельный разведывательный авиаполк — Варфоломеевка — Су-24МР
- 265-я авиационная база — Центральный, Большой («Терек») (Хабаровск) — Ми-8, Ан-12, Ан-26, (Ту-134)
- 319-й отдельный вертолётный полк боевого управления — Черниговка — Ми-24
- 364-й отдельный вертолётный полк — Средне-Белая — Ми-8, Ми-24, Ми-26
- 825-й отдельный вертолётный транспортный полк — Гаровка-2 — Ми-8, Ми-26
- 101-й отдельный вертолетный отряд — Буревестник Ми-8
- Спеццентр выживания летного состава
[править] 4 Командование ВВС и ПВО (4 армия ВВС и ПВО + Уральское объединение ВВС и ПВО(5 армия ВВС и ПВО))
Основная статья: 4 Командование ВВС и ПВО
[править] Командование ДА (Дальняя авиация)
Основная статья: 37-я воздушная армия
[править] Командование ВТА (Военно-транспортная авиация)
Основная статья: Командование Военно-транспортной Авиации
[править] Состав
ВВС России по размеру флота уступает только ВВС США.
По состоянию на 2010 год, численность личного состава ВВС России составляет около 148 000 человек[31]. В эксплуатации Военно-воздушных сил находятся более 4 000 единиц военной техники[31], а также 833 на хранении[31].
После реформы, авиаполки были сведены в авиабазы, общим количеством 60 АБ (в т.ч. 25 авиабаз с тактической авиацией, из которых 14 "истребительных" авиабаз).
Тактическая (фронтовая) авиация имеет в своем составе следующие эскадрильи:
- 38 истребительных аэ (7 на МиГ-29, 1 на МиГ-29С, 2 на МиГ-29СМТ, 11 на МиГ-31, 1 на МиГ-31БМ, 11 на Су-27, 4 на Су-27СМ, 1 на Су-27СМ3 и Су-30М2 (сведены в одну аэ на АБ в Крымске)[32][33])
- 14 бомбардировочных аэ (12 на Су-24М, 2 на Су-24М2),
- 14 штурмовых аэ (11 на Су-25, 3 на Су-25СМ),
- 9 разведывательных аэ (Су-24МР),
- учебные и испытательные - 13 аэ.
Дислокация авиабаз тактической (фронтовой) авиации:
- КОР - 2 АБ (из них 1 истребительная)
- ГВЗ - 1 АБ (истребительная)
- ЗВО - 6 АБ (из них 4 истребительных)
- ЮВО - 5 АБ (из них 2 истребительных)
- ЦВО - 4 АБ (из них 2 истребительных)
- ВВО - 7 АБ (из них 4 истребительных)
В конце 2003 года, генерал-лейтенант Виктор Николаевич Сокерин, подав в отставку с должности Командующего ВВС и ПВО Балтийского флота так охарактеризовал ситуацию в ВВС на тот момент: «ВС испытывают неконтролируемый распад своей боевой авиации». «…Авиационные полки укомплектованы офицерами, которые на протяжении пяти лет обучения имели всего несколько часов учебного налёта, причем главным образом с инструктором. Только 3 процента лётчиков 1-го и 2-го классов имеют возраст моложе 36 лет и только 1 процент штурманов 1 класса ВВС БФ моложе 40 лет. 60 процентов командиров экипажей старше 35 лет, половина из них старше 40 лет.»[34]
По итогам 2006 года средний налёт в ВВС России составил 40 часов (у молодых пилотов средний налёт 80 часов)[1]. Показатель налёта зависит от вида авиации. В военно-транспортной авиации он был 60 часов, тогда как в истребительной и фронтовой авиации составил 20-25 часов. Для сравнения, за тот же год данный показатель в США составил 189, Франции 180, Румынии 120 часов[35]. В 2007 году в результате улучшения снабжения авиатопливом и активизации боевой подготовки, среднегодовой налёт увеличился: в Дальней авиации он составил 80-100 часов[36], в авиации ПВО — примерно 55 часов[37]. Молодые лётчики нередко имеют налёт свыше 100 часов[38].
Помимо ВВС, имеется военная авиация и в других видах и родах войск Вооружённых Сил России: ВМФ, РВСН. Авиация ПВО (с 1999) и авиация сухопутных войск (с 2003) входят в состав ВВС. Авиация Ракетных войск стратегического назначения к 1 апреля 2011 года будет передана в состав Военно-воздушных сил РФ.[39]
Точный количественный и качественный состав ВВС ВС России является секретной информацией. Приведённые ниже данные собраны по открытым источникам и могут содержать существенные неточности.
Источники[31][40][41][42]
МиГ-31 — тяжёлый скоростной перехватчик
МиГ-29 — лёгкий многоцелевой истребитель
Су-35БМ — тяжёлый многоцелевой истребитель поколения 4++
Ту-22М3 — средний бомбардировщик-ракетоносец
Ту-160 — тяжёлый стратегический бомбардировщик-ракетоносец и Су-27 — истребитель-перехватчик
Ил-78 — воздушный танкер и пара Су-24 — фронтовых бомбардировщиков
Ка-50 — ударный вертолёт
Назначение, наименование | Количество в регулярных ВВС | Количество в резерве ВВС | Общее количество | Количество поставленных машин |
Стратегическая и дальняя авиация: | ||||
Ту-22М3 | ||||
Ту-95МС6/Ту-95МС16 | 32/32 | |||
Ту-160 | ||||
Фронтовая авиация: | ||||
Су-25 / Су-25СМ | 241/40 | |||
Су-24 / Су-24М / Су-24М2 | 0/335/30[43] | 201/0/0 | ||
Су-34 | ||||
Истребительная авиация: | ||||
МиГ-29 / МиГ-29СМТ/УБТ | 242/34 | |||
МиГ-31 / МиГ-31БМ | 178/10[44] | |||
Су-27 / Су-27СМ / Су-27СМ2/СМ3 | 252/55[44]/4[45][32] | 0/0/8[45][32] | ||
Су-30 / Су-30М2 | 5/4[32] | |||
Су-35С | 48[46] | |||
Боевые вертолеты: | ||||
Ка-50 | ||||
Ка-52 | ||||
Ми-24П/Ми-24ПН/Ми-24ВП-М | 592/28/0 | 0/0/22 | ||
Ми-28Н | ||||
Ми-8/Ми-8АМТШ/Ми-8МТВ-5 | 600/22[47]/12 | 0/12[48]/18[49] | ||
Ми-26 | ||||
Ка-60 | ||||
Разведывательная авиация: | ||||
Су-24МР | ||||
МиГ-25РБ | ||||
A-50/A-50У | 11/1 | |||
Транспортная авиация и танкеры: | ||||
Ил-76 | ||||
Ан-22 | ||||
Ан-72 | ||||
Ан-70 | 60[50] | |||
Ан-124 | ||||
Ил-78 | ||||
Зенитно-ракетные войска: (дивизионы) | ||||
С-300ПС | ||||
С-300ПМ | ||||
С-300В/С-300В4[51] | 200 ПУ | 200 ПУ | 0/? | |
С-400 | 4[52] | 48[53] ( до 2020 г ) | ||
Учебно-тренировочная и учебно-боевая авиация: | >980 | |||
МиГ-29УБ/ МиГ-29УБТ | ?/6[44] | |||
Су-27УБ | ||||
Су-25УБ/ Су-25УБМ | 0/16 | |||
Ту-134УБЛ | ||||
Л-39 | ||||
Як-130 | 8[54] | 3[55] | ||
Ансат-У | ||||
Ка-226 | 6[56] |
[править] Беспилотные летательные аппараты
В составе ВВС России имеются два полка БПЛА, исследовательская эскадрилья и Центр боевого применения БПЛА в Егорьевске. В то же время, развитие БПЛА в России значительно отстаёт от аналогичных программ стран НАТО. В 2010 году МО РФ заказало у Израиля 3 вида разведовательных беспилотных самолёта (малого и среднего класса) для нужд своей армии. Общее количество аппаратов оценивается в 63 единицы. В России планируется открыть совместное с Израилем предприятие по производству БПЛА.[57]
Виды закупленных БЛА:
- IAI Bird-Eye 400
- IAI I-View
- IAI Searcher 2
Из отечественных БЛA на вооружении доподлинно известно находятся:
- ZALA 421-08 ( формально являеться БЛА сухопутных войск )
- Пчела-1Т
- Типчак[58]
- Ту-243
[править] Учебные заведения
Учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов для Военно-воздушных сил России:
- Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е.Жуковского и Ю. А. Гагарина
- Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова
- Краснодарский филиал ВУНЦ ВВС "ВВА"
- Сызранский филиал ВУНЦ ВВС "ВВА"
- Военный авиационный инженерный университет г. Воронеж
- Ейский филиал ВУНЦ ВВС "ВВА"
- Челябинский филиал ВУНЦ ВВС "ВВА"
[править] Эволюция опознавательных знаков
Опознавательный знак авиации Российской империи в 1915-1918 годах
Опознавательный знак авиации Красной армии в 1918-43 годах (вариант)
Опознавательный знак авиации ВС СССР (с 1943 года) и Российской Федерации (до марта 2010 года) Опознавательный знак ВВС Республики Беларусь
Опознавательный знак авиации ВВС Российской Федерации (с марта 2010 года)
Опознавательный знак воздушных судов полиции и таможенной службы (с марта 2010 года)
[править] Фотогалерея
МиГ-31
МиГ-29
Су-27
Су-25Т
Су-24
Ту-22М3
Ту-95МС
Ту-160
Ан-22
Ан-124
Ил-76
А-50
Ка-50
Ми-8
- Ми-24
Ми-26
[править] Интересные факты
- В 1947 — 1950 годах началось серийное производство и массовое поступление в вооружённые силы реактивной авиации.
- С 1952 года Войска ПВО страны оснащаются зенитной ракетной техникой.
- Ежегодно на вооружение в ВС СССР поступало 400—600 самолётов. Из ответов Главнокомандующего ВВС России генерал-полковника А. Зелина на пресс-конференции на «МАКСе-2009» (20 августа 2009 года).
- Центральный банк России 4 мая 2009 года выпустил три серебрянные памятные монеты достоинством 1 рубль, посвящённые военно-воздушным силам России:
Единый аверс всех трёх монет
Реверс монеты с изображением эмблемы Военно-воздушных сил Вооружённых сил Российской Федерации
... с изображением истребителя Су-27
... с изображением бомбардировщика "Илья Муромец"
[править] См. также
- Императорский военно-воздушный флот России
- Список военных аэродромов России
- Авиация Военно-морского флота
- Военная авиация
- Военно-воздушные силы
- Главнокомандующие ВВС СССР и России
- Вооружённые силы Российской Федерации
[править] Примечания
- ↑ К 2012 году будет завершен разгром ВВС России — ВЛАСТИ.НЕТ
- ↑ Главнокомандующий Военно-воздушными силами
- ↑ В. В. Ростопчин. Трагедия военной авиации СССР в 1941 году: случайность или закономерность
- ↑ В. И. Алексеенко. Советские ВВС накануне и в годы Великой Отечественной войны.
- ↑ Правительство Российской Федерации. Постановление от 4 марта 2010 г. № 127 «О знаках государственной принадлежности на воздушных судах государственной авиации»
- ↑ 12 РИА Новости «Утверждены новые знаки госпринадлежности на воздушных судах»
- ↑ Taking Legislative Aim at Weapons of Mass Destruction (eng)
- ↑ Главком ВВС России назвал «критическим» состояние воздушно-космической обороны страны
- ↑ Российские истребители начала истреблять старость
- ↑ Около 200 истребителей МиГ-29 ВВС России, возможно, будут списаны
- ↑ ВВС России выходят на показатели советских времен по закупкам авиации
- ↑ Поступление в войска нового ударного самолета Су-34 свидетельствует о начале реального технического перевооружения российских ВВС — Кокошин
- ↑ Эксперты признали превосходство ПВО России над авиацией США // Коммерсантъ, 6 февраля 2009
- ↑ 123 ВВС России получают пополнение
- ↑ Минобороны рассказало о планах закупки вооружения в 2011 году
- ↑ http://www.take-off.ru/news/111-news-04-2011/572-yak-130-bebsk-04-2011
- ↑ http://www.aviaport.ru/digest/2011/03/18/212529.html
- ↑ http://www.aviaport.ru/digest/2011/03/18/212529.html
- ↑ http://www.take-off.ru/news/111-news-04-2011/572-yak-130-bebsk-04-2011
- ↑ http://www.military-informant.com/index.php/airforce/1027-ka-22604.html
- ↑ ВВС России и США проведут в 2008 году совместные антитеррористические учения
- ↑ Отменены ещё одни российско-американские учения
- ↑ Боевые расчеты ЗРС С-400 уничтожили все маловысотные цели в ходе учений
- ↑ Летчики истребительного авиационного полка на самолетах Су-27 Дальневосточного объединения ВВС и ПВО проведут плановые стрельбы
- ↑ Спишут 1000 самолетов
- ↑ Бесконечная реформа
- ↑ Минобороны ликвидирует главкомов
- ↑ Красные звезды останутся на военных самолетах
- ↑ Военная техника и вооружение ВВС
- ↑ Архив новостей
- ↑ 1234 The International Institute For Strategic Studies IISS The Military Balance 2010. — Nuffield Press, 2010. — С. 227, 228. — 492 с. — ISBN 9781857435573
- ↑ 1234 ВВС переданы первые новые Су-27СМ
- ↑ Новые самолеты Су-27СМ3
- ↑ Александр Рябушев. Самолет по имени «Россия» вошел в пике. Независимая газета (16 января 2004). Проверено 13 августа 2010.
- ↑ IISS Military Balance 2005/2006
- ↑ В 2007 году налет пилотов Дальней авиации ВВС России в ходе воздушного патрулирования увеличился до 100 часов
- ↑ Средний налет вырос
- ↑ Есть первая сотня!
- ↑ Авиация РВСН передается в состав ВВС России
- ↑ Куда летит российская авиация
- ↑ МАКС собрал $10 млрд
- ↑ «Сухой» стал лауреатом премии «Компания года-2009»
- ↑ ВВС РФ получили четыре модернизированных бомбардировщика Су-24М2 - ВПК.name
- ↑ 123 Перспективы ВВС России до 2020 года - ВПК.name
- ↑ 12 ВВС России получили новые истребители Су-27СМ
- ↑ Су-35 пойдет в серию в 2012 году
- ↑ http://nvo.ng.ru/armament/2011-03-18/7_vvs.html
- ↑ http://nvo.ng.ru/armament/2011-03-18/7_vvs.html
- ↑ Россия на вооружение планирует потратить 19 трлн руб. до 2020 г. — ОРУЖИЕ РОССИИ, Каталог вооружения, военной и специальной техники
- ↑ ЦАМТО / Новости / Военные ведомства Украины и России определились с гособоронзаказом на ВТС Ан-70
- ↑ В 2011 г на вооружение поступит усовершенствованная система ПВО С-300 — ОРУЖИЕ РОССИИ, Каталог вооружения, военной и специальной техники
- ↑ Россия на вооружение планирует потратить 19 трлн руб. до 2020 г. — ОРУЖИЕ РОССИИ, Каталог вооружения, военной и специальной техники
- ↑ Россия на вооружение планирует потратить 19 трлн руб. до 2020 г. — ОРУЖИЕ РОССИИ, Каталог вооружения, военной и специальной техники
- ↑ http://www.take-off.ru/news/111-news-04-2011/572-yak-130-bebsk-04-2011
- ↑ http://www.take-off.ru/news/111-news-04-2011/572-yak-130-bebsk-04-2011
- ↑ http://www.military-informant.com/index.php/airforce/1027-ka-22604.html
- ↑ Lenta.ru: Оружие: Большие покупки
- ↑ Lenta.ru: Оружие: Российскую армию вооружат новыми беспилотниками
[править] Ссылки
- Официальная страница ВВС России
- Военно-воздушные силы России (структура)
- Военно-воздушные силы России на Milkavkaz.net
- Сайт о ВВС РФ
- Справочник Вся российская военная авиация-2008
- Журнал «Воздушно-Космическая оборона»
- Федеральные авиационные правила производства полетов государственной авиации
- День армейской авиации отмечают в ВВС
- В военно-транспортной авиации подведены итоги за 2007 год
- Владислав Стыценков: ВВС набирают высоту
- Структура 5ВА ВВС и ПВО по состоянию на 2005 год
- ВВС на крутых виражах — издание «Воздушно-космическая оборона»
- Новый облик ВВС ВС России
- Неофициальный реестр транспортных самолётов и вертолётов ВВС РФ
[скрыть] п·о·р Военно-воздушные силы Российской Федерации | ||
Структура ВВС РФ до 1 декабря 2009 года | Части центрального подчинения · Командование специального назначения · 4-я армия ВВС и ПВО · 5-я армия ВВС и ПВО · 6-я армия ВВС и ПВО · 11-я армия ВВС и ПВО · 14-я армия ВВС и ПВО · 37-я воздушная армия · 61-я воздушная армия | |
Структура ВВС РФ после 1 декабря 2009 года | Части центрального подчинения · Объединенно-стратегическое командование воздушно-космической обороны · 1 Командование ВВС и ПВО · 2 Командование ВВС и ПВО · 3 Командование ВВС и ПВО · 4 Командование ВВС и ПВО · Командование Дальней Авиации · Командование Военно-транспортной Авиации | |
Главнокомандующий | генерал-полковник Александр Зелин |
[скрыть] п·о·р Вооружённые Силы Российской Федерации | |||||
Структура Вооружённых Сил | |||||
Командование | Верховный Главнокомандующий · Президент Российской Федерации · Министр обороны · Генеральный штаб · Начальник Генерального штаба | ||||
Виды Вооружённых Сил | Сухопутные войска · Военно-воздушные силы · Военно-Морской Флот | ||||
Рода войск | РВСН · Космические войска · Воздушно-десантные войска | ||||
Территориальное деление |
| ||||
Правовое положение | |||||
Правовые акты и документы | Закон об обороне · Закон о статусе военнослужащих · Военная доктрина · Военный бюджет Воинские уставы: Внутренней службы · Гарнизонной и караульной службы · Строевой · Дисциплинарный · Корабельный | ||||
Парламентский надзор | Комитет Государственной думы по обороне · Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности | ||||
Военная служба | |||||
Атрибуты военной службы | Военная присяга · Воинские звания · ВУС · Воинский этикет | ||||
Воинская обязанность | Воинский учёт · Категории годности · Военный комиссариат · Призыв на военную службу · Уклонение от призыва | ||||
Символика | Эмблема Вооружённых Сил · Список эмблем Вооружённых Сил · Знамя Вооружённых Сил · Флаги Вооружённых Сил · Флаги Военно-Морского Флота Знаки различия по формированиям · Знаки различия по подразделениям | ||||
Списки и категории | |||||
Военные базы | Военные аэродромы · Аэродромы совместного базирования · Военно-морские базы | ||||
Вооружение и военная техника | Бронетехника · Ракетное оружие · Ракетно-ядерное оружие · Артиллерия |
|
[показать] Страны Азии: Военно-воздушные силы |
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония |
Зависимые территории |
Палестинская национальная администрация |
Непризнанные и частично признанные государства |
Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия |
¹ В основном в Африке ² Частично в Европе |
[показать] Страны Европы: Военно-воздушные силы |
Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Испания • Италия • Казахстан² • Латвия • Литва • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония |
Зависимые территории |
Азорские острова |
Непризнанные и частично признанные государства |
Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Республика Южная Осетия¹ |
¹ Частично или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы (en) ² В основном в Азии |
Источник — «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8B_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8»
Категория: Военно-воздушные силы России