Понятие об управлении безопасностью жизнедеятельности.

Органы управления безопасностью жизнедеятельности.

Законодательные и нормативно-правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности.

Понятие об управлении безопасностью жизнедеятельности.

Тема 1. Управление безопасностью жизнедеятельности.

 

Управление безопасностью жизнедеятельности – это управление охраной труда и обеспечением необходимых условий труда, управление охраной окружающей среды, обеспечением безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

В силу объективных закономерностей неизбежен переход от осуществления разрозненных, частных мер по охране труда, экологии, ликвидации уже происшедших аварий, катастроф и других чрезвычайных событий к научному, системному управлению безопасностью человека вовсех сферах его жизнедеятельности.

Под управлением БЖД понимаетсяорганизованное воздействие на систему «человек-среда» в целях достижения желаемых результатов.

Управлять БЖД – это значит осознанно переводить объект управления из одного состояния (опасное) в другое (менее опасное).

Управление безопасностью жизнедеятельностисостоит в подготовке, принятии и реализации решений, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья человека в среде обитания, предотвращение или снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом объективно соблюдаются условия экономической и технической целесообразности, сравнение затрат и получение выгод.

Система управления безопасностью жизнедеятельности (СУБЖ) – это совокупность органов управления, реализующая определенными методами функции управления в целях достижения заданного, социально приемлемого уровня безопасности.

С точки зрения кибернетики СУБЖ, как и всякая система управления, представляет собой совокупность управляющей части – субъекта управления и управляемой - объекта управления, связанных каналами передачи информации.

 

Принципиальная схема СУБЖ

Сущность управления заключается в том, что управляющий орган на основании информации, поступающей по каналам обратной связи с объекта управления, вырабатывает управленческие решения и осуществляет соответствующие управляющие воздействия, направленные на регулирование входов системы «человек – среда обитания». В результате система «человек - среда обитания» переходит в более безопасное состояние, информация о параметрах которого передается по каналам обратной связи в управляющую систему. Таким образом, происходит целенаправленный замкнутый (циклический) процесс, обеспечивающий достижение приемлемого уровня безопасности.

Конечная цельуправления безопасностью жизнедеятельности – обеспечение заданного уровня безопасности системы «человек – среда обитания».

Эта цель подразделяется, в свою очередь, на две подцели:

обеспечение безопасности среды обитания;

обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.

Исходя из особенностей сферы деятельности человека, можно выделить следующие основные цели СУБЖ:

обеспечение безопасности производственной деятельности;

обеспечение безопасности деятельности в непроизводственной сфере;

обеспечение экологической безопасности;

предотвращение, снижение риска возникновения и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций.

Достижение целей и задач СУБЖ обеспечивается в результате выполнения управляющим органом комплекса необходимых, повторяющихся работ – функций управления.Они характеризуют определенную сферу управленческой деятельности и отвечают на вопросы: что нужно делать в системе управления, какие виды управленческих работ необходимо выполнять.

Управлениебезопасностью жизнедеятельности состоит из следующих взаимосвязанных функций:

учет, анализ и оценка состояния безопасности в системе «человек – среда обитания»;

прогнозирование условий жизнедеятельности;

планирование мероприятий для достижения целей и задач управления;

организация, координация выполнения работ и оперативное управление;

активизация и стимулирование обеспечения высокого уровня безопасности;

определение эффективности мероприятий;

контроль состояния безопасности и функционирования СУБЖ.

Перечисленные функции в СУБЖ образуют замкнутый управленческий цикл.

Функции управления реализуются посредством системы методов управления,то есть способов целенаправленного воздействия на управляемый объект, с помощью которых осуществляется управленческая деятельность и достигается нужный результат.

В СУБЖ используются все группы методов, применяемых в организационных системах управления: экономические, административные, социально-психологические. Управление наиболее эффективно при комплексном использовании всех перечисленных методов. Однако в настоящих условиях особую актуальность приобретает проблема создания эффективного экономического механизма обеспечения безопасности жизнедеятельности.

К средствам управления БЖД относятся:

образование (подготовка) населения;

воспитание культуры безопасного поведения;

профессиональное обучение;

профессиональный отбор;

медицинский отбор;

психологические воздействия на субъекты управления;

рационализация режимов труда и отдыха;

технические и организационные средства коллективной защиты (СКЗ);

средства индивидуальной защиты (СИЗ);

система льгот и компенсаций и др.

СУБЖ строится на общих принципах управления. К основным общесистемным принципам управления безопасностью относятся:

комплексность – реализуется путем построения системы управления, охватывающей все области деятельности, все функции управления, все уровни производственной и организационной структуры, все стадии жизненного цикла продукции, все этапы производственного процесса;

делимость – реализуется путем последовательного деления структуры системы управления на элементы: подсистемы, специальные функции управления, задачи управления и т. д.;

иерархичность – реализуется путем формирования многоуровневой организационно-функциональной структуры системы управления;

целенаправленность – реализуется путем формирования целевых подсистем в соответствии с основными сферами деятельности и целями СУБЖ;

замкнутость цикла управления – реализуется путем осуществления в СУБЖ полного управленческого цикла (прогнозирование, планирование, организация, координация, оперативное управление, активизация, стимулирование, учет и контроль, анализ и оценка).

В соответствии с принципом иерархичности СУБЖ любое предприятие (учреждение),будучи относительно обособленной информационной системой, является элементом системы управления безопасностью более высокого порядка (республика, регион, отрасль). В свою очередь, внутри предприятия также могут формироваться различные уровни организационно-функциональной структуры управления – от рабочего места, участка до предприятия в целом.

В рамках данной системы формируются самостоятельные целевые подсистемы:

управления безопасностью труда;

управления экологической безопасностью и охраной окружающей среды;

управления в чрезвычайных ситуациях.

В каждом из этих направлений соответ­ствующее законодательство вклю­чает в себя одни и те же виды нор­мативно-правовых актов. Это фе­деральные законы, которые прини­маются Государственной думой РФ, и региональные, принимаемые представительными органами субъ­ектов Российской Федерации. Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, оп­ределяющих порядок их исполне­ния.

Управление безопасностью жизнедеятельности
Управление охраной труда
Управление охраной окружающей среды
Управление защитой от ЧС
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации  
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
 
 

 

 


Подзаконными акта­ми исполнения могут быть поста­новления Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а так­же постановления (приказы) специально уполномоченных органов в об­ласти управления БЖД, в частно­сти, об утверждении разного рода Положений и Правил.

Реализация требований правовых актов в каждой из подсистем законами Российской Федерации возложена на соответствующие органы исполнительной власти на всех уровнях, а также на руководство объектов экономики, предприятий и учреждений.