Ориентирование на местности по карте в движении.

Уверенное ориентирование на местности по карте в движении во многом зависит от предварительной подготовки к ориентированию.

Подготовка к работе с картой в движении включает: изучение и уточнение маршрута движения, подъем его на карте; измерение протяженности маршрута, расчет времени его прохождения; определение азимутов направлений движения на участках; проверку и подготовку к работе компасов и проверку исправности спидометра машины. Основными задачами при этом являются предварительное изучение условий ориентирования по маршруту движения и заблаговременная подготовка данных, необходимых для контроля правильности движения.

Маршрут движения выбирается по карте с учетом условий обстановки и характера местности. Предпочтение отдается дорогам с твердым покрытием.

Изучение заданного или выбранного маршрута движения выполняют в такой последовательности:

- просмотрев маршрут по карте, уясняют характеристику дорог и особенности местности, прилегающей к нему, устанавливают наличие придорожных сооружений, которые могут быть ориентирами, отмечают на карте участки, где следует уточнить условия ориентирования;

- на отмеченных участках детально изучают местные предметы и формы рельефа, которые могут служить надежными ориентирами, особенно тщательно изучают места поворотов на маршруте, перекрестков и развилок дорог, въездов в населенные пункты и выездов из них;

- по всему маршруту через 5—10 км выбирают контрольные ориентиры (наиболее устойчивые объекты на местности, легко опознаваемые при подъезде к ним).

Маршрут на карте поднимают цветным карандашом, обычно коричневым. Вдоль маршрута проводят сплошную линию, которая не должна закрывать условные знаки дороги и условные знаки местных предметов вдоль нее. Контрольные ориентиры обводят кружками. Затем измеряют расстояния между контрольными ориентирами, в измеренные расстояния вводят поправки на рельеф и извилистость маршрута (см. табл. 8.1). Например, при коэффициенте 1,1 на карте масштаба 1:100000 десятикилометровый участок откладывают отрезком, равным 9 см. После этого (если двигаются на машинах) переводят расстояния между ориентирами в показания спидометра и подписывают их у контрольных ориентиров.

При подготовке к движению в условиях, неблагоприятных для ориентирования, определяют и подписывают на карте магнитные азимуты направлений движения, чтобы можно было быстро перейти к ориентированию в пути по компасу (гирополукомпас).

Перед началом движения на исходном пункте записывают по­казания спидометра, время начала движения, сличают карту с местностью и определяют направление движения. Во время движения карту держат перед собой ориентированной, постоянно сличают ее с местностью, следя за прохождением намеченных ориентиров и сверяя показания спидометра с рассчитанными. Таким образом, осуществляется непрерывное ориентирование, которое обеспечивает правильность выдерживания указанного направления движения.

При подходе к перекрестку или развилке дорог примерно за 200—500 м до поворота механику-водителю указывают место предстоящего поворота и направление дальнейшего движения.

При въезде в лес или на участок, где мало ориентиров, записывают показания спидометра. Это позволит определить свое местоположение по пройденному расстоянию, которое при необходимости откладывается на карте.

К наблюдению за ориентирами в пути, особенно при движении ночью, обычно привлекают всех членов экипажа. Для этого их знакомят с маршрутом движения, а в ходе марша заранее предупреждают о предстоящем появлении ориентира.

При подготовке к совершению марша ночью маршрут выбирается так, чтобы он проходил по дорогам или вдоль каких-либо линейных местных предметов. Контрольные ориентиры по маршруту намечают на более близких расстояниях друг от друга, чем при движении днем.

Свое местоположение на карте в движении определяют по пройденному расстоянию, откладывая его от исходного пункта или контрольных ориентиров по направлению совершаемого движения.

При планировании движения вне дорог предварительно готовят данные для движения по азимутам. Повороты маршрута намечают у предметов, которые можно легко опознать ночью.

Определение координат целей (объектов) по карте.

Координатами называются угловые или линейные величины, определяющие положение точки на земной поверхности или в пространстве.

При определении положений объектов (целей) и местных предметов по карте применяются географические и плоские прямоугольные координаты.

Географическая широта- это угол, образованный плоскостью экватора и нормалью в данной точке к поверхности земного эллипсоида. Значение угла показывает, насколько та или иная точка на земном шаре севернее или южнее экватора. Если точка расположена в Северном полушарии, то ее широта называется северной, а если в Южном полушарии - южной. На рис.8.38 видно, что угол В соответствует широте точки М. Широта точек, расположенных на экваторе, равна 0°, а находящихся на полюсах (Северном и Южном) - 90°. Все точки, лежащие на одной географической параллели, имеют одинаковую широту.

Рис.8.38. Географические координаты

Географическая долгота- угол, образованный плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана, проходящего через данную точку. За начальный принят меридиан, проходящий через астрономическую обсерваторию в Гринвиче (близ Лондона). Все точки на земном шаре, расположенные к востоку от начального (Гринвичского) меридиана до меридиана 180°, имеют восточную, а к западу - западную долготу. Следовательно, угол L (рис.8.38) является восточной долготой точки М. Все точки, лежащие на одном географическом меридиане, имеют одинаковую долготу. Разность долгот двух пунктов на земной поверхности показывает не только их взаимное расположение, но и разницу во времени в этих пунктах в один и тот же момент: каждые 15° по долготе соответствуют одному часу времени. Например, долгота г. Москвы 37°37' (восточная), а г. Хабаровска 135°05', т.е. последний расположен восточнее г. Москвы на 97°28'. Таким образом, когда в Москве полдень (13 ч), с учетом декретного времени, в Хабаровске 19 ч 30 мин (по поясному местному времени 20 ч).

Рис.8.39. Определение географических координат точек по карте (точка А) и нанесение на карту точек по географическим координатам (точка Б)

Известно, что сторонами рамок листов топографических карт являются меридианы и параллели. Географические координаты углов рамок подписываются на каждом листе карты. Например, на рис.8.39 западная сторона рамки листа карты (меридиан) имеет долготу 18°07'30"; восточная -18°11'15"; северная сторона (параллель) имеет широту 54°47'30"; южная -54°45'.

Для определения по карте географических координат точек местности на каждом ее листе наносится дополнительная рамка с делениями через одну минуту. Каждое минутное деление разбито точками на шесть равных отрезков через 10". Чтобы определить координаты какой-либо точки, например, точки А (рис.8.38), надо вначале на глаз определить ее положение относительно минутных и секундных делений по широте и долготе. Затем соединить ближайшие к точке А одноименные секундные деления прямыми линиями по параллели (западная и восточная стороны рамки) и по меридиану (северная и южная стороны рамки карты). При этом проведенная параллель должна пройти южнее точки А, америдиан - западнее. На рис. 8.39 параллель проведена на широте 54°45'20", а меридиан - на долготе 18°08'50". После этого определить на глаз, каким частям десятисекундных делений по широте и долготе соответствуют расстояния от проведенных параллели и меридиана до точки А. Определив значения этих отрезков в секундах и прибавив их к значениям координат проведенных параллели и меридиана, получим географические координаты точки А. В нашем примере отрезок по широте равен 9", а отрезок по долготе – 8". Значит, широта точки А равна 54°45'29", а долгота – 18°08'58".

Для нанесения на карту точки по заданным географическим координатам, например, точки Б, имеющей широту 54°45'35" и долготу 18°08'03", поступают следующим образом (рис.8.38). На боковых западной и восточной сторонах минутной рамки от параллели (южной стороны рамки листа карты) с широтой 54°45' отсчитывают 35" с юга на север и через полученные точки проводят прямую линию (параллель с широтой 54°45'35"). Затем на северной и южной сторонах минутной рамки от меридиана (западной рамки листа карты) с долготой 18°07'30" отсчитывают на восток по 33" и через полученные точки проводят другую прямую линию (меридиан с долготой 18°08'03"). На пересечении проведенных линий и будет находиться точка с заданными координатами.

Географические координаты могут быть определены по крупномасштабной карте с точностью до 1-2". В линейной мере это составляет около 100 -200 м на разных широтах.

Географическими координатами пользуются обычно при определении взаимного положения точек, удаленных друг от друга на весьма большие расстояния. Командиры подразделений чаще всего имеют дело с плоскими прямоугольными координатами.

Плоские прямоугольные координаты представляют собой линейные величины, определяющие положения точек на плоскости относительно установленного начала координат. За начало координат принимается точка пересечения двух взаимно перпендикулярных осей координат.