Лекция 13 Стратегические аспекты технологий

  1. Влияние технологий на жизненный цикл спроса
  2. Классификация типов технологий
  3. Оценка влияния технологий на стратегию компаний

Экономисты убеждены что волны нововведений связанные с преодолением технологических разрывов за последние 250 лет возникали более или менее регулярно примерно 50-летними циклами. В первые несколько лет цикла происходит накопление нового технологического потенциала потом наступает период когда далеко идущие нововведения набирают наибольшую силу, а затем в ходе их коммерческой эксплуатации темп событий постепенно замедляется. Эту закономерность сформулировал русский экономист Н.Кондратьев, в дальнейшем его поддержал немецкий экономист Шумпетер. Первая волна продолжалась с 1790 по 1840 и в её основе лежали новые технологии текстильной промышленности использовавшие возможности энергии угля и пара. Вторая волна 1840-1890 связана с развитием железнодорожного транспорта и широким внедрением механизации в производство. С 1890-1940 базируется на электроэнергии, открытиям в области химии и появлении ДВС. 1940-1990 базируется на электронике, причём темп нововведений к концу волны не снижался. И соответственно 5 волна связана с развитием биотехнологий.

Современные концепции стратегического управления понятие технологии рассматривают достаточно широко. Так по мнению Портера на конкурентное преимущество фирмы может существенно влиять любая технология используемая фирмой, а не только связанная с производством и созданием продукции. В областях деятельности ориентированных на интенсивное использование технологий продолжительность цикла имеет важное стратегическое значение. Для компаний, продукция которых имеет короткий жизненный цикл характерны быстрые управленческие действия и реакции, также высока степень совмещения во времени операций по внедрению новых продуктов. Также некая приблизительность, а не точность в определении технических параметров. Стадия зарождения рынка и часть стадии ускоренного роста это а область где весь рынок создаётся новатором предлагающим рынку новые продукт или услугу. Также это область продуктовой инновации, или радикальной новинки. Стадии ускоренного и замедленного роста это прежде всего области отдельных конструкторских улучшений продукта. Стадия зрелости и насыщения, где идёт постоянное снижение издержек являются областью технологических инноваций, когда внедряются ресурсы сберегающих технологий. После достижения зрелости рынка проявляются недовольства стандартизацией со стороны потребителей, появляется требование учёта специфических потребностей, таким образом появляется зона инноваций связанная с дифференциацией продукции.

 

 

 

По уровню изменчивости различают следующие виды технологий:

1. Стабильная – остаётся неизменной в течении всего срока жизненного цикла спроса. Основные задачи и развитие при этом типе технологии является модификация продукции путём улучшения отдельных параметров, конструкций изделия при этом без существенного прогресса технологий. Такая технологическая система и система продукции открыты для малорадикальных нововведений, которые при стабильной технологии на стадии ускорения роста спроса обеспечивает повышение прибыльности. Поэтому для предприятий характерно прогрессивное восприятие таких нововведений.

2. Плодотворная – базовая технология сохраняется длительное время. При этом разрабатываются и изготовляются сменяющие друг друга поколения продукции с лучшими показателями. Освоение новых её видов становится решающим фактором экономического успеха. Конкуренция вынуждает предприятия постоянно осуществлять инновации в широком диапазоне их радикальности (от малой до средней степени). Такая политика технического развития может обеспечить не только обновление продукции, но и продление жизненного цикла технологии и спроса, таким образом повысить плодотворность данной технологии.

3. Изменчивая – производство новых изделий в период жизненного цикла спроса ведет к необходимости смены базовых технологий, то есть существующая технологическая система закрыта для радикальных нововведений. Когда наступает необходимость в таких изменениях, технология подлежит коренному преобразованию или замене на новую.

При этом возможен переход от одного типа технологии к другому. Отрасль, остававшаяся технологически стабильной способна оказаться в условиях плодотворной технологии (как правило, это связано со стремлением поддержать потребность) или превратиться в изменчивую, за счёт вторжения смежных технологий. Причём это может произойти на любой фазе жизненного цикла спроса, но особую проблему вызывает на этапе зрелости. Смена технологий имеет более глубокий эффект, чем появление новой продукции, так как угрожает моральным устареванием всем инвестициям фирмы в предшествующую технологию, НИОКР, научно-технический персонал, производственные фонды. Внутри фирмы переход от одной технологии к другой осложняется не только финансовыми трудностями, но и политическими и культурными, так как новая технология подрывает сложившиеся у персонала и руководства фирмы схемы действий по достижению успеха. Проблема перехода от одной технологии к другой ещё более осложняется, если технология является одновременно плодотворной и изменчивой, т.е. когда появляются новые технологии, фирма, уже может быть глубоко вовлечена в конкурентную борьбу на основе создания новых видов продукции в рамках старой технологии. При этом развитие проводимых исследований или разработок направленной на обеспечение этой борьбы становится препятствием на пути перехода к новой технологии.

По инновационному потенциалу выделяют:

1. Радикальные (базовые) инновации – включают в создание принципиально новых видов продукции, технологий, методов управления. Потенциальными результатами таких нововведений являются обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций. В дальнейшем такие нововведения являются источником всех последующих улучшений, приспособление к интересам отдельных групп потребителей и других модернизаций товара. Создание таких нововведений связано с высоким уровнем рисков и неопределённостей, как технических, так и коммерческих. Данная группа нововведений не является распространённой, но отдача от них непропорционально значительна.

2. Улучшающие (модифицированные) инновации – приводят к дополнению параметров, конструкций, принципов, форм. Именно эти инновации со сравнительно низкой степенью новизны являются наиболее распространённым видом. Каждое их улучшений, как правило, обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, а также снижение издержек её производства.

3. Комбинаторные (использующие различные сочетания) инновации – или инновации с предсказуемым риском представляют собой идеи сравнительно высокой степени новизны, но не носящие при этом радикального характера. К ним относятся, как правило, значительные новинки, реакцию рынка на которые легко предвидеть. Отличие от радикальных инноваций заключается в том разработка нового поколения того или иного товара, за счёт концентрации ресурсов как правило завершается успехом.

Существует 3 характерных для промышленности типа отраслей:

1. Низкотехнологичные, в которых исходные технологии используются в течение всего жизненного цикла спроса, и производимый продукт заменяется не часто.

2. Среднетехнологичные отрасли, в которых основная технология не меняется, а ассортимент и объём выпуска увеличивается.

3. Высокотехнологичные отрасли, в которых происходит как замена базовых технологий, так и увеличение ассортимента и выпуска продукции. Важной особенностью является то, что это наукоёмкие динамичные направления, в которых разработки и новые достижения часто опережают выраженные или осознаваемые потребности потенциальных потребителей, и нарушают установленные границы между традиционными секторами промышленности.

Знание предела используемой технологии важно для предприятия, поскольку позволяет своевременно подготовится к принятию решений в отношении технологий и соответственно избежать лишних затрат.

 

 

Можно выделить 5 основных факторов, которые влияют на стратегию фирмы:

1. Инвестиции в НИОКР

2. Позиция в конкурентной борьбе

3. Динамика продукции

4. Динамика технологии

5. Динамика конкурентных возможностей

Факторы Интенсивность действующая Будущая интенсивность Стратегический разрыв Приоритет
Инвестиции в НИОКР 1. Доля затрат на НИОКР в прибыли 2. Доля затрат на исследование в прибыли 3. Доля затрат на разработки в прибыли        
Позиция в конкуренции 4. Лидерство в исследованиях 5. Лидерство в разработке продукции 6. Лидерство в разработке технологии        
Динамика продукции 7. Частота появления новой продукции 8. Длительность жизненного цикла 9. Технологическая новизна продукции        
Динамика конкурентоспособности 10. Длительность жиненного цикла 11. Частота появления новых технологий 12. Число конкурирующих технологий        
Динамика конкурентоспособности 13. Технологические различия продукции 14. Технология как орудие конкуренции 15. Интенсивность конкуренции 16. Вынужденное устаревание продукции. 17. Чувствительность технологии к гос. Регулированию 18. Чувствительность технологии к давлению покупателей          
Общая оценка 19. Изменчивость технологии 20. Агрессивность стратегии фирмы        

Важность соответствующих факторов для будущих фирм может быть определена по следующим этапам:

1. Оценка будущей интенсивности и относительной важности соответствующих каждой СЗХ.

2. Оценка эффективность соответствующих факторов действующей стратегии фирмы

3. Определение разрывов между будущими условиями и установившейся стратегией фирмы

4. Определение технологических конкурентных возможностей фирмы, при условии, что она будет придерживаться нынешней стратегии

5. Определение желаемой конкурентной продукции

6. Выявление изменений, которые должны быть осуществлены

7. Контроль над обеспеченностью ресурсами

8. Разработка плана мероприятий по осуществлению изменений.

Необходима экономически обоснованная стратегия. Определение возможности получения прибыли от такого нововведения. При этом определяющим фактором является платёжеспособность потенциальных потребителей и готовность платить цену обеспечивающую прибыль.

Существуют следующие типы разрывов между общим руководством и научно-техническими специалистами:

1. Информационный разрыв, возникает из-за того что носители знаний о перспективах, рисках, последствиях, стоимостях технологий являются непосредственно исследователи-разработчики, которые в свою очередь отделены от высшего руководства нескольким уровнями иерархии. Частым последствие информационного разрыва является принятия решения относительно финансирования НИОКР на основе первоначальных оценок проекта без учёта того объёма дополнительных расходов который будет необходим до того как новая технология будет приносить доход.

2. Семантический разрыв – возникает из-за различий понимания факторов успеха, так же различий в языке между общим руководством и руководителями НИОКР. При этом добиваясь вложений в проект разработчики основываются, прежде всего, на понимании технических параметров продукции как основного фактора успеха деятельности фирмы. Однако более совершенные с точки зрения технологии продукции вовсе не гарантируют широкий рынок сбыта, а маркетинг и правильный учёт особенностей рынка часто оказываются важнее, чем технологическая составляющая.

3. Разрыв «цели-затраты» - целью общего руководства является получение оптимального дохода на расходуемые ресурсы. Технология – одно их средств достижения этой цели – не имеет самостоятельной ценности и не рассматривается как самоцель. И напротив моральное удовлетворение связано с открытием оригинальности решений, своего рода престиж выступает как цель для исследователя и разработчика. В то же время проблема окупаемости и прибыльности для них становится отрицательным фактором поскольку мешает интересной работе.