Сущность и значение воспитательного процесса
Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как единое целое. На практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека, его эмоций, воли, характера, мотиваций, ценностных ориентаций, интеллекта.
Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей, содержания, методов, средств, достигнутых результатов.
Воспитание является много факторным процессом. На него оказывают влияние: природная среда, социальное окружение и структура общественных ценностей, семья, образовательные учреждения, детские и молодежные организации, искусство и средства массовой информации.
Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.
К группе объективных факторов относятся:
· генетическая наследственность и состояние здоровья человека,
· социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение,
· обстоятельства биографии,
· культурные традиции, профессиональный и социальный статус,
· социально-экономические условия проживания.
Группу субъективных факторов составляют:
· психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы воспитателя и воспитуемого,
· системы выстроенных отношений с социумом,
· организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего общества.
Цели воспитания – это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных воздействий.
В современной отечественно педагогике процесс воспитания предусматривает:
· целостное формирование личности с учетом цели всестороннего
· гармоничного развития,
· формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности,
· приобщение учащихся к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства,
· воспитание жизненной позиции соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности,
· развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований,
· организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание,
· организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности,
· развитие важнейшей социальной функции личности – общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.