Особенности автосервиса США
Автомобильный парк США насчитывает более 200 млн автомобилей, в течение года на американском рынке продается свыше 11 млн машин. В США семейные расходы на автомобили — более 20%—стоят на втором месте после расходов на жилье и превышают расходы на питание и медицинское обслуживание. Автомобильный рынок США давно и прочно стабилизирован. Он имеет устоявшуюся структуру, законодательную базу, организационные формы, традиции и свои особенности развития. Вторичный автомобильный рынок США (автосервис, оборудование, заправки, стоянки) насчитывает 350 тыс. предприятий, на которых работает 2,5 млн чел. На одного работающего вторичного рынка приходится около 90 автомобилей. Обратите внимание, автотранспортных предприятий, выполняющих грузовые и пассажирские перевозки, всего 85 тыс. (значительно меньше, чем предприятий автосервиса). На них занято 1,1 млн работающих. А 6,2 млн чел. заняты перевозками автомобилями, которые не объединены в автотранспортные предприятия. Этих перевозчиков, как и семейные (по-нашему личные) автомобили, обслуживают 38,5 тыс. дилеров и 88,4 тыс ремонтных мастерских, 116,2 тыс. совмещенных с автосервисом автозаправочных станций, 39,4 тыс. оптовых продавцов автомобилей, запасных частей, оборудования, материалов [7].
В США продажей новых автомобилей занимаются 27,2 тыс. дилерских СТО, на которых работает 698,6 тыс. чел. —около 26 чел. на одной СТО. В течение года они продают приблизительно 11 млн автомобилей на сумму 154 млрд долл. США. В США 73% покупок автомобилей связано с их заменой, 27%—с приобретением новых. Около 70% автомобилей меняется при сроке службы до 6 лет. 11 500 дилеров занимаются продажей подержанных автомобилей, 40 729 фирм — снабжением, т. е. продажей запасных частей.
Всего в США более 250 тыс. станций технического обслуживания, на каждую из которых в среднем приходится около 900 автомобилей. 94% объемов работ по обслуживанию и ремонту автомобилей выполняется на станциях технического обслуживания, 6% — на автотранспортных предприятиях. В США дилеры выполняют 15,4% объемов работ по обслуживанию и ремонту, а основную их долю — 78,6% — выполняют независимые предприятия: СТО (38,3%) и независимые ремонтные мастерские (40,3 %).
Отличительной особенностью автосервиса США является то, что все автосервисные предприятия, будь то дилеры, СТО или независимые авторемонтные мастерские, имеют одинаковый доступ к технологической информации заводов— изготовителей автомобилей. Продуцент, который хочет продавать автомобили на американском рынке, должен сбросить в общую базу данных всю свою технологическую информацию, необходимую для обслуживания, ремонта, эксплуатации и использования автомобилей. При обслуживании и ремонте используются составленные на основе этой информации базы данных. Эти базы данных может купить и постоянно пополнять любое автосервисное предприятие. Базы содержат алгоритмы поиска неисправностей, технологии ремонта и идентификации запасных частей по всем моделям автомобильного рынка США. Они не только расширяют возможности СТО, но и обеспечивают повышение уровня технической исправности автомобилей в эксплуатации, что ведет к повышению безопасности движения. Такой подход к организации автосервиса более демократичен по сравнению с европейской фирменной концепцией. Он ставит в равные условия все станции технического обслуживания, обеспечивает им одинаковый доступ к автомобильному рынку и конкуренции.
Автосервис США представлен несколькими типами станций технического обслуживания. Первый тип СТО—это дилеры. Так называемые фирменные станции не являются таковыми в привычном для европейцев понимании. Они продают, обслуживают и ремонтируют автомобили нескольких марок, например группу немецких автомобилей или группу японских автомобилей . Фирменные станции небольшие, их мощность —15—20 подъемников, у них небольшие (на 10 автомобилей) автосалоны. Такие станции американцы в обиходе называют не фирменными, а профильными. Профильные станции используют оригинальные запасные части. Оригинальные запасные части имеют имя определенного бренда, например , цены на такие запасные части значительно выше. Станции продают новые и подержанные автомобили, осуществляют предпродажную подготовку и гарантийный ремонт, занимаются восстановлением автомобилей, их техническим обслуживанием и ремонтом. Заметим, в Штатах отношение к гарантии очень строгое. Например, если в автомобиле появилась какая-то пустячная неисправность, с которой мог бы справиться сам водитель, он этого не может сделать, потому что любое вмешательство чревато снятием с гарантии. В США 100% автомобилей застраховано. Это обязывает владельцев поддерживать техническое состояние автомобиля и иметь официальное подтверждение того, что на момент страхового случая автомобиль был исправен. Если такого подтверждения нет, это усложнит отношения владельца со страховой компанией.
Другой тип профильных станций—так называемые комплексы, включающие в себя два—три поста. Под постом понимают производственное подразделение, выполняющее одинаковые виды работ. Пост имеет 50— 150 подъемников. Посты выполняют большой объем работ по восстановлению автомобилей. По нашим понятиям комплекс—это целый авторемонтный завод. В комплексах все работы специализированы. Они имеют большие автосалоны, учебные центры, маркетинговую службу. Персонал, как правило, более 1000 чел. На таких станциях есть пост регулировки геометрии колес, пост диагностики тяговых и тормозных характеристик. Такая станция может иметь покрасочный комплекс. Пост диагностики —это производственное подразделение, занимающееся диагностикой автомобилей с целью определения неисправностей, объема и перечня работ. Информация с постов диагностики поступает в аналитический центр, где она обрабатывается и на ее основе делаются все расчеты, необходимые для организации производственного процесса. Такой пост имеет 8— 10 диагностических стендов и рабочих мест, на которых работает 12—15 чел. Пост ремонта трансмиссии и ходовой включает в себя 150 подъемников.
Такие станции специализируются на ремонте одной—двух моделей одной марки, например , продают новые и подержанные автомобили, вт. ч. старый автомобиль меняется на новый с доплатой. Принятые от клиентов автомобили восстанавливаются по заводским технологиям и продаются новым клиентам по более низким ценам «в целлофане»: восстановленные автомобили имеют вид и технические характеристики, как новые, на них устанавливается гарантия, проводится предпродажная подготовка. Таких станций мало, по экспертным оценкам, около 50. Понятна причина их существования: при таком огромном количестве автомобилей возможна самая глубокая специализация с очевидными вытекающими из нее преимуществами.
Следующий распространенный тип станций—универсальные СТО, занимающиеся обслуживанием и ремонтом всех марок автомобилей. Они средней мощности —15—20 подъемников. Универсальность обеспечивается наличием баз данных с технологиями, запасными частями и другой технической документацией.
Широко распространены в США семейные СТО, на которых работают 2—3 чел. Клиенты семейных СТО — жители близлежащих кварталов, как правило, имеющие давние добрые отношения с работниками станции. Такие станции расположены во дворе или рядом с домом, существуют они более 50 лет. Этот семейный бизнес продолжается из поколения в поколение: на такой станции работал дед, потом отец, потом сын. Таким же образом на них меняются поколения клиентов. Такие станции слабо оснащены, не имеют диагностического оборудования и баз данных (потому что стоят дорого). Выполняют самые элементарные работы, не требующие обращения к базам данных. Такая станция имеет 2—3 бокса, один из которых оборудован подъемником, второй—смотровой канавой. В большинстве случаев такие СТО имеют шиномонтаж. Отличительная особенность—хороший инструмент. Он является признаком квалификации механика. Если инструмент самый дорогой, это значит, что механик высокой квалификации и цены у него высокие. Отказавшись от его услуг из-за высоких цен, клиент вернется к нему в случае, если никто другой не устранит неисправность. Такие СТО не имеют склада запасных частей — последние им доставляют оптовые продавцы на пикапах. Среди семейных СТО есть более мощные — на 6—8 рабочих мест, с 4 подъемниками. Они оказывают более широкий спектр услуг.
В США за счет большой концентрации парка получил развитие специализированный автосервис. Здесь очень много СТО, специализирующихся на определенных видах работ,например быстрая замена масла, замена тормозных колодок, шиномонтаж, ремонтглушителей. Это небольшие, достаточно распространенные станции.
К Малым станциям относятся СТО на заправках.Если у нас автосервис создается при АЗС, то в США скорее АЗС создаются при СТО. Такой вид сервиса очень распространен. Как мы уже отмечали, СТО, совмещенных с заправками, в США около 120 тыс. Они выполняют ограниченный перечень работ и слабо оснащены. Как и семейные, СТО на АЗС не имеют баз данных, иногда они приобретают отдельные диски, например на конкретный автомобиль. Оказывают простые и дешевые услуги.
Следующий тип—станции по ремонтуи восстановлению кузова.Это особенность американского автосервиса: ни одна станция (за редким исключением), занимающаяся обслуживанием и ремонтом автомобилей, не занимается кузовными работами. Скорее всего, это объясняется опять-таки большой концентрацией автомобилей, а также тем, что в технически развитой стране требования к качеству и соблюдению технологий достаточно высоки и специализация является условием, обеспечивающим эти требования.
Внешний вид американских СТО в основном привлекательный. Хороший индустриальный дизайн, эстетическое оформление, автоматические стеклянные ворота, свежая разметка, хорошо окрашенное оборудование. При этом где-то в Арканзасе это может быть обычный гараж или хлев с подъемниками.
Оборудованы СТО на высоком уровне и хорошо оснащены. Используется, как правило, отечественное оборудование, но есть и импортное. Срок службы оборудования большой. Изношенное восстанавливается на специальных заводах. Стоит оно значительно дешевле, хотя и имеет е же технические и функциональные характеристики, туже гарантию, что и новое. Широко используется профессиональное диагностическое оборудование. Это самая дорогая часть оборудования. А самое дорогое в диагностике — базы данных, программное обеспечение и картриджи, кроме того, программное обеспечение постоянно обновляется. На СТО используется профессиональный инструмент разных брендов. Цены на него существенно различаются именно в зависимости от бренда. Но любой профессиональный инструмент имеет пожизненную гарантию.
Работы, связанные с безопасностью движения, лицензируются. Это обязательное условие для открытия станции. Хотя бы один механик должен в этом случае иметь лицензию. Если остальные не имеют лицензии, ответственность несет тот, кто ее имеет.
Цены на услуги автосервиса в США дифференцированы. Они зависят, прежде всего, от вида работ: простые работы, например замена шаровой опоры, стоят $ 20-30, диагностика—$ 50, электронные работы — $ 100, окрасочные — $ 100.
Особенностью американского автосервиса является также то, что он не занимается ремонтом двигателей и агрегатов. Экономичнее и качественнее это делают специализированные заводы, которые восстанавливают их по заводским технологиям, благодаря которым обеспечиваются первичные технические характеристики и заводская гарантия. При этом цена агрегата почти в два раза ниже, чем нового.
Рынок автосервиса в США полностью стабилизирован и заполнен. Появление нового предприятия приведет к потере клиентов старым и оба конкурента будут работать вполсилы. Рыночная культура США уводит от таких ситуаций. У нас же в настоящее время заправки строятся на расстоянии 200 м, и никому и в голову не приходит, что волков в лесу может быть ровно столько, сколько способна прокормить природа. Очевидно, ситуация объясняется отсутствием рыночного опыта и рыночных традиций.
В США организация работы СТО во многом отличается от привычной для нас. Если у нас даже в Правилах оказания услуг сказано, что объем работ и стоимость заказа определяются в присутствии клиента, то в США реально это происходит так: клиент утром, до открытия станции, оставляет автомобиль на стоянке, а ключи от автомобиля — в почтовом ящике. К ключам прикрепляется визитная карточка, на обратной стороне которой может быть (а может и не быть) записано, на что жалуется клиент и на что нужно обратить внимание. Сервис-менеджер (по-нашему мастер-приемщик) утром застает на стоянке 5—6 автомобилей. Каждый из них он проверяет. Если на обратной стороне визитки ничего не написано, мастер проверяет все узлы и агрегаты автомобиля. Дня этого он делает пробную поездку. В специальном бланке, который есть в базе данных, отмечаются неисправности или отклонения. Проверка ведется по всем параметрам автомобиля: приборы, двигатель, система впрыска, электронные системы, трансмиссия, тормоза. Это выполняется на диагностических стендах, на подъемниках. После тщательной проверки автомобиля на уже упомянутом бланке составляется полная диагностическая карта. На основании этой карты с клиентом по телефону согласовывается перечень работ и запасных частей и после согласовляется полная диагностическая карта. На основании этой карты с клиентом по телефону согласовывается перечень работ и запасных частей и после согласования составляется заказ-наряд. Устного согласия клиента с перечнем работ и стоимостью заказа достаточно для начала их выполнения. Выполненные работы и установленные при этом запасные части в заказ-наряд записывает механик. Он заинтересован в том, чтобы запасная часть не пропала, потому что придется платить из своего кармана. Когда клиент забирает автомобиль и расплачивается за работы, он подписывает все документы, в т. ч. и заказ-наряд (в США клиент никогда не остается на СТО, он даже не заходит в ремонтную зону). При выдаче автомобиля делается пробная поездка. Эту нужно не только клиенту. В качественном ремонте автомобиля заинтересован сервис-менеджер: если после выполнения работ окажется, что какая-то неисправность не устранена, работы будут выполняться за его счет.
Работа с клиентами в автосервисе на очень высоком уровне. До совершенства доведена система «привязки» клиента к СТО путем скидок, бонусов, льгот. В компьютере есть полные данные об автомобиле клиента, где отмечены все заезды и все выполненные работы. Сервис-менеджер на основании этой информации сообщает клиенту о необходимости выполнения определенных работ, например заменить масло. В США достаточно распространено самообслуживание—около 15%. Есть и такая форма обслуживания, как вызов механика на дом. Она выгодна клиенту тем, что ему не нужно ехать на СТО двумя автомобилями (в США без автомобиля практически никуданельзя добраться). Работы выполняются выездными бригадами на специально оснащенных и оборудованных автомобилях. Основные причины недовольства клиентов — некачественное выполнение работ, цена. Но все вопросы решаются непосредственно на СТО, любая рекламация восполняется бонусами, бесплатными работами, полным вниманием. Станции пустуют только на рождественские праздники и в День независимости—загрузка СТО высокая и постоянная.