Лекция №2. Стратегическое мышление и фазы внутрифирменного определения функций планирования.

Вопросы:

1. Основные компоненты разработки и принятия стратегического плана

2. Современные тенденции стратегического развития компании в период постиндустриальной экономики

3. Фазы внутрифирменного определения функций планирования: этапы, горизонты, пирамида планирования

Исторически возникновение экономической концепции стратегического планирования относят к 50-м годам 20 века, в связи с внедрением процедуры стратегического планирования в большинстве крупных корпораций США и эпохой индустриальных отношений. Однако сама концепция стратегического планирования намного старше. Некоторые исследователи ссылаются на родоначальника стратегического планирования Сунь Цзи, которому приписывают авторство книги «Искусство стратегии», написанной около 2500 лет назад в Древнем Китае. Принцип стратегического управления государством и войсками, разработанный Макиавелли, Наполеоном и др. до сих пор используется на практике при определении программы развития различных государств. Слово стратегия происходит от греческого Strategiaи переводится как искусство или наука быть полководцем. История свидетельствует что наиболее удачливые полководцы очень большое значение придавали правильному построении. Обеспечения армии, а также решениям, когда вступать в битву, а когда в переговоры с народом, политиками, дипломатами.

Применительно к экономике стратегическое планирование стало широко применяться в 70-х годах 20 века в связи с распространением идей основателя школы планирования Игоря Ансофф. В своей работе «Корпоративная Стратегия», он дал следующее определение: Стратегия есть набор правил для принятия решений которыми организация руководствуется в своей деятельности. Некоторые исследователи работы Ансоффа называют библией стратегического планирования. До Ансоффа разработкой макроэкономических основ стратегического мышления занимались Чандлер, Эндрюс, Друкер.

Адольф Чандлер определяет стратегию как метод установления долгосрочных целей организации, программы её действий и приоритетных направления для размещения ресурсов.

Специалисты Гарвардской школы бизнеса с представителем Кеннетом Эндрюсом говорили: Стратегия это метод определения конкурентных целей организации.

Майкл Портер определяет понятие стратегии как способ реакции организации на внешние возможности и угрозы, а также внутренние сильные и слабые стороны.

Генри Минцберг: Стратегия – последовательная, согласованная и интегрированная структура управленческих решений. Также он определяет стратеги. Через комбинацию 5-ти «П»:

1. План действий

2. Прикрытие, действия, нацеленные на то чтобы перехитрить конкурентов.

3. Порядок действий

4. Позиция в окружающей среде

5. Перспектива

Основной базовой моделью разработки стратегического плана принято считать модель Гарвардской школы бизнеса.

 

Согласно этой модели процесс стратегического планирования представляет собой некую точку пересечения выявленных возможностей и угроз внешней деловой среды которые выражаются в форме ключевых факторов успеха и, сильных и слабых сторон потенциала фирм выраженных в отличительных способностях или компетенциях.

 

Модель предложенная Ансоффом

 

Согласно модели Ансоффа процесс стратегического планирования начинается с определения первоначальных целей развития предприятия которые являются реакцией на внешние сигналы.

В соответствие с этими целями выявляется ресурсный потенциал и внешняя среда. Целью такого анализа является выявление возможностей для принятия основных стратегических решений по дальнейшему проникновению на рынке сбыта и диверсификации производства.

В этих моделях есть различия.

В процесс стратегического планирования вводится понятие формализованных целей в отличие от неявно выраженных ценностей высшего руководства в модели Гарвардской группы. В модели Ансоффа предпринята попытка описания процесса стратегического планирования в виде формализованной блок-схемы, которая предполагает подробную разработку списков факторов учитываемых в процессе принятия решений. Учёт обратной связи, которая обеспечивает интерактивность планирования и непрерывность реализации плана.

 

 

Ансофф предложил включить в содержание программы планирования цели компании, политику её развития, портфельно рыночную позицию и распределение ресурсов. Представители школ возглавляемых Минцбергом и Квином утверждают, что стратегия получается стихийно, а не как следствие тщательного планирования. В эпоху постиндустриальных отношений стратегическое мышление должно лежать в самой основе принятия решений. Организации нацеленные на успех должны свободно распоряжаться финансовыми, материальными, интеллектуальными ресурсами. К числу современных методов управления можно отнести:

1. Аутсорсинг – организационное решение, передача стороннему исполнителю некоторых бизнес функций или частей бизнес - процесса предприятия.

2. Бенч-маркинг – метод планирования, с помощью которого компания проводит сравнение своей деятельности с практикой других компаний в целях осуществления конкретных изменений, позволяющих повысить её конкурентоспособность.

3. Реинжиниринг бизнес-процессов – перепроектирование бизнес процессов компании для достижения улучшении показателей их деятельности, координированной перестройкой структурой организации в случае изменения внешней или внутренней среды.

 

Стратегическое планирование прошло 3 основных этапа развития, соответствующих различным формам организации планирования:

1. Бюджетирование и контроль – данному этапу развития планирования соответствует представление о стабильной среде организации, как внутренней, так и внешней: существующие условия фирмы в будущем существенно не изменятся. Перемена начальных условий рассматривается как препятствие, преодолимое на основе прошлого опыта.

2. Долгосрочное планирование – основывается на выявлении текущих изменений определённых экономических показателей деятельности организации и экстраполяции выявленных тенденций в будущее.

3. Стратегическое планирование – основывается на выявлении тенденций не только экономического развития компании но и среды её существования, такое планирование с учётом существующих тенденций в изменении окружения опирается на выявленные сильные, слабые стороны организации, а также благоприятные возможности предоставляемые переменами в окружении и угрозами со стороны конкурентов, социальных, политических, технологических и экономических факторов окружения.

Классификация типов планирования:

I. По целевой направленности:

1. Нормативное

2. Тактическое

3. Операционное

4. Стратегическое планирование

II. По горизонту планирования:

1. Долгосрочное (5-8 лет)

2. Среднесрочное (1-2 года)

3. Краткосрочное (менее 1 года)

 

После того как организация определила цели стратегического уровня формируются оперативные задачи для обеспечения выполнения стратегической цели при этом оперативные решения должны соответствовать стратегическим целям. Такое соответствие называют принципом конгруэнтности.

Задание:10 определений понятия Стратегия различных факторов.