СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Ситуационный подходк процессу управления, как и системный, применим при управлении любой организацией. Ситуационный под­ход предполагает что, хотя общий процесс управления одинаков, специфические конкретные подходы и приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей орга­низации, могут значительно различаться и зависят от конкретной ситуации.

Ситуационный подход нацелен на связь конкретных приемов и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Такой под­ход основывается на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. При его реализации необходимо опре­делить, каковы значимые переменные ситуации, как они влияют на эффективность организации.

Этапы ситуационного подходатаковы:

1.Руководитель должен освоить средства профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Он должен понимать процессы управления, индивидуального и группового поведения, системный анализ, методы планирования и контроля и количественные методы принятия решений.

2.Руководитель должен научиться предвидеть вероятные положительные и отрицательные последствия применения конкретной методики или концепции. Например, удвоив зарплату всему персоналу можно значительно повысить мотивацию, но при этом необходимо сравнивать прирост затрат с полученными выгодами, иначе это может привести к разорению организации.

3.Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определять, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4.Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и имели бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, обес­печивая достижение целей организации самым эффективным пу­тем в сложившихся обстоятельствах.

Ситуационные переменные.К сожалению, невозможно опреде­лить все переменные, влияющие на организации. На практике ме­неджеры могут рассматривать только те факторы, которые наибо­лее значимы для организации, и те, которые скорее всего могут повлиять на успех.

Большинство ученых считают, что существует не более десятка важнейших факторов, которые можно сгруппировать вдва основных класса — внутренние и внешние переменные.


1 История менеджмента / Под ред. Д. В. Валового. М.: 1997. С.91.