Влияние качества поверхности на эксплуатационные свойства деталей машин.

Экономическая точность обработки.

Эксперементальными исследованиями установлено, что трудоемкость и себестоимость изготовления деталей связана с точностью определенными зависимостями.

Оптимальная точность соотв-ет участку А и явл. экономической точностью обработки. Под экономической точностью обработкикаким-либо методом на данном уровне развития техники понимают точность, обеспечивающую в нормальных условиях работы при использовании исправного оборудования, инструментов стандартного качества, персонала средней квалификации и при затратах времени и средств, не превышающих затрат для других, сопоставимых с рассматриваемым методом.

 

15,16. Геометрические хар-ки кач-ва обработанной пов-сти. Физико- механические св-ва поверхностного слоя.

Опр-ют кач-во поверхностного слоя. Поверхность ограничивающая деталь и отделяющая ее от окружающей среды назыв. реальной пов-стью.

Номинальная пов-сть- это идеальная пов-сть, номинальная форма кот. задана чертежами. Геометрические хар-ки качества пов-сти опр-ся отклонениями реальной пов-сти от номинальной.

Эти отклонения можно подразделить на 3 разновидности: шероховатость, холмичность, отклонения от правильной геометрической формы.

Шероховатость- совокупность неровностей пов-сти с относительно малыми шагами и выделенную с помощью базовой длины.

Базовая длина (l)- это длина базовой линии, исп-мая для выделения неровностей, хар-щих шероховатость пов-сти.

Базовая линия (поверхность)- это линия (поверхность) заданной геометрической формы, опр-ным образом проведенная относ-но профиля (пов-сти) и служащая для оценки геометрических параметров пов-сти.

 

 

Качество поверхности оказывает существенное влияние на эксплуатационные свойства деталей машин, такие как:

Устойчивость, коррозионностойкость, усталостная прочность, стабильность посадок деталей- машин;

Начальный период работы сопряженной пары даже при небольшом давлении возможен разрыв масляной пленки в местах выступающих вершин шероховатостей, в результате чего происходит сухое трение, упругое и пластическое деформирование в этих местах, что приводит к значительному износу контактирующих поверхностей и после приработки параметр шероховатости будет отличаться от первоначального параметра шероховатости.

т. А представляет собой конец начального износа на участке 1;

участок 2 хар-ет естественное или нормальное изнашивание, кот. медленно возрастает в процессе эксплуатации;

т. В показывает на то, что дальнейшая эксплуатация невозможна, необходима остановка машины;

рабочие поверхности сопряженные пары 1 имеет меньший параметр шероховатости.

На эксплуатационные свойства деталей машин влияет также состояние поверхностного слоя.

Наклеп в поверхностном слое уменьшает износ в 1,5-2 раза.

Сопротивление пов-сти усталости под воздействием переменных нагрузок возрастает с уменьшением параметра шероховатости.

Например, для легированных сталей падение усталостной прочности при переходе от полированного образца к обточенному может достигать 30-40%.

Такое падение усталостной прочности объясняется концентрацией напряжений во впадинах неровностей поверхности, концентрация тем больше, чем острее поверхности.

Наклеп и усталостное напряжение сжатия в поверхностном слое повышает усталостное напряжение, а остаточное напряжение растяжения снижает прочность.

Также установлено, что пов-сти с меньшей шероховатостью меньше подвержены коррозии, коррозирующие вещества скапливаются на дне впадины, соответственно это приводит к углублению впадин и увеличению параметра шероховатости.

Наклеп поверхности приводит к ускорению коррозии в 1,5-2 раза. Наклеп вызывает разрушение зерен при этом создаются очаги микронеоднородностей, что способствует возникновению очагов коррозии.