Влияние качества поверхности на эксплуатационные свойства деталей машин.
Экономическая точность обработки.
Эксперементальными исследованиями установлено, что трудоемкость и себестоимость изготовления деталей связана с точностью определенными зависимостями.
Оптимальная точность соотв-ет участку А и явл. экономической точностью обработки. Под экономической точностью обработкикаким-либо методом на данном уровне развития техники понимают точность, обеспечивающую в нормальных условиях работы при использовании исправного оборудования, инструментов стандартного качества, персонала средней квалификации и при затратах времени и средств, не превышающих затрат для других, сопоставимых с рассматриваемым методом.
15,16. Геометрические хар-ки кач-ва обработанной пов-сти. Физико- механические св-ва поверхностного слоя.
Опр-ют кач-во поверхностного слоя. Поверхность ограничивающая деталь и отделяющая ее от окружающей среды назыв. реальной пов-стью.
Номинальная пов-сть- это идеальная пов-сть, номинальная форма кот. задана чертежами. Геометрические хар-ки качества пов-сти опр-ся отклонениями реальной пов-сти от номинальной.
Эти отклонения можно подразделить на 3 разновидности: шероховатость, холмичность, отклонения от правильной геометрической формы.
Шероховатость- совокупность неровностей пов-сти с относительно малыми шагами и выделенную с помощью базовой длины.
Базовая длина (l)- это длина базовой линии, исп-мая для выделения неровностей, хар-щих шероховатость пов-сти.
Базовая линия (поверхность)- это линия (поверхность) заданной геометрической формы, опр-ным образом проведенная относ-но профиля (пов-сти) и служащая для оценки геометрических параметров пов-сти.
Качество поверхности оказывает существенное влияние на эксплуатационные свойства деталей машин, такие как:
Устойчивость, коррозионностойкость, усталостная прочность, стабильность посадок деталей- машин;
Начальный период работы сопряженной пары даже при небольшом давлении возможен разрыв масляной пленки в местах выступающих вершин шероховатостей, в результате чего происходит сухое трение, упругое и пластическое деформирование в этих местах, что приводит к значительному износу контактирующих поверхностей и после приработки параметр шероховатости будет отличаться от первоначального параметра шероховатости.
т. А представляет собой конец начального износа на участке 1;
участок 2 хар-ет естественное или нормальное изнашивание, кот. медленно возрастает в процессе эксплуатации;
т. В показывает на то, что дальнейшая эксплуатация невозможна, необходима остановка машины;
рабочие поверхности сопряженные пары 1 имеет меньший параметр шероховатости.
На эксплуатационные свойства деталей машин влияет также состояние поверхностного слоя.
Наклеп в поверхностном слое уменьшает износ в 1,5-2 раза.
Сопротивление пов-сти усталости под воздействием переменных нагрузок возрастает с уменьшением параметра шероховатости.
Например, для легированных сталей падение усталостной прочности при переходе от полированного образца к обточенному может достигать 30-40%.
Такое падение усталостной прочности объясняется концентрацией напряжений во впадинах неровностей поверхности, концентрация тем больше, чем острее поверхности.
Наклеп и усталостное напряжение сжатия в поверхностном слое повышает усталостное напряжение, а остаточное напряжение растяжения снижает прочность.
Также установлено, что пов-сти с меньшей шероховатостью меньше подвержены коррозии, коррозирующие вещества скапливаются на дне впадины, соответственно это приводит к углублению впадин и увеличению параметра шероховатости.
Наклеп поверхности приводит к ускорению коррозии в 1,5-2 раза. Наклеп вызывает разрушение зерен при этом создаются очаги микронеоднородностей, что способствует возникновению очагов коррозии.