Субтест 11. Составление слов

Субтест 10. Рисунок человека

Субтест 9. Чтение

Педагоги начальной школы считают необходимым знать исходный уровень владения грамотой у детей, поступающих в школу, и это задание было включено в диагностический комплекс по их просьбе. Для этого суб­теста стимульный материал представлен в двух видах: в виде текстов (см. карточку №6) —для детей, умеющих читать и в виде букв (см. карто­чку №7) — для детей, не умеющих читать. Карточка 6 содержит три вари­анта стимульного материала, для проведения диагностики надо разрезать ее на части и в каждом конкретном случае давать ребенку только один из них.

Инструкция:

Педагог спрашивает у ребенка, умеет ли он читать. Если ребе­нок отвечает утвердительно, то имеет смысл предложить ему текст с просьбой прочитать его (Стимульный материал, карточ­ка №6), если нет, то стоит показать карточку с буквами (Сти­мульный материал, карточка №7) и попросить их назвать.

Критерии оценки:

Ребенок получает 3 балла, если он читает бегло, словами.

Ребенок получает 2 балла, если он читает слогами, понимая прочитанное.

Ребенок получает 1 балл, если он знает хотя бы 10 из показан­ных букв.

Ребенок получает 0 баллов, если он знает меньше 10 из пока­занных букв.

Это единственный субтест, который оценивается по четырехбалльной шкале.

 

Тест "Рисунок человека" является одним из самых распространенных в психологии. Он используется в самых разных областях психологии и с самыми разными целями. В нашем случае субтест позволяет выявить сформированность образных и пространственных представлений у ре­бенка и уровень развития его тонкой моторики. Рисунок человека дает также общее представление об интеллекте ребенка в целом.

Инструкция:

Педагог дает ребенку Анкету для ребенка и, показав ему Место для рисования, просит: "Нарисуй, пожалуйста, здесь человека".

Критерии оценки:

Задание оценивается в соответствии с образцом:

Если рисунок ребенка похож на образцы, обозначенные №№ 1 и 2 , то ребенок получает за этот субтест 2 балла.

Если рисунок ребенка похож на образцы, обозначенные №№ 3 и 4, то ребенок получает за этот субтест 1 балл.

Если рисунок ребенка похож на образцы, обозначенные №№ 5 и 6 , то ребенок получает за этот субтест 0 баллов.

Этот субтест достаточно сложен, для успешного выполнения его ребе­нок должен хорошо владеть навыками чтения, иметь некоторые творчес­кие задатки, а также обладать достаточно высоким уровнем общей осве­домленности. С этим заданием, по нашей статистике, справляются далеко не все, но сильные, хорошо подготовленные к школе дети, ооычно де­монстрируют высокие результаты. В качестве стимульного материала ис­пользуется карточка №8. На ней написано 4 слова, одно из которых (ПО­СУДА) является образцом и используется во всех случаях для демонст­рации задания и объяснения инструкции. Три других слова являются тре­мя возможными вариантами задания и каждому конкретному ребенку на­до предъявить для выполнения субтеста только одно из них.

Инструкция:

Педагог показывает ребенку карточку с написанным на ней сло­вом и говорит: "Посмотри, здесь написано слово ПОСУДА. Оно состоит из букв. Из букв этого слова можно составить другие слова, например, СУП, СОДА, СУД, САД (показать рукой соот­ветствующие буквы в слове ПОСУДА). А теперь я тебе предла­гаю слово ... и из его букв ты попробуй составить свои слова".

Критерии оценки: