По Луне и часам.

При этом способе необходимо:

а) Разделить на глаз радиус диска Луны на 6 равных частей и оценить, сколько таких частей содержится в поперечнике видимого серпа Луны (рис. 8.7).

Рис.8.7. Определение поправки к показаниям часов при ориентировании по Луне

б) Если Луна прибывает (видна правая часть диска), то полученное число надо вычесть из часа наблюдения, который следует предварительно заметить; при ущербе же Луны (видна левая часть лунного диска) указанное число прибавляют к часу наблюдения. Чтобы не спутать, когда брать сумму, а когда разность, можно пользоваться мнемоническим правилом, показанным на рис.8.7.

Полученная сумма или разность укажет час, когда в том направлении, где наблюдается Луна, будет находиться Солнце.

в) Определив этот час и принимая Луну за Солнце, найти направление на юг, как это делается при ориентировании по Солнцу и часам. Направлять на Луну надо при этом, конечно, не часовую стрелку, а то деление на циферблате часов, которое соответствует исчисленному часу.

Пример(рис.8.8). Время наблюдения 5 ч 34 мин. Видимая часть диска Луны в поперечнике содержит по оценке на глаз десять шестых долей его радиуса. Луна на ущербе (так как видна левая часть диска). Следовательно, Солнце на месте Луны будет в 15 ч 34 мин. (5 ч 34 мин. + 10 ч), т.е. когда часовая стрелка укажет на циферблате отсчет 3 ч 34 мин.

Установим это деление на циферблате в направлении на Луну. Тогда прямая линия, делящая пополам угол между указанным делением и цифрой 1 на циферблате, укажет направление на юг.

Рис.8.8. Ориентирование по Луне и часам

Еще существует один упрощенный способ ориентирования по Луне, находящейся в первой или последней своей четверти (когда видна лишь одна четвертая часть диска). В этом случае надо мысленно соединить концы «рожек» месяца прямой линией и продолжить ее вплоть до пересечения с горизонтом. В Северном полушарии эта точка будет указывать приблизительно на юг, в Южном - соответственно на север (рис.8.9).

Рис.8.9. Упрощенный способ ориентирования по Луне

Подсказывать направление на север может Млечный Путь - густая россыпь мелких звезд, пересекающая небо широкой полосой и приближенно ориентированная в линии север-юг. В южном направлении Млечный Путь раздваивается. В условиях густой облачности, неблагоприятных погодных условиях, невозможности ориентироваться с помощью компаса стороны горизонта можно определять по признакам местных предметов.

Определение сторон горизонта по признакам местных предметов менее надежно, поэтому данным способом надо пользоваться осторожно, проверяя при первой же возможности результаты ориентирования другими способами. В густолесье, в ущельях, оврагах, складках рельефа любые признаки смазаны, выражены нечетко, поэтому приметы нужно искать на отдельно стоящих растениях и предметах, где они меньше подвержены воздействию местного микроклимата.

Признаки местных предметов, обусловленные расположением по отношению к Солнцу:

- кора большинства деревьев грубее, темнее, с большим количеством трещин на северной стороне и тоньше, мягче, эластичнее (у березы - чище, белее) – на южной; у сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне поднимается выше по стволу;

- у деревьев хвойных пород в сырую погоду в результате намокания коры с северной стороны образуется темная мокрая полоса; на южной стороне натеки смолы гораздо обильнее, смола дольше сохраняет светло-янтарный цвет;

- с северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные и шиферные кровли обильнее покрыты лишайниками, грибками; с северной стороны лишайник более влажный, плотный, его больше;

- засохшие деревья, пни, упавшие на землю стволы в большей степени гниют с северной стороны;

- муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов, кроме того, южный скат муравейников пологий, а северный — крутой;

- ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (краснеют, желтеют) с южной стороны;

- на цветущих кустарниках с южной стороны цветов больше, и распускаются они зачастую раньше, чем с северной;

- весной травянистый покров более развит и густ на северных окраинах полян, лучше прогреваемых солнцем;

- в жаркий период лета с северной стороны полян трава выгорает, жухнет, а с южной, затененной, бурно растет;

- в сухую погоду грибы чаще встречаются с северной стороны от деревьев, кустов, пней;

- на северных склонах выпавшая утром роса сохраняется дольше;

- летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь;

- снег быстрее подтаивает на южных склонах, а в оврагах, лощинах, отдельных ямах с северной стороны, попадающей под прямые солнечные лучи; на ровных площадках и южных склонах снег, подтаивая, как бы ощетинивается, образуя своеобразную «черепицу», состоящую из мелких острых шипов, разделенных впадинами, открытая часть которых направлена на юг. Шипы параллельны друг другу, наклонены к земле под одним и тем же углом и своей плоскостью также указывают на юг;

- вход в юрты кочевников ориентирован на юг;

- в степи грызуны обычно делают вход с южной стороны холма;

- более крутая и оголенная сторона оврага – северная;

- шляпки подсолнечника при полном цветении всегда повернуты в направлении на юг;

- алтари православных церквей, часовен обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны; алтари католических церквей (костелов) обращены на запад; приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращен на север;

- просеки в больших лесных массивах, как правило, ориентируются в направлении север — юг и запад — восток, а кварталы нумеруются с запада на восток;

- годичные кольца на спиле ствола дерева уплотняются на северной стороне;

- в приполярных районах северная сторона неба наиболее светлая, южная – самая темная;

- на участках крупных рек, текущих в меридианном направлении, существуют закономерности:

- если река течет на юг, то у нее правый (западный) берег - высокий, обрывистый, а левый (восточный) - низкий, пологий;

- если река течет на север, то ее правый берег (восточный) - пологий, левый (западный) - высокий, обрывистый.

8.1.2. Ориентирование в особых условиях

Лес беден ориентирами, в нем ограничена дальность видимости. В лесу основными средствами ориентирования и выдерживания направления движения являются переносные навигационные приемники GPS, компас, вспомогательными – небесные светила и признаки местных предметов. В качестве ориентиров используются: лесные дороги и их пересечения, развилки, просеки, тропы; реки и ручьи (направление течения, ярко выраженные характерные изгибы, переправы); отчетливо выраженные формы рельефа (обрывы, вершины, курганы, ямы, заболоченные участки); поляны, вырубки, урочища, границы участков зарослей кустов, редколесья, гарей, буреломов.

Движение в лесу совершают обычно по дорогам, просекам, тропам, следует избегать мест со слишком густой растительностью, заболоченных участков. При ориентировании по карте необходимо учитывать, что отдельные лесные дороги и временные, иногда хорошо наезженные дороги, проложенные на лесные делянки и луга, на топографических картах, особенно масштабов 1:100 000 и 1:200 000, могут быть не показаны.

Направление движения в лесу выдерживают по заранее определенным азимутам, которые обязательно необходимо проверять в местах расхождений (развилок) дорог. Возобновлять движение необходимо только после надежного определения направления. Свое местоположение определяют по пройденному расстоянию.

Около обозначений надежно опознанных местных предметов (ориентиров) на карте записывают или контролируют пройденное расстояние (показания спидометра)и магнитный азимут направления движения, измеряемый с помощью компаса. В пути все пересекающие основной маршрут дороги, просеки, реки и ручьи считать промежуточными ориентирами, по ним необходимо проверять свое местоположение. Обычно отклонение от точек, к которым надо выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, поэтому промежуточные ориентиры следует искать в этих пределах, обязательно отыскивая промежуточные ориентиры на местности. Общее направление движения контролируют по небесным светилам.

Горнаяместность оказывает значительное влияние на ориентирование и характеризуется такими показателями, как абсолютная высота и климат, характер рельефа и крутизна скатов, растительный покров.

Абсолютная высота местности над уровнем моря, прежде всего, определяет климатические условия. С увеличением высоты температура воздуха понижается, атмосферное давление и плотность воздуха снижаются, количество осадков и скорость ветра возрастают, продолжительность зимнего периода с сильными морозами и глубоким снежным покровом увеличивается. На каждые 100 м температура воздуха понижается в среднем на 0,6°С, атмосферное давление снижается на 8-10 мм рт. ст., плотность воздуха – на 1,2%, продолжительность залегания снежного покрова удлиняется на 8–10 дней.

Низкие температуры и разреженность воздуха в горах значительно влияют на режим работы боевой техники и автотранспорта: до 25% снижается мощность двигателей и грузоподъемность автотранспорта и в два раза -скорость их передвижения; расход горючего на снежных горных дорогах увеличивается до 75%; температура кипения воды снижается в среднем на 3,2°С на каждые 1 000 м высоты, что ведет к увеличению испарения воды.

На высоте 2000 м и более в крови у человека появляется недостаток кислорода, что вызывает учащенное сердцебиение, а при большой физической нагрузке – головокружение. На высоте более 3000 м наблюдаются массовые случаи заболевания горной болезнью (головная боль, тошнота, рвота, бессонница, раздражительность, отсутствие аппетита). Для обеспечения нормального состояния необходим отдых или спуск на меньшую высоту.

На больших абсолютных высотах нагревание воздуха солнечными лучами приводит к резким температурным контрастам, достигая на открытых участках и в тени до 10°С.

Погода в горных районах подвержена частым и резким изменениям даже в течение одних суток. Осадки и ясная погода, безветрие и сильный ветер часто чередуются. Резкое понижение температуры воздуха происходит после захода солнца, при изменении направления ветра, появлении облачности. В южных районах на высоте более 2000 м днем жарко, а ночью в открытых водоемах замерзает вода. Разность дневной и ночной температуры может достигать 10–20°С. Резкое изменение температуры может вызывать бури и ураганы.

В зимнее и весеннее время, в период выпадения большого количества осадков и таяния снегов и льда весьма вероятен сход лавин на склонах с крутизной ската 30–45°.

В зимнее время снежные лавины чаще сходят с северных склонов гор, слабо освещаемых солнечными лучами, где снег слеживается и держится на склоне при температуре чуть выше точки замерзания. Лавинная опасность на южных склонах гор увеличивается в солнечную погоду.

Скорость ветра в горах с высотой возрастает. Обычно на хребтах и вершинах ветер резко усиливается, а его направление регулируется характером горной местности. В районах с песчаным грунтом или со снежным покровом при сильном ветре воздух насыщается мелким песком и пылью, частицами горных пород, снегом. Все это снижает видимость и делает опасным передвижение. При грозе очень опасно находиться на вершинах и хребтах, у водоемов и отдельно стоящих деревьев, необходимо спуститься в лощину и прекратить движение. Осадков в горах выпадает в 1,5–2 раза больше, чем на равнине. Количество осадков возрастает с увеличением абсолютной высоты до зоны их наибольшего выпадения – около

2 000 м, а выше их становится меньше. Осадков выпадает больше на обращенных к господствующим ветрам склонах. В южных районах в горах летние дожди часто становятся ливнями, из-за которых реки и ручьи превращаются в бурные, стремительные потоки, несущие разрушения и создающие препятствия для действий войск.

Туман является обычным и частым явлением в горах. Он сильно искажает очертания местных предметов и расстояние до них и крайне затрудняет ориентирование. При передвижении в тумане необходимо использовать компас, карту и обязательно вести учет пройденного расстояния.

Ориентирование в горах является весьма сложным, требует определенных знаний и навыков, хорошей физической подготовки. От умения быстро и точно ориентироваться во многом зависит выполнение поставленных задач и выживаемость подразделения.

Важнейшими элементами местности, по которым можно ориентироваться в горах, являются детали горного рельефа: вершины, хребты, седловины, обрывы, осыпи, отдельные скалы и большие камни, реки и ручьи, рощи и выделяющиеся местные предметы (дороги, жилища, мосты, тригопункты). Надо иметь в виду, что горная местность значительно скрывает видимые расстояния, они кажутся меньше действительных. Горные вершины меняют свои очертания, иногда до неузнаваемости, если на них смотреть с разных сторон. Для горного маршрута характерны крутые подъемы и спуски, частые изменения направления движения и условий обзора местности. Обзор местности при движении то очень велик, то ограничен, ориентиры часто теряются из виду. В горах часто встречающиеся магнитные аномалии сильно влияют на показания магнитной стрелки компаса; в узких ущельях может сказываться экранирующее влияние на работу навигационных приемников GPS. Поэтому следует периодически проверять показания компаса по небесным светилам.

Маршрут движения в горной местности намечают по лощинам, горным проходам и перевалам, хребтам, вдоль ручьев и рек.

При движении по лощинам легче ориентироваться, если проверять свое местоположение не только по пройденному расстоянию, но и по выходящим в большую лощину более мелким промоинам. В лощину лучше заходить снизу, так как ее начало (верховье) может иметь крутые скаты, неярко выражено в виде нескольких сходящихся лощин или промоин, заросших деревьями и кустарником.

Растительность горных районов весьма разнообразна – от густых, труднопроходимых субтропических и таежных лесов до скудной пустыни. По мере увеличения абсолютной высоты растительные зоны на склонах гор меняются. Верхняя граница лесов в зависимости от их расположения может быть различной. Чем севернее, выше и круче горы, тем меньше растительность. Особенно в южных районах отмеченные на картах высоты с отметками до 1000 м на местности трудно обнаружить, так как они зачастую зарастают засухоустойчивыми колючими зарослями кустарника.

В горах из-за сложного рельефа местности и погодных условий надо с осторожностью применять способы, ориентирования с учетом густоты травяного покрова, наличия грибов, созревания ягод, вида коры, расположения и конфигурации муравейников и т. д. Большие погрешности в горах южных регионов страны в летний период дает способ определения сторон света с помощью Солнца и часов.

Специфическими особенностями ориентирования в горах также являются:

- южные склоны гор пологие, северные — круче;

- деревья лиственных пород (прежде всего дуб) растут преимущественно на южных склонах, хвойные — на северных;

- травяной покров преобладает на южных склонах, древесная растительность — на северных;

- зона снегов на северных склонах спускается ниже, чем на южных;

- виноградники разбиваются, как правило, на южных склонах.

Большая высота сечения топографических карт, отдельные неточности изображения рельефа на них приводят к несоответствию реальных расстояний с измеренными по карте и ошибкам в определении координат объектов (целей). Для определения координат объектов (целей) в горах требуется на 20-30% больше времени, чем в обычных условиях.

Контроль общего направления движения в горах выполняют по небесным светилам или хорошо видимым с маршрута удаленным заснеженным вершинам гор, выделяющимся скалам. На высокогорных плато с малым количеством ориентиров можно ориентироваться по магнитным азимутам.

Ориентирование в пустыне затрудняется ее однообразным ландшафтом. Существует шесть основных видов пустынь - солончаковые, песчаные, каменистые, каменистые возвышенности, арктические, горные. Пустыни очень бедны водой, слабо заселены людьми. Ежегодное количество атмосферных осадков колеблется от нуля до 25 см, но предсказать их появление практически невозможно. В результате выпадения осадков в пустыне образуются вади-сухие русла, по которым в дождь текут потоки ливневой воды. Растительность в пустынях весьма скудная или вообще отсутствует. Растительность в пустыне является индикатором залегания водоносного слоя. Растущие пальмы означают, что водоносный слой залегает на глубине 0,6–0,9 м, ивы и пирамидальные тополя – на глубине 3-3,6 м, черный саксаул – 4-15 м.

Средняя температура в пустыне зависит в первую очередь от широты, на которой она находится, и может быть в пределах в зимнее время от -30-40°С (Центральная Азия) до +40-58°С летом (Сахара). Из-за прямого, не рассеянного облаками солнечного излучения в дневное время температура сильно повышается, а после захода Солнца быстро опускается, особенно в пустынях, расположенных на возвышенностях, так как грунт пустыни очень быстро теряет нагрев под ночным небом. Из-за низкой плотности облачного слоя над пустынями днем Солнце, а ночью Луна светят с чрезвычайной яркостью. Ветер над гладкой пустынной поверхностью может достигать ураганной силы, поднимая в воздух огромные тучи пыли и песка, которые сокращают видимость почти до нуля.

По маршруту движения в пустыне редко встречаются местные предметы, которые могут служить ориентирами. Как правило, это дороги и караванные тропы, курганы, колодцы, оазисы, такыры, сухие русла рек (вади), развалины, сооружения, связанные с религиозными культами. Отрицательно влияют на условия ориентирования сильный зной, миражи, запыленность воздуха. Расстояния до местных предметов в пустыне всегда кажутся меньше действительных. Повышенная конвекция воздуха днем снижает точность измерения расстояний с помощью дальномеров, а далеко расположенные местные предметы могут быть неразличимы без оптических приборов. В песках увеличивается пробуксовка колесных и гусеничных машин, что затрудняет пользование спидометром или вносит значительные ошибки в показания навигационной аппаратуры.

Маршруты движения в пустынной местности прокладывают обычно по колонным путям. Движение совершают, как правило, по азимутам. В ночное время целесообразно для ориентирования использовать Луну и звезды. В дневное время заданные направления движения выдерживают с помощью компаса и навигационной аппаратуры боевых машин.

Пешее движение в пустыне сопряжено с большими трудностями и опасностями, поэтому следует придерживаться следующих правил:

1. Никогда не недооценивайте климатические условия и характер местности, не совершайте переход в середине дня, двигайтесь вечером, ночью или ранним утром.

2. Ночью во время движения нужно быть очень внимательным, чтобы не свалиться в промоину, овраг.

3. Каменистые вертикальные стены пустынных ущелий непрочны, могут осыпаться при подъеме по их выступам.

4. Не следует двигаться без цели. Нужно придерживаться звериных троп, так как они с высокой вероятностью ведут к месту водопоя.

5. Избегайте переходов по пересеченной местности или глубокому песку.

6. Гораздо легче двигаться по подветренной части песчаных дюн, чем подниматься и спускаться, пересекая их в попытке не свернуть с курса.

7. Песчаная (пыльная) буря может полностью дезориентировать. Во время бури те черты местности, которые вы использовали для навигации, могут быть уничтожены, засыпаны или неразличимы. При наступлении пыльной бури следует заметить направление движения и закрепить его на местности, например, положить в направлении движения палку или воткнуть в грунт два шеста. Укрытие от пыльной бури можно найти на защищенном склоне холма.

8. В качестве ориентира могут быть использованы известные направления господствующих ветров, практически постоянные для обширных территорий пустынной местности.

9. В пустыне удаленные местные предметы всегда кажутся ближе, чем они есть на самом деле. Определенное глазомерно расстояние умножается на три.

10.Сильно мешают ориентированию на местности миражи, искажающие форму природных объектов, изображающие несуществующие объекты в увеличенных размерах. На равнинной местности в жаркий день миражи - обычное явление.

11.Не принимать пищи при малом запасе питьевой воды (менее 0,5 литра в день); пить следует часто, но очень малыми порциями. Не следует снимать одежду, загорать, закатывать рукава, ходить с непокрытой головой, в отсутствие регулярного водоснабжения умываться, особенно с мылом.

Ориентирование в крупном населенном пункте.Маршрут движения через крупный населенный пункт намечают, как правило, по главным и магистральным улицам. На топографических картах такие улицы выделяют условными знаками увеличенных размеров. Продолжением этих улиц часто бывают шоссейные дороги, подходящие к населенному пункту.

Повороты маршрута намечаются около ориентиров, которые легко опознаются на местности и карте (мосты, путепроводы, стадионы и др.). Ориентирование на местности значительно облегчается при использовании плана города, на котором с большой подробностью отображаются особенности планировки населенного пункта и ориентиры.

При подходе к городу тщательно сличают план с местностью, точно определяют место въезда в населенный пункт. В самом городе план ориентируют по направлению улицы, по которой совершается движение, внимательно сличают перекрестки улиц, площади, скверы и памятники с их изображением на плане.

При движении по населенному пункту имеет большое значение своевременное предупреждение водителя о поворотах на маршруте, так как проезд намеченного поворота может привести к потере ориентировки.

В районах разрушенийсличение топографической карты с местностью, как правило, затруднено. Значительно усложняется определение по карте своего местоположения и выдерживание намеченного направления движения.

Для ориентирования в таких районах в дополнение к карте могут использоваться аэрофотоснимки и фотосхемы. Направление движения выдерживают обычно по компасу или гирополукомпасу.

При ориентировании в движении по сильно измененной местности очень важно уметь быстро сличать топографическую карту с местностью по тем ее элементам и объектам, которые не подверглись сильным изменениям (элементы рельефа, гидрографии и т.п.).

Зимойв результате снежных заносов формы рельефа сглаживаются. Такие ориентиры, как овраги, лощины, промоины, балки, канавы, ямы, грунтовые дороги, ручьи, небольшие озера под глубоким снежным покровом почти не просматриваются. Часто зимой прокладываются новые дороги (зимники), которые проходят по кратчайшим расстояниям и на картах не отражаются. Все это в значительной мере усложняет ориентирование. Маршруты зимой прокладывают обычно по наезженным дорогам или колонным путям.

При движении без дорог на лыжах направление выдерживают по компасу, а на боевой машине – по гирополукомпасу. Днем на открытой местности следы от лыж или машины используют для проверки выдерживания направления движения. Хорошими ориентирами зимой, особенно ночью, служат населенные пункты, железные и автомобильные дороги с твердым покрытием, опушки леса, отдельные рощи, мосты через широкие реки и другие, площадные и линейные ориентиры.

Таким образом, ориентирование в особых условиях требует особого внимания, знания особенностей различной местности. Продолжать движение можно только после надежного определения местоположения. В движении карту всегда нужно держать ориентированной по ходу движения и отмечать на маршруте свое местоположение (точками, поперечными черточками и т.д.).

Ориентирование на различных типах местности имеет свои особенности, которые командир подразделения обязан знать и использовать в своей боевой работе.

8.2. Движение по азимутам

Движение по азимутам применяется на местности, бедной ориентирами (в лесу, пустыне, степи и т.д.); при передвижении на незнакомой местности без карты или если карта значительно устарела; в условиях ограниченной видимости (ночью, в туман, при значительных атмосферных осадках, задымлении, запылении). В таких условиях по карте очень трудно ориентироваться и выдерживать заданный путь.

Сущность данного способа заключается в выдерживании во время движения заданного магнитным азимутом направления и измерении пройденного по этому направлению расстояния. Направления выдерживают с помощью компаса, гирополукомпаса, расстояния измеряют парами шагов или по спидометру машины. Переносные навигационные приемники GPS позволяют решать эту задачу на местности по заданной программе (например, в режиме «активного маршрута»).

8.2.1. Подготовка данных для движения по азимутам

Данные для движения по азимутам включают в себя магнитные азимуты направлений между точками поворота на маршруте и расстояния между ними. Эти данные определяют по крупномасштабной карте.

Подготовка данных для движения по азимутам включает:

- изучение местности по карте;

- выбор маршрута и ориентиров на его участках;

- определение магнитных азимутов направлений и расстояний между выбранными ориентирами;

- оформление данных на карте или составление схемы (таблицы) движения.