Имидж и стиль руководства менеджера

 

Имидж – это оценка организации (предприятия) или ее товаров и услуг обществом. Разработка высокого имиджа требует от менеджера творческого подхода и больших затрат времени и энергии. Имидж не может быть мгновенно внедрен в сознание общества и не может быть приобретен только за счет рекламы. В то же время, имидж должен непрерывно распространяться посредством всех доступных менеджеру каналов связи с потребителями.

Имидж - репутация, престиж предприятия, качество товара, точность выполнения принятых обязательств, формы общения с клиентами. Имидж, прежде всего, проявляется в ассортименте и качестве продукции, утверждает за предприятием репутацию поставщика товаров современных (особо модных - для товаров широкого потребления, высокого технического уровня - для техники и товаров длительного использования) и высокого качества, точного соответствия объявленным параметрам качества. Укреплению имиджа в большой мере соответствует сервисная служба предприятия, которая гарантирует своевременное устранение возникающих дефектов. Важной стороной имиджа предприятия является также точность в выполнении обязательств по поставкам продукции, платежам. Имидж тесно связан с товарным знаком предприятия и фирменным стилем работы. Сильный имидж включает один или более символов, которые связываются в сознании потребителей с компанией или торговой маркой. Выбранные символы должны использоваться в рекламе, которая призвана подчеркнуть особенности компании или торговой марки.

Создание имиджа предприятия. Предприятие создает себе имидж точно также, как и человек, который завоевывает авторитет, сделав что-нибудь отличное от других или лучше, чем кто-либо другой. Предприятие может выделится из ряда других, успешно изготовляя или торгуя одним или несколькими видами товаров, предлагая более широкий ассортимент товаров по сравнению с другими, улучшая обслуживание покупателей и т.д. Показатель престижности предприятия, это степень признания его на рынке и у потребителей, авторитета его товарного знака, доля предприятия в общем объеме продаж определенного товара на данном рынке, динамика роста этих продаж. Эффективная реклама должна подчеркивать характерные особенности предприятия. Она должна отвечать духу времени, как можно полнее представлять структуру предприятия и выпускаемую им продукцию. Роль имиджа предприятия особенно велика, когда товары и услуги разнообразны, и выделить их, сделать узнаваемыми часто можно только за счет названия предприятия. Предприятия с хорошей репутацией – не обязательно богатые, но обязательно стабильно работающие на рынке.

Успех в бизнесе во многом зависит и от имиджа самого менеджера (предпринимателя). Под имиджем делового человека понимается как его внешний вид, умение держаться с людьми в деловой и неформальной обстановке, оформление кабинета, служебных бумаг, так – и это главным образом – деловой стиль работы, степень организованности.

Таким образом, имидж – это образ товара, предприятия, менеджера (предпринимателя). Отметим, культурный человек не обязан быть предпринимателем, но предприниматель всегда должен быть культурным человеком, хотя бы потому, что заинтересован в постоянном успехе.

Имидж менеджера – это, как отмечалось, авторитет руководителя-лидера, завоеванный в процессе практической деятельности. К основным качествам руководителя-лидера по Минтцбергу отнесем:

1. Способность установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми;

2. Способность руководить подчиненными;

3. Способность руководить конфликтами и снимать стресс;

4. Способность эффективно обрабатывать и оценивать информацию;

5. Умение принимать нестандартные управленческие решения;

6. Умение рационально распределять ресурсы в организации;

7. Обладание даром предпринимателя – способностью идти на определенный риск.

8. Способность к самоанализу.

Имидж менеджера тесно переплетается с выбранным им стилем руководства организацией или отделом предприятия. Под стилем руководства обычно понимается воздействие менеджера на своих подчиненных в процессе производственной деятельности. Существует множество различных стилей руководства: автократический, консервативный, демократический, дистанционный, аналитический и т.п., зависящие от опыта работы менеджера, склада характера, образования, внешней среды в бизнесе и т.п.

Однако следует обратить внимание на то, что искусственные приемы приобретения авторитета, как правило, не могут привести к успеху и благотворному влиянию на подчиненных. Они способны породить лишь лжеавторитет. Отметим некоторые разновидности подобного влияния:

«Авторитет доброты» происходит от ложного понимания сущности чуткого отношения к подчиненным и характеризуется низкой требовательностью руководителя. Но заниженные задания обычно портят даже хорошего работника;

Авторитет расстояния проявляется в том, что руководителю кажется, будто чем больше и официальнее он держится от подчиненных, чем реже с ними видится, тем сильнее его влияние, что, как правило, не оправдывается;

Авторитет подкупа обнаруживается в тех случаях, когда руководитель следует правилу: «Я тебе обещаю что-то, если сделаешь это». Следовательно, при авторитете подкупа ставится вознаграждение в зависимости от личных прихотей руководителя, что оказывает обычно отрицательное влияние на результаты работы;

Авторитет резонерства – когда руководитель надоедает подчиненным бесконечными назиданиями, скучными и бессодержательными поучениями;

Авторитет педантизма означает склонность руководителя к мелочной опеке, излишне жесткой регламентации решения таких деталей работы, которые прямого отношения к делу не имеют;

Авторитет чванства строится на высокомерии руководителя. Ему кажется, что когда-то завоеванный авторитет поставил его на недосягаемую высоту;

Авторитет подавления является самым страшным и диким. Это непрерывные угрозы применения власти с целью создания и поддержания атмосферы страха среди подчиненных.