Место ЕНКМ в системе человеческой культуры

Соотношение ЕНКМ и естествознание

Библиографический список


[1]. Ogilvie J. F. The Vibrational and Rotational Spectrometry of Diatomic Molecules, Academic Press, San Diego, 1998.

[2]. Morse P.M., Phys. Rev. 34, 438, (1929).

[3]. Rosenbaum N.H., Owrutsky J.C., Tack L.M., Saykally R.J. Velocity modulation laser spectroscopy of negative ions: The infrared spectrum of hydroxide (OH-) // J. Chem. Phys. 1986. V.84. No.10. P.5308-5313.

[4]. Rehfuss B.D., Crofton M.W., Oka T. Infrared spectrum of the fundamental vibration-rotation band of OD- // J. Chem. Phys. 1986. V.85. No.4. P.1785-1788.

Создание научной картины мира есть главная цель современного естествознания. Современная научная картина мира дает всестороннее представление о мире, в котором мы живем, о его происхождении и

эволюции, о нашем месте и роли в этом мире

 

 

ЕНКМ как особая форма систематизации естественнонаучных знаний — неотъемлемый компонент культуры, определяющий мировоззрение человека. Научное мировоззрение обеспечивает восприятие достижений науки обществом и устойчивость к манипуляциям общественным сознанием. Рациональный метод, сформировавшийся в рамках естественных наук, проникает и в гуманитарную сферу, и в общественную жизнь. Он существенно дополняет художественный метод познания действительности.

 

Человеческая культура широком смысле – это результат организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в

- продуктах материального и духовного труда,

- в системе социальных норм и учреждений,

- в духовных ценностях,

- в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

 

При деятельном подходе культура — способ регуляции, сохранения и воспроизводства общества, «технология» человеческой деятельности. Под культурой понимается все, что создано человеческим трудом в ходе истории. Она не существует вне человека и общества.

 

Культуру принято делить на материальную, охватывающую результаты материальной деятельности человека, и духовную, включающую сферу сознания, духовного производства (рис. 1.1).

 

 

Компонентами духовной культуры являются мораль, право, религия, искусство, философия и многие другие формы общественного сознания, в том числе и основной объект нашего внимания в этом курсе — наука, функцией которой является производство и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

 

Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на выработку, производство и систематизацию объективных знаний об окружающем мире. Наука — это и совокупность самих знаний, отвечающих определенным критериям, и социальный институт, т. е. совокупность организаций, занимающих определенное место в структуре общества и выполняющих общественные функции.

 

Наука — один из важнейших компонентов духовной культуры, в котором в наибольшей степени представлена познавательная сторона деятельности. В наши дни наука — мощный фактор развития самых различных областей человеческой деятельности.

 

Три составные части науки: науку переднего края, ядро науки и историю науки.

Наука переднего края наряду с истинными включает и «неистинные» (что выясняется лишь впоследствии, post factum), но полученные научными средствами результаты. В качестве примеров можно привести концепцию кварков — «ненаблюдаемых» субэлементарных частиц, комбинации которых образуют все известные в настоящее время адроны (сильно взаимодействующие элементарные частицы). Эта концепция, безусловно, научная, однако об ее экспериментальном обосновании говорить пока не приходится — это дело отдаленного будущего. Задача науки переднего края — генерировать новое. Поэтому сюда включаются и плохо обоснованные, недостаточно подтвержденные, «сумасшедшие» идеи, без которых наука лишилась бы эвристичности (другими словами, стала бы собранием тривиальностей). Единственное условие, которое следует выполнять при работе с таким научным материалом,— не забывать о его возможной «неистинности», то есть не торопиться включать этот материал в ядро науки.

 

Ядро науки состоит из концепций, результатов, теорий, методов, истинность которых в настоящее время не вызывает сомнения. Задача ядра науки — выступать фактором определенности, играть роль базисных знаний, ориентирующих и корректирующих познавательные акты. Например, в настоящее время никто не сомневается в законе сохранения энергии, даже с учетом весьма нетривиальных обобщений этого закона для явлений микромира. Столь же уверенно большинство ученых отвергает витализм — концепцию, связывающую сущность жизни с нематериальными факторами.

 

В историю науки включают устаревшие знания, вытесненные за пределы ядра. Эти знания неправильно было бы квалифицировать как «издержки», ибо в противном случае рано или поздно в качестве такой «издержки» предстанет вся нынешняя наука. Историко-научную деятельность неправильно понимать лишь как деятельность архивную, ограниченную поиском, обработкой и систематизацией фактов, относящихся к прошлому науки. Напротив, анализ предыстории рассматриваемого вопроса всегда входит органической частью любого, самого современного научного исследования. Именно историко-научная деятельность дает развернутую панораму динамики знания, способствуя постижению внутринаучных перспектив и возможностей.

 

Наука условно подразделяется на естествознание (естественные науки), гуманитарные (или общественные) науки и технические науки. Объектом изучения естествознания является природа, под которой понимается весь материальный мир, включая и «телесную оболочку» самого человека. Гуманитарные науки занимаются специфическими особенностями человеческого бытия, как индивидуального, так и общественного. Что касается технических наук, то они представляют собой связующее звено между технологической базой производства (относящейся уже к материальной культуре) и фундаментальным естествознанием.