ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/ Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001. — 224 с.
Сведения о ППС (по установленной форме).
Ф.И.О. полностью | Какое образовательное учреждение профессионального образования закончил (ла), специальность по диплому | Ученая степень, ученое звание | Стаж научно-педагогической работы, годы | Основное место работы, должность | Условия привлечения в РГУПС (штатный, внутренний, совместитель, внешний совместитель, почасовик) | Повышение квалификации | ||
всего | В том числе | |||||||
педагогический | По дисциплине | |||||||
Шарапова Анастасия Евгениевна | 1993, ЮФУ (РГУ), экономический факультет, математические методы исследования операций в экономике | к.э.н. | РГЭУ, доцент | штатный | 2005-2006г. - ЮФУ |
В пособии представлены современные подходы к организации целостной системы коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития различного генеза, а также детей, имеющих парциальные нарушения, создающие специфические трудности в усвоении учебных программ, в адаптации к требованиям школы. Адресовано студентам факультетов начального обучения, дефектологических факультетов, учителям и специалистам общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, школ с продленным днем, классов коррекционно-развивающего обучения.
УДК 376 ББК 74.100
ISBN 5-89415-205-4
© Состав, 2001 © АРКТИ, 2001
Введение................................................................................ 3
Глава I.Концептуальные основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического
развития (ЗПР)....................................................................... 8
Глава II.Классы КРО и ККО: интегрированный подход
к образованию детей с нарушениями в развитии
и дифференцированный подход к образованию нормально
развивающихся детей .............................................................. 27
Глава III.Клинико-психолого-нейрофизиологические
механизмы задержки психического развития у детей................ 41
Глава IV.Нейрофизиологический анализ функционального
состояния мозга детей с трудностями в обучении...................... 51
Глава V.Психологическая готовность к школьному
обучению детей с задержкой психического развития.................. 70
Глава VI.Умственное и речевое развитие детей
с задержкой психического развития......................................... 105
Глава VII.Педагогическая диагностика знаний, умений и навыков дошкольников и учащихся 1—2-х классов
по математике......................................................................... 144
Глава VIII.Эффективность обучения русскому языку младших
школьников с задержкой психического развития....................... 172
Глава IX.Формирование навыка чтения у учащихся
с задержкой психического развития ......................................... 206
Литература............................................................................. 221
В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и к социальному окружению.
В резолюции Всероссийской научно-практической конференции «Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения», проходившей в г. Москве 15—16 февраля 2000 года, рекомендовано органам управления образованием рассматривать коррекционно-развивающее образование детей с трудностями в обучении как приоритетное направление современной образовательной практики.
По данным Министерства образования РФ (1997 г.), среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% имеют очевидные расстройства нервно-психической сферы ещев младшей группе детского сада.Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2—2,5 раза и составило 30% и более.
Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья, интенсивного развития и многие другие — все эти организационные формы свидетельствуют о поисках условий, адекватных психическим и физическим возможностям учащихся. Заметим, что указанные классы, кроме классов выравнивания, создавались, в основном, на II ступени обучения, начиная с пятого класса.
Опросы учителей, работающих в названных выше классах, показали, что они не удовлетворены своим трудом: не знают Психологических особенностей детей, которых учат; существующая ныне диагностика отклонений в развитии обучающихся специалистами МПК или школьного Консилиума не помогает им понять причины неуспеваемости и выбрать соответствующие методы работы; специальные методики, новые технологии кор-рекционного-развивающего обучения недостаточно активно осваиваются школьной практикой. Многие школы сохраняют такие классы лишь из-за небольшого количества учащихся в них.
Следует подчеркнуть, что изменения в сфере образования в сБязи с новыми приоритетами социального развития общества
также имели для таких учащихся негативные последствия. В результате, безусловно, положительного фактора — развития гимназий, лицеев происходит отток наиболее способных учащихся в эти учебные заведения. И, наоборот, наблюдается приток детей с проблемами психического развития (главным образом, интеллектуального и речевого) в общеобразовательную школу, в результате чего она неизбежно превратилась в полифункциональную: обучающую, воспитывающую, развивающую (традиционные функции) — ив психокоррекционную, оздоровительную (совершенно новые функции).
Успешная деятельность общеобразовательной школы и образовательного учреждения вообще становится немыслимой без организации системы коррекционно-развивающего обучения,основанной на результатах комплексной диагностики и новых научно обоснованных организационных и методических формах работы.
Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) — форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Эта форма дифференциации возможна при обычной, традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных клас-сов КРО, позволяющих обеспечить оптимальные педагогические | условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматическом и нервно-психическом здоровье.
Система КРО широко внедряется во многих регионах России с 1994 года. Она основана на комплексных исследованиях, проведенных в Институте дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО) в течение 30 лет, начиная с 1967 года. Анализ практики обучения детей с задержкой психического ] развития (ЗПР) и «группы риска», теоретическое обоснование клас-| сификации детей с трудностями в обучении (К.С. Лебединская, 1982; И.Ф. Марковская, 1990; А.О. Дробинская, 1993; М.Н. Фишман, 1989), определение психолого-педагогических основ обучения детей указанной категории (В.И. Лубовский, 1981; Н.А. Никашина, 1984; Р.Д. Тригер, 1986; Г.М. Капустина, 1986; С.Г. Шевченко, 1990; Н.А. Цыпина, 1992; Г.И. Жаренкова, 1989 и др.) позволили разработать в 1993 году Концепцию коррекционно-развивающего обуче-] ния детей с трудностями в обучении в условиях общеобразователь-! ных учреждений. Концепция была рекомендована Министерством образования Российской Федерации для внедрения во всех регионах России.
В соответствии с этой Концепцией Институт коррекционной педагогики РАО и Московский комитет образования разработали Типовое положение о классах коррекционно-развивающего обучения г. Москвы.
В 1996 году Министерство образования РФ утвердило прог-рам-мы для начальных классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе (Программы специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: Просвещение, 1996). Второе издание этих программ осуществлено издательством «Дрофа» в 2000 году.
В соответствии с указанными программами в газете «Начальная школа» (приложение к газете «Первое сентября») с августа 1997 года печатаются методические рекомендации и тематическое планирование по всем учебным предметам.
Авторский коллектив, разработавший программы, создал впервые в России учебно-методический комплект для подготовительного этапа обучения детей, испытывающих трудности в усвоении знаний и представлений в начальных классах. Комплект включает пособия (тетради с печатной основой и методические рекомендации для учителя) по подготовке к обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Пособия могут быть использованы в первом классе коррекционно-развивающего обучения (КРО) и при повторении учебного материала во втором классе.
Учебно-методический комплект для детей, испытывающих трудности в усвоении знаний и представлений на начальном этапе обучения, прошел многолетнюю апробацию в классах КРО, обеспечивая оптимальное развитие познавательной деятельности и речи детей и эффективность их обучения.
Предлагаемое пособие подготовлено сотрудниками Института коррекционной педагогики, принимавшими активное участие в разработке Концепции и учебно-методического оснащения системы коррекционно-развивающего обучения.
Глава I «Концептуальные основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР)» написана заведующей Лабораторией содержания и методов обучения детей с трудностями в обучении ИКП РАО, канд. ЦеД. наук С.Г. Шевченко. В главе раскрываются основные положения Концепции КРО и особенности организации системы кор-Рекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений.
Глава II «Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцирован-! ный подход к образованию нормально развивающихся детей» \ написана докт. пед. наук, директором ИКП РАО Н.Н. Малофе-: евым. Подчеркивая необходимость развития общеобразовательной школы на современном этапе в «школу для всех», автор резко! выступает против организации специальных компенсирующих классов, в которые направляют интеллектуально сохранных де-j тей со сниженными показателями здоровья, с пониженной готов-] ностью к школьному обучению. Недопустимо, по мнению автора, обучать в специальных условиях (классах ККО) нормально развивающихся детей. Достижения специальной психологии и кор-| рекционной педагогики позволяют эффективно обучать детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы.
В главах III и IV «Клинико-психолого-нейрофизиологические механизмы задержки психического развития у детей» и «Нейро-1 физиологический анализ функционального состояния мозга детей с трудностями в обучении», подготовленных докт. биол. наук' М.Н. Фишман и канд. псих, наук А.О. Дробинской, рассматриваются вопросы дифференциональной диагностики детей с ЗПР, составляющих основной контингент классов КРО.
Глава V «Психологическая готовность к школьному обучению; детей с задержкой психического развития», написанная научным] сотрудником лаборатории Н.В. Бабкиной, раскрывает особенно-. сти интеллектуальной, эмоциональной и социальной готовности] к обучению в школе детей с ЗПР седьмого года жизни, находив-] шихся в течение одного или двух лет в дошкольных группах/] осуществлявших коррекционно-развивающее воспитание и подго-] товку к школе по специальным программам, разработанным в] Лаборатории содержания и методов обучения детей с трудностями в обучении ИКП РАО (зав. лаб. С.Г. Шевченко).
Глава VI «Умственное и речевое развитие детей с задержкой пси-1 хического развития» (автор — С.Г. Шевченко) освещает особенности умственного и речевого развития обучающихся в начальных классах и основные направления работы по коррекции их] учебно-познавательной и речевой деятельности на специальных уроках и коррекционных индивидуальных и групповых занятиях.
В VII главе «Педагогическая диагностика знаний, умений и навыков дошкольников и учащихся 1—2-х классов по математике» (автор — канд. пед. наук Г.М. Капустина) раскрывается со-
держание работы учителя по выявлению пробелов в элементарных (дошкольных) математических представлениях и знаниях обучающихся и уровня усвоения программного материала в 1-2-х классах КРО. Автор подчеркивает, что без анализа причин недостаточного качества обученности учитель классов КРО не смо-ясет правильно спланировать коррекционную работу как на уроках математики, так и в процессе индивидуальных и групповых занятий.
В VIII и IX главах «Эффективность обучения русскому языку младших школьников с задержкой психического развития» (автор — канд. псих, наук Р.Д. Тригер) и «Формирование навыка чтения у учащихся с задержкой психического развития» (автор — канд. пед. наук Ю.А. Костенкова) освещается результативность обучения русскому языку на начальной ступени, анализируются специфические трудности детей с ЗПР в освоении навыков письма и чтения, предлагаются основные направления коррекционно-развивающей работы.