Сущность личности в гуманистической концепции воспитания.
Цель и задачи гуманистического воспитания.
Гуманистическое воспитание имеет соей целью гармоничное развитие личности и предлагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.
Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание», он предполагает особую задачу общества о воспитании подрастающего поколения.
В гуманистической теории развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является основой направления гуманистического воспитания.
Самость и Социумность - сферы личностного проявления, взаимосвязанные направления личности на себя и на общество, две стороны самосоздания.
Самость – отражение внутреннего плана развития личности (психологического) характеризует глубину индивидуальности личности. Обуславливает развитие личности от элементарных моментов ее жизнедеятельности до сложных психологических состояний, где требуется саморегуляция, самореализация, самоорганизация.
Пример: А. Суворов, А. Чехов, Л. Толстой, К. Ушинский и др.
Социумность – отражает внешний план развития, прежде всего, социальный. Имеет такие параметры, как широта и высота восхождения личности к социальным ценностям, нормам, обычаям, степень ориентации в них и уровень приобретенных на их основе личностных качеств. Она достигается с помощью адаптации, самоутверждения, коррекции и реабилитации, проявляющихся в самореализации личности.
Гармония самости и социумности характеризует личность с позиции целостности и всесторонности представлений об ее «Я», которое развивается во взаимосвязи с внешним природным и социальным миром.
Специфика цели гуманистического воспитания – создание условий для саморазвития, самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.
В этом отражается мировоззренческие позиции общества по отношению к личности и к своему будущему. Они позволяют осмыслить человека как уникальное явление природы, признать приоритет его субъективности, развитие которой есть цель жизни.
В современной трактовке цели гуманистического воспитания заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов общечеловеческой культуры.
Понятие «личность» является не только понятием, отражающим фактическое состояние социальных свойств человека, но и понятием целостным, выражающим идеал человека.
А. Щвейцер: «Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность».
В гуманистической педагогике личность и ее развитие – является ведущей ценностью.
В различных действиях, поступках, деятельности личности проявляются ее специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самой себе.
Пример: случай с подводной лодкой «Курск», кораблем «Титаник», трагедия города Крымск в 2012 году.
На основе этих отношений происходит создание новых ценностей либо распространение ранее открытых (социальные нормы, точки зрения, мнения, правила, заповеди и законы совместной жизни и др.).
Основой жизнедеятельности выступают потребности человека. Вся культура человека связана с историей возникновения, развития и усложнения потребностей людей.
Пример:
Содержание потребностей зависит от условий развития потребностей общества. Потребности – это источник и причина активности, деятельности человека. В своем возникновении и развитии, по мнению А.Н. Леонтьева они проходят две стадии.
I стадия – характеризует потребность как внутреннее скрытое усвоение для деятельности, ценность, способная ее удовлетворить выступает как идея. Предполагается сопоставление знаний о данной потребности со знанием реального мира, затем выбор средств для удовлетворения этой потребности.
? «Цель оправдывает средства»
II стадия – реальная сила, регулирующая конкретную деятельность человека. Происходит опредмечивание потребности содержанием, поступающим из реальной деятельности.
Как видно, потребность активизирует деятельность и находит свое завершение в ней. Поэтому деятельность может быть понята только через возникновение и удовлетворение потребности. Она выступает как процесс удовлетворения существующих и условие создания новых потребностей, а также как процесс разрешения имеющихся противоречий между субъектом, объектом и рождением новых потребностей. При этом деятельность является процессом изменения человеческой личности.
Потребность Цель