Особенности развития автосервиса в Европе

Европейский рынок автомобилей не однороден. Западная Европа является основным производителем и потребителем автомобилей. Западноевропейский автомобильный рынок, с более чем 100-летней историей, один из самых разви­тых. Он насчитывает свыше 205 млн автомобилей, ежегодно на нем продается 15 (+/- 5%) млн машин.

В Западной Европе работает около 350 тыс. СТО, численность персонала ко­торых — 2,5 млн человек. Из общего числа автосервисных предприятий 232 тыс. (66,3 %) — независимые СТО, 118 тыс. (33,7 %) — авторизированные дилеры. Оборот всех предприятий автосервиса составляет 520 млрд евро в год, в том числе 420 млрд (80,7%)—продажа автомобилей, 60 млрд (11,5%)— прода­жа запасных частей, 40 млрд (7,6%) — продажа услуг автосервиса. Авторизиро-ванный автосервис контролирует 50% рынка услуг по автомобилям не старше 4 лет. Удельный вес авторизированных дилеров в экономически высоко­развитых странах Западной Европы больше, чем в менее развитых. Например, в Германии он составляет 45—50%, а в Чехии из 7000 СТО лишь около 1000 (15%)— авторизированные дилеры. Ужесточение конкуренции ведет к сокращению ко­личества предприятий автомобильного рынка и их укрупнению.

Сосредоточенные в Европе автопроизводители рассматривают автосервис как необходимое условие конкурентоспособности при продвижении автомобилей на рынок. Каждый производитель автомобилей имеет свою разветвленную в Евро­пе или в мире дилерскую сеть, на которую возлагается ответственность за про­движение автомобилей на региональный рынок и их гарантийную и техничес­кую поддержку. Дилерские сети ведущих автомобильных фирм являются образ­цом совершенства рыночных структур и ограничения конкуренции.

Дилерская сеть производителя обслуживает и ремонтирует автомобили соб­ственной марки возраста до 5—6 лет, дальше эти автомобили «выпадают» из поля зрения дилеров. Объясняется это необходимостью выведения на рынок все но­вых моделей, с одной стороны, и желанием владельцев автомобилей пользоваться более дешевыми услугами и запасными частями — с другой. Об этом свидетель­ствует и практика работы дилерских СТО в Украине. Именно поэтому и ряду других причин, анализ которых будет приведен ниже, в странах Европы только половина от общего числа СТО — авторизированные дилеры, остальные — так называемые независимые (свободные) станции. Причем в таких странах, как Германия, где концентрация автомобилей достаточно высока и составляет более 560 автомобилей на 1000 жителей, удельный вес свободных станций постоянно увеличивается и составляет 45—50% от общего числа. Объясняется это просто: при большой концентрации парка автомобилей создаются благоприятные усло­вия для специализации СТО, что, собственно, и происходит.

Независимые СТО можно разделить на универсальныепо автомобилям и перечню выполняемых работ и специализированные,выполняющие опреде­ленные виды работ. Станции, специализирующиеся на выполнении ограничен­ного перечня работ, требуют меньших инвестиций и имеют достаточную загруз­ку. Свободные станции в Европе небольшие, приблизительно на 40% из них ра­ботает до 4 чел., на 30% — от 4 до 9, на 20% СТО—от 10 до 19, на 8% — от 20 до 49 и на 5% — более 50 чел. В России и Украине удельный вес авторизированных сервисов незначительный (в Украине не более 5—7%). Преобладают универсаль­ные или мелкие специализированные независимые станции технического обслу­живания (в Украине их удельный вес составляет 93—95%). Кроме авторизирован­ных СТО по маркам автомобилей, в Европе и во всем мире существуют сети авто­ризированных СТО продавцов оборудования и запасных частей, так называемый сетевой автосервис.

В Украине многие дилеры пользуются своим монопольным положением на рынке, гарантией и правом устанавливать оригинальные запас­ные части, монопольным правом владения программными продуктами и техно­логической документацией исключительно в собственных интересах. В народе это называется «выкручиванием рук», а реально выражается в неадекватных ц­нах на услуги и запасные части, завышенной марже на автомобили, двукратными по сравнению с закупочными ценами на запасные части, в давлении на конку­рентов. Например, цены на слуги легкового автосервиса дилера Volvo были прак­тически в два раза выше, чем у дилеров других автомобилей, а цены любых авто-ризированных дилеров на 30—100% выше, чем на независимых СТО.