ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Цель и содержание нравственного воспитания относятся и к специальной коррекционной школе VIII вида, задача которой — воспитывать в детях коллективизм, разъяснять понятия патриотизма и гуманизма. В школе дети с нарушением интеллекта привыкают добросовестно относиться к труду, выполнять требования трудовой дисциплины, учатся быть честными и правдивыми.
Все это реализуется с учетом психического развития детей с нарушениями интеллекта. Как известно, в специальной коррекционной школе VIII вида обучаются дети, общей характерной чертой которых является интеллектуальная неполноценность. Она проявляется по-разному у различных категорий детей. Различие это сказывается не только на умственном развитии ученика, но и на формировании у него качеств личности. Поэтому, осуществляя нравственное воспитание в специальной коррекционной школе VIII вида, необходимо хорошо изучить состав детей. Только при знании индивидуальных особенностей можно решать общие задачи нравственного воспитания ребенка, составить перспективу его нравственного развития. Опыт специальной коррекционной школы VIII вида показывает, что в условиях правильно поставленной воспитательной работы с учащимися у большинства из них можно сформировать довольно стойкие нравственные качества.
Опыт нравственного воспитания учащихся в специальной коррекционной школе VIII вида является лучшим доказательством неправомерности утверждений зарубежных дефектологов о том, что ребенок с нарушением интеллекта— потенциальный преступник, что моральная дефективность сопутствует умственной неполноценности. Эта пресловутая «теория» моральной дефективности долгое время определяла место ребенка с нарушением интеллекта в обществе, его нелегкую судьбу.
У нас эта теория нашла отражение во взглядах некоторых дефектологов и педагогов, считавших, что из ребенка с нарушением интеллекта в лучшем случае можно воспитать человека. Заслугой Л. С. Выготского, А. Н. Граборова является преодоление этой вредной теории.
Они впервые в мире выдвинули задачу воспитания из ребенка с нарушением интеллекта активного участника жизни, созидателя материальных ценностей.
Дефект умственного развития ребенка порождает у него некритическое отношение к себе, к людям, непонимание отношений между людьми, легкую внушаемость и склонность к подражанию.
Все это приводит к тому, что ребенок с нарушением интеллекта скорее попадает под влияние преступной среды, становится слепым исполнителем чужой воли. Поэтому среди малолетних преступников немало детей-олигофренов. Но это еще не доказывает врожденную аморальность детей с нарушением интеллекта, скорее говорит о том, что такие дети нуждаются в особой заботе со стороны общества.
В условиях обучения и воспитания в специальной коррекционной школе VIII вида дети с нарушением интеллекта накапливают положительный нравственный опыт поведения, приобретают полезные нравственные привычки и навыки, а к подростковому возрасту начинают более правильно строить свои отношения с окружающими. Огромное значение в этом становлении личности имеют знания, приобретаемые в процессе обучения детей специальной коррекционной школы VIII вида. При этом развиваются не только мышление и речь, но и нравственные представления, понятия, принципы поведения, заметно изменяется отношение к труду, к школе. Конечно, это процесс сложный и очень длительный.
Учитель (воспитатель), работая с ребенком-олигофреном, стремится пробудить у него активность, веру в свои силы, на деле доказать ребенку возможность стать равноправным членом коллектива. Большое значение в этом процессе нравственного развития ребенка принадлежит труду. Хорошо выполненное задание, изготовленное изделие вызывают радость ребенка, моральное удовлетворение. Успех вызывает желание вновь приняться за работу, вселяет уверенность в свои силы. Радость от хорошо проделанной работы бывает больше, если изделие, изготовленное ребенком, кому-то принесет пользу.
Обучаясь в специальной коррекционной школе VIII вида, участвуя в труде, ребенок растет и развивается нравственно. Однако нравственный рост ребенка с нарушением интеллекта сопряжен с преодолением целого ряда трудностей, определяемых его качественным своеобразием. Учет этих трудностей делает работу олигофренопедагога специфичной, отличающейся от работы учителя массовой школы.
ЛЕКЦИЯ XV.