Профилактика и борьба с наркоманией.

Обеспечение безопасности человека в информационном пространстве

В число первоочередных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности личности, входят следующие.

1. Развитие информационной культуры населения, в том числе развитие личностных способов активной и пассивной защиты от опасных информационных воздействий и привитие навыков технологически грамотного продуцирования информации.

2. Развитие законодательства в информационной сфере. Основным и, возможно, единственным гарантом соблюдения прав и свобод личности в информационном пространстве является государство. Эту функцию оно может реализовать только через соответствующие законы. Следует отметить, что законодательство в информационной сфере не имеет аналогов в истории. Поэтому к его разработке кроме юристов должны быть привлечены специалисты различных областей, в том числе информатики, информационных технологий, психологии, социологии, педагогики и т. д. В указанном направлении уже сделаны определенные шаги. Рабочей группой Межведомственной комиссии по информационной безопасности под руководством Совета безопасности РФ разработан проект концепции совершенствования правового обеспечения информационной безопасности РФ.

3. Создание системы мониторинга информационно-технологических факторов риска (возможно, путем расширения функций структур изучения общественного мнения, обеспеченных соответствующими методиками).

4. Расширение международного сотрудничества по вопросам безопасности в информационном пространстве. Диапазон проблем для обсуждения в рамках такого сотрудничества весьма широк. Это и установление согласованной точки зрения по проблемам воздействия информации на индивидуальное и массовое сознание, на психику человека, и подготовка соглашений (конвенций) о неиспользовании информационного пространства во враждебных целях, о контроле над производством и внедрением информационных технологий, которые могут быть использованы в террористических и криминальных целях, о международной правовой защите сетевых информационных ресурсов, о возможности контроля и ограничения распространения по глобальным сетям типа Интернета информации, оказывающей негативное воздействие на физическое, психическое и социальное здоровье людей, особенно детей и молодежи, и т. д.

В Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, разработанной Министерством образования Российской Федерации в 2002 г., отмечалось, что в России низкий уровень информированности населения о профилактике наркотической патологии и малая доступность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией, и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ. Около 60 % опрошенных детей и подростков и 28 % взрослых не представляли, куда можно обратиться при появлении наркотических проблем. Причем в основном население ориентировано на анонимную наркологическую помощь. В стране отсутствуют государственные детско-подростковые реабилитационные центры, а оплачивать услуги коммерческой наркологии большинство граждан не в состоянии. В этой ситуации особая ответственность ложится на тех, кто по роду своей деятельности работает с детьми и молодежью – учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, врачей. Им необходимо выработать совершенно новый подход к решению проблем профилактики наркомании.

Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Однако, несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявление лиц с наркотическими проблемами до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркомании, токсикомании и алкоголизма.

В международной практике сложились следующие основные модели профилактики наркозависимости:

медицинская, ориентированная преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривающая в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств, их влиянии на физическое и психическое здоровье;

образовательная, направленная на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и предоставление свободы выбора при максимальной информированности;

психосоциальная, главная цель которой – развитие определенных психологических навыков, позволяющих противостоять групповому давлению, разрешать конфликтные ситуации, делать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.

В настоящее время различными являются и законодательные нормы, определяющие отношение к наркотикам – от разрешения на легальную торговлю «легкими» наркотиками (Дания, Нидерланды) до введения смертной казни за распространение наркотических средств (Китай, Ирак).

Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в России, следует сказать, что первичной профилактикой занимается преимущественно система образования, в основном образовательные учреждения среднего звена – школы, профессиональные училища, менее активно – колледжи, лицеи и вузы. Введены новые учебные программы («Основы безопасности жизнедеятельности», «Валеология»), косвенным образом ориентированные на предупреждение наркомании. Однако единой государственной программы по борьбе с наркоманией нет, существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики. В некоторых регионах предпринимались попытки локального внедрения авторских или адаптированных психосоциальных моделей (Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Калининградская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.).

Необходимо добавить, что до сих пор не создана система целенаправленной подготовки кадров для работы с детьми и молодежью, имеющими проблемы с употреблением наркотических средств и одурманивающих веществ. Большинство педагогических работников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в этой области. В системе повышения квалификации педагогических кадров и иных работников социальной сферы представлено минимальное количество курсов, программы которых нацелены на профилактику наркозависимости. В связи с этим одним из важнейших аспектов антинаркотической профилактической работы в системе образования является включение в программы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми и молодежью, вопросов профилактики злоупотребления психоактивных веществ (ПАВ).

Наркомания – это не личное дело каждого. В результате наркотизации у человека возникают серьезные проблемы со здоровьем, он легко заболевает тяжелейшими инфекционными заболеваниями, в числе которых гепатиты, ВИЧ-инфекция и СПИД, венерические болезни, и столь же легко их распространяет. Потребители наркотиков или больные наркоманией втягиваются в криминальную деятельность. Находясь в состоянии наркотического опьянения, особенно если они управляют транспортом или имеют доступ к оружию, эти люди представляют серьезную опасность для здоровья и жизни окружающих. Практически невозможно сочетать учебу или работу с употреблением наркотиков. Ко всему прочему наркоманы разрушают и деструктурируют семьи, они не могут выполнять свой долг перед обществом и защищать интересы государства и таким образом становятся обузой для семьи и общества. Потенциально наркоман всегда опасен. Лица, злоупотребляющие наркотиками, должны знать, что они в определенной степени теряют право на неприкосновенность личности, поскольку в конечном счете речь идет о том, что закон, мораль, общечеловеческие ценности имеют приоритет и должны господствовать в демократическом обществе.

Чтобы обеспечить активную профилактическую работу, остановить эпидемию наркомании, оказать лечебно-реабилитационную помощь потребителям наркотиков и больным наркоманией, требуется совершенствовать законодательство и обеспечить возможность вмешательства на всех уровнях так называемой наркотической пирамиды. Прежде всего должна быть введена административная ответственность за употребление наркотиков, обеспечена возможность оперативного обследования лиц, подозреваемых в употреблении наркотических средств, расширены правовые основы для профилактической работы и реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ.