I. Внутрифирменная отчетность
Проблемы сбора информации
Классификация информации.
Источники маркетинговой информации.
Вся поступающая на фирму информация классифицируется по следующим признакам:
1.ПЕРИОДИЧНОСТЬ
– постоянная (не меняется длительное время);
– переменная (об изменениях на рынке);
– эпизодическая (собирается по мере необходимости).
2.НАЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
– справочная (носит ознакомительный характер);
– рекомендательная (результат анализа опубликованных данных включая прогнозы);
– нормативная (нормы времени, законодательные базы и т.п.);
– сигнальная (говорит о ходе отклонения от запланированного состояния);
– регулирующая (используется для устранения причин отклонения).
3.ОТНОШЕНИЕ К ОБРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ
– первичная (полученная в результате полевых исследований через личные
контакты с источниками информации);
– вторичная (обработанная, систематизированная информация, которая помещена
на каком либо носителе, основана на кабинетных исследованиях).
Источники маркетинговой информации делятся на:
- источники общей маркетинговой информации (массовые печатные издания, реклама, выставки, презентации, законодательные акты, выступления государственных деятелей);
- источники узкопрофильной маркетинговой информации (бухгалтерские отчеты фирм, специальные печатные издания, коммерческие базы данных, личные контакты – разъяснительно-пропагандистские и экспертно-оценочные (фокус – группы). Существуют ограничения на доступ к данной информации. Эта информация распространяется по специальным каналам.
- Источники формируемые в результате специальных маркетинговых исследований (опрос, наблюдение, эксперимент, панели).
Маркетинговая информация может быть представлена в следующих формах:
- Текстовая,
- Табличная,
- Матричная,
- Графическая, числовая (ряды).
Трудности при внедрении на предприятии системы маркетинговой информации:
а) затраты на создание, чрезмерно большой информационной базы, могут превысить эффект от ее использования;
б) объем поступающей информации может превысить возможности персонала по ее обработке;
в) при большом объеме оперативной информации нужная информация теряется.
Таким образом, служба маркетинга предприятия должна определить минимально достаточный объем информации.
Включает в себя финансовую и бухгалтерскую документацию и отчетность, материалы о результатах аудиторских проверок, складскую документацию, деловую корреспонденцию, рекламации, благодарственные письма, протоколы заседания правления или совета директоров, бизнес-план и аналитические материалы к нему, а также результаты внутренних проверок и другую отчетность.
Сейчас лишь около 25 % отечественных предприятий и организаций имеют налаженную единую систему внутрифирменной отчетности:
- протоколы заседаний совета директоров ведутся нерегулярно и оформляются неправильно,
- деловая корреспонденция, в том числе рекламации и благодарственные письма, на большинстве предприятий длительное время не хранятся и иногда даже не регистрируются.