ТЕМА: Маркетинговые исследования
II. Внешняя текущая информация
Сбор внешней информации часто ведется нерегулярно, используется ограниченной число источников внешней информации.
Источниками внешней информации могут быть:
1) статистические ежегодники («Социально-экономическое положение РФ в 2004 г.»),
2) ежемесячные журналы («Вопросы статистики», «Статистическое обозрение»),
3) отчеты фирм (практикуют лишь наиболее крупные компании России и то не на постоянной основе, а перед эмиссией акций: РАО Газпром, РАОЕС России, Лукойл),
4) сообщения союзов предпринимателей ( «Союз промышленников и предпринимателей России», «Круглый стол бизнеса России», «Союз лесопромышленников России» и др.). данные ассоциации, как правило, один раз в полугодие публикуют и тематические доклады;
5) информация по отдельным отраслям (публикуется РОСКОМСТАТом, а также отраслевыми комитетами и министерствами),
6) сообщения бирж (распространяются агентством финансовой информации, Интерфаксом и другими организациями),
7) информация банков (российские банки обязаны каждое полугодие публиковать свои балансы в издания, имеющих тираж не менее 50 тысяч экземпляров),
8) партийная пропаганда ( персс-листы, программы и другие документы экономического характера политических партий и общественных организаций, юбилейные сборники – «850 лет Москве», «300 лет Казани»),
9) судебные решения («Сборник постановлений арбитражного суда»),
10) объявления,
11) проспекты (на выставках и конференциях),
12) каталоги,
13) таблица котировки акций («экономика и жизнь», «АиФ», «Коммерсант», «Финансовые известия»),
14) радиосообщения,
15) репортажи об экономических событиях в новостях и других программах,
16) словари и энциклопедии,
17) ежедневные газеты («Деловой мир», «Известия», «Трибуна»),
18) информационно-аналитический бюллетень (публикуется агентством Финмаркет),
19) еженедельные подборки для прессы РОСКОМСТАТа.
Рис.1. Процесс Маркетингового исследования
Определение проблемы – это формулирование предмета маркетингового исследования. Без этого можно собрать ненужную и дорогостоящую информацию и скорее запутать, чем прояснить проблему. Если исследователь точно не знает, что нужно изучить следует провести предварительную проработку – ее цель четко определить проблему, используя неформальный анализ. После этого должно быть проведено заключительное исследование, включающее структурированный сбор данных и анализ для решения конкретной цели. Предварительные исследования не столь сильно структурировано как заключительное.
Табл.1 Примеры предварительных и заключительных исследований
Неопределенная постановка проблемы | Предварительные исследования | Конкретизация проблемы | Завершающее исследование |
1. Почему падает сбыт? | Обсуждение среди ведущих сотрудников с целью выявления основной проблемы | Почему столь велика текучесть торговых работников? | Опрос торгового персонала, беседы с руководителями сбытовых служб |
2. Эффективна ли реклама? | Обсуждение среди ведущих сотрудников с целью формулирования критериев эффективности | Могут ли потребители вспомнить рекламное объявление через день после его появления? | Опрос потребителей и непотребителей для измерения запоминаемости рекламы |
3. Приведет ли снижение цены к увеличению объема сбыта? | Обсуждение среди ведущих сотрудников с целью определения возможного размера снижения цены | Окажет ли снижение цены на 10 % существенное воздействие на сбыт? | Проведение экспериментов в магазине для определения эффекта |
Принято различать 28 направлений маркетинговых исследований, среди которых выделяется 12 наиболее важных:
- исследование конъюнктуры рынка,
- исследование емкости рынка,
- распределение долей рынка между конкретными фирмами,
- исследование доходов населения, потребительского поведения и мотивации,
- политика цен и ценовая эластичность,
- исследование тенденции деловой активности,
- анализ эффективности рекламы,
- анализ каналов товародвижения и информационных потоков,
- анализ имиджа товаров и их производителей,
- анализ законодательного регулирования и ограничений,
- исследование основных тенденций социально-экономического развития региона,
- исследование общественных ценностей (стиль жизни, образ жизни и т.д.).
Также можно сюда добавить сравнительный анализ методик маркетинговых исследований (13).
Как правило, при проведении маркетингового исследования одновременно ставится несколько целей, которые определяют конкретные направления исследования. В зависимости от поставленных целей все направления исследования можно разбить на 4 группы.
I. Поисковые : предусматривают сбор дополнительной информации, проливающей свет на поставленную проблему. В этих исследованиях должны быть сформулированы несколько гипотез (результат – формулировка гипотез).
II. Описательные : предполагают детальное описание отдельных фактов и явлений.
III. Экспериментальные : состоят в проверке маркетинговых гипотез о формах причинно-следственных связей между спросом и основными характеристиками товара.
IV. Оправдательные : призваны подкрепить уже сформированные у руководства фирмы мнения, убеждения, позиции или точки зрения.