ТЕМА 3. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

 

1. Организация - как объект управления.

10. Внутренняя и внешняя среда в организации, основные элементы.

11. Законы организации

12. Организационная культура ор­ганизации.

13. Элементы культуры

14. Имидж организации

 

1. Организация – как объект управления

Организацией является институционализированная группа лиц (физических и юридических), взаимодействующих с помощью материальных, экономических, правовых и иных условий для достижения поставленных целей.

В этом и состоит ее главная функция (задача), выполняя которую организация преобразует с помощью соответствующих технологий материальные, информационные, трудовые ресурсы в требуемые конечные результаты.

 

Таким образом, она прежде всего представляет собой социальный институти может рассматриваться одновременно и как субъект, и как средство деятельности.

 

Под организацией понимается также процесс приведения в систему группы разрозненных элементов(людей, объектов и проч.),превращения их в единое целое.

Термином «организация» характеризуется и состояние упорядоченности этих элементов, их взаимосвязь, взаимное расположение в рамках такого целого. Эти моменты изучаются «теорией организации».

 

Расширение рыночных отношений ведет к увеличению числа социальных орга­низаций и усилению их роли в жизни общества. Большинство людей выступают прежде всего как их представители(владельцы, руководители, сотрудники).

Как социальная система организация является открытой, ибо ее выживание за­висит от внешнего мира. Она описывается такими основными характеристиками, как внешняя и внутренняя среда, структура, цели, стратегии, технология, персо­нал, потенциал.

 

Структура организации, т. е. упорядоченная совокупность ее взаимосвязанных элементов, бывает технической, социальной, социотехнической, нормативно-правовой.

Основу технической структуры составляют материальные объекты и процессы (помещения и их планировка, оборудование, условия труда, потоки сырья, энергии и проч.). Поскольку ее элементы неизменны, такую структуру относят к категории жестких.

На производственном предприятии техническая структура во многом определя­ет профессионально-квалификационный состав персонала, характер и содержание трудовых операций, создает основу функциональных связей между людьми и в зна­чительной мере влияет на их межличностные отношения.

Социальная структура организации, которую первым проанализировал Э. Мейо, образуется совокупностью участников и их связей в рамках совместной деятельно­сти. Она включает формальные и неформальные группы, ценности, интересы, пол­номочия, каналы их распределения и т. д. Все эти элементы организационной струк­туры являются «мягкими».

Социальная структура организации обладает определенным потенциалом, который складывается из нескольких элементов:

1) потенциал общего руководства (характеризуется уровнем его знаний и понима­ния ситуации, умением выявлять и решать проблемы, в том числе в критических условиях, готовностью к риску и проч.);

2) психологического потенциала (отражает состояние морально-психологического климата, стабильность отношений);

3) творческого потенциала (отражает способность коллектива реагировать на изменения, предлагать альтернативы, стремление к поиску, предприимчивость, использование прогрессивных методов работы).

 

Социотехническая структура — это система рабочих мест, объединяющая работ­ников пространственно и в трудовой взаимосвязи. Она интегрирует в себе жесткую техническую и гибкую социальную структуры.

 

Нормативно-правовая структура — совокупность юридических норм, правил, требований, стандартов, необходимых для осуществления функций организации.

 

Как считает известный социолог А. Пригожин, организация как система априорно за­данных отношений и официально установленная совокупность норм, правил и стан­дартов присуща всякому социальному институту независимо от его назначения и отражает существующую при любых условияхнеобходимость упорядочениясо­вместной деятельности людей.

Таким образом, организация не есть чисто материальное или чисто духовное яв­ление.