Основными методами эмпирического уровня являются наблюдение и эксперимент.

Уровни научного познания

- эмпирический – характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах и явлениях с использованием эмпирических методов. Описание явлений. Здесь производится также первичная си­стематизация получаемых фактических данных в виде таб­лиц, схем, графиков и т. п. Результатом являются научный факт и совокупность эмпирических обобщений, выражаемых в научных высказываниях. Кроме того, уже на втором уров­не научного познания — как следствие обобщения научных фактов — возможно формулирование некоторых эмпири­ческих закономерностей.

- теоретический - осуще­ствляется на рациональной (логической) ступени позна­ния. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям, т. е. объяснение Теоретический уровень — более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипоте­зы, теории, законы, принципы.

 

Эмпирический и теоретиче­ский уровни познания взаимосвязаны между собой.

 

Познание осуществляется с использованием тех или иных методов.

Понятие «метод» (от греч. «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практиче­ского и теоретического освоения действительности; способ деятельности, направленный на получение результата

Нау́чный ме́тод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.

Классификация научных методов осуществляется в зависимости от уровня научного знания, на котором они функционируют.

 

Наблюдение – есть чувственное (преимущественно — ви­зуальное) отражение предметов и явлений внешнего мира. Это — исходный метод эмпирического познания, позволяю­щий получить некоторую первичную информацию об объек­тах окружающей действительности.

Научное наблюдение (в отличие от обыденных, повсед­невных наблюдений) характеризуется рядом особенностей:

- целенаправленностью (наблюдение должно вестись для решения поставленной задачи исследования, а внимание наблюдателя фиксироваться только на явлениях, свя­занных с этой задачей);

- планомерностью (наблюдение должно проводиться стро­го по плану, составленному исходя из задачи исследо­вания);

- активностью (исследователь должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явле­нии, привлекая для этого свои знания и опыт, исполь­зуя различные технические средства наблюдения).

 

Эксперимент – это метод исследования, с помощью которого заранее запланированным образом производятся изменения в исследуемом объекте с целью выявления его общих и необходимых свойств и отношений. Эксперимент в отличие от наблюдения предполагает более активную роль человека, осуществляется в точно заданных условиях, которые могут воспроизводиться другим исследователем с целью проверки полученных результатов. Эксперимент в отличие от наблюдения позволяет выявить такие свойства и отношения объекта, которые в естественных условиях остаются скрытыми. Эксперимент еще более, чем наблюдение, теоретически нагружен. Он осуществляется для подтверждения или опровержения какого-либо теоретического положения. От того, как составлен предварительный план, какие цели сформулированы исследователем, какие теоретические положения он стремится подтвердить или опровергнуть, зависит исход эксперимента. Однако ни один эксперимент не может окончательно подтвердить или опровергнуть теорию. Включает в себя измерение.

- Описание и измерение – дополнительные методы эмпирического уровня. Описание должно быть по возможности точным, достоверным и полным. На основе описаний эмпирических данных осуществляется дальнейшая систематизация знания.