Конъюнктурные исследования
Изучение конъюнктуры товарного рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной продажи товаров, запасы товаров на складах предприятия, а также в оптовой и розничной торговле.
Главная цель информационного обеспечения исследования конъюнктуры рынка – создание системы показателей, которые позволяют получить количественную и качественную характеристику основных закономерностей развития спроса населения и товарного предложения, выявить факторы формирования рыночной конъюнктуры. К таким показателям относятся:
· Производство товаров в ассортименте,
· Обновление товарного ассортимента,
· Обеспеченность материалами, сырьем, производственными мощностями,
· Запасы товаров в ассортименте (в том числе, на предприятиях и торговых организациях),
· Забраковка товаров и рекламации,
· Продажа товаров в ассортименте (оптовая, розничная и фирменная торговля),
· Изменение доли рынка, занимаемой предприятием,
· Изменение доли рынка, занимаемой конкурентами,
· Выполнение заявок на поставку товаров,
· Изменение в спросе потребителей,
· величина неудовлетворительного спроса в развернутом ассортименте, динамика цен, продажа товаров по сниженным ценам (в том числе уценка, сезонная распродажа и т.д.).
Служба изучения рынка отдела маркетинга предприятия анализирует данные динамики производства товаров в сопоставлении с заявками и заказами оптовых покупателей, анализирует сведения о движении товаров розничной сети. Анализ этих данных позволяет сделать надежные выводы о тенденциях развития спроса на исследуемый товар, а также оценить степень соответствия товаров потребностям рынка. При изучении конъюнктуры товарного рынка ставится задача не только определения состояния рынка на существующий момент, но и предсказание вероятного характера его дальнейшего развития на перспективу. По своему характеру прогноз развития конъюнктуры рынка является краткосрочным прогнозом ( на 1 – 3 года).
Различают следующие основные виды конъюнктурных исследований:
1. изучение общей экономической ситуации на данном рынке, его специфики
- развивающийся (рынок с постоянным ростом спроса или с устойчивым спросом),
- стагнирующий (это предкризисный рынок),
- кризисный рынок (рынок с сокращением спроса на определенные виды товаров).
2. исследование соотношения спроса и предложения в динамике
- анализ степени насыщения рынка,
- степень освоения рынка конкурентами,
- изучение особенностей потребителей (сегментация рынка).
3. анализ производства данного товара
- динамика загрузки производственных мощностей (коэффициент загрузки оборудования),
- сырьевые запасы,
- основные поставщики,
- резервы мощностей,
- тенденции в организации производства,
- производственные издержки и их динамика,
- государственные целевые программы.
4. анализ потребления товара
- определение платежеспособности данного региона по сегментам,
- динамика потребления,
- воздействие научно-технического прогресса (степень обновляемости, уровень инновационной активности, моральное старение),
- программы конкурентов по насыщению рынка,
- анализ запасов готовой продукции конкурентов,
- потребительские предпочтения.
5. анализ своего товара
- определение конкурентоспособности (комплексная оценка),
- наличие товаров - конкурентов и их особенности,
- анализ товаров – заменителей.
6. анализ возможностей сбыта своего товара
- зависимость сбыта от директивных документов (лицензий, пошлин и т.д),
- тенденции развития форм и методов сбыта,
- возможности рекламы (ограничения наличия средств рекламы, их доступность по цене),
- анализ сбытовой сети конкурентов.
7. анализ ценообразования
- динамика сбытовых и розничных цен,
- анализ причин изменения цен,
- связь цен с научно-техническим прогрессом,
- анализ роста производительности труда,
- анализ воздействия экономической ситуации на цены,
- политика конкурентов в области ценообразования,
- государственная политика в области ценообразования.
Результаты исследований конъюнктуры рынка могут быть представлены в виде следующих аналитических документов:
а) свободный обзор – основной документ с обобщающими показателями рынка потребительских товаров. Анализируется динамика общеэкономических и отраслевых показателей, особые условия конъюнктуры, дается прогноз показателей конъюнктуры, освещаются наиболее характерные тенденции, выявляются взаимосвязи конъюнктуры отдельных товарных рынков.
б) тематический (проблемный) обзор конъюнктуры рынка – это документ, отражающий специфику конкретной ситуации или отдельного товарного рынка. Выявляются актуальные проблемы типичные для ряда товаров или проблемы конкретного товарного рынка.
в) оперативная (сигнальная) конъюнктурная информация – это документ, содержащий оперативную информацию, которая является своего рода сигналом об отдельных процессах конъюнктуры рынка. Основными источниками оперативной информации являются данные торговых корреспондентов, опросов населения, экспертные оценки специалистов.
Как правило, конъюнктурный обзор состоит из 3 разделов:
· оценка конъюнктуры рынка в текущем периоде
Данная оценка осуществляется исходя из анализа информации о производстве, поставке, продаже и запасах товаров конкретного предприятия, ритмичности поставок, данных о работе по обновлению продукции, повышению качества товаров и т.д.
· прогноз основных показателей рынка
Освещаются основные направления развития конъюнктуры рынка на предстоящий 1 – 2 квартала. В этой связи рассматриваются следующие вопросы по прогнозируемому периоду:
а) каких товаров будет недостаточно на рынке?, а какие могут оказаться в избытке;
б) какие изменения могут произойти в продаже товарных запасов?;
в) какие могут возникнуть затруднения с выполнением договорных обязательств под воздействием складывающейся конъюнктуры рынка?
Прогноз соотношения товарного предложения и потребности рынка в товарах предстоящих кварталах основан на балансовой увязке ожидаемого производства, прогнозе потребности в товарах и необходимого уровня товарных запасов.
· предложения и рекомендации
Этот раздел отражает результаты проведения анализа и содержит следующие данные:
а) перечень мер, которые необходимо предпринять для нормализации рынка сбыта (совершенствования графиков поставок, предложения по прямым связям, изменение зон сбыта, реклама и др.);
б) перечень товаров, выпуск которых надо сократить;
в) перечень товаров, выпуск которых надо увеличить;
г) перечень товаров, рекомендуемых к снятию с производства.
Конъюнктурные исследования проводятся в рамках стратегической маркетинговой деятельности предприятия.