Мебель в жилых и общественных помещениях гостиниц

Экстерьер здания гостиницы

Экстерьер — внешний вид гостиничного здания — имеет шое значение для туристов при выборе места размещения.

Существуют требования, определяющие вцд здания, кот должны быть выполнены на этапе его проектирования.

Природно-климатические требования.Климат оказывает влияниена форму здания и архитектурные элементы. В районах с теплым климатом проектируют здания с большим количеством открытых пространств: балконы, лоджии, галереи, площадки для кафе, внутренние затененные дворики. В районах с суровым климатом должно быть больше закрытых пространств. Здания или их части соединяются закрытыми переходами.

Психофизиологические требования.Все здания должны проектироваться с учетом антропометрических и эргономических данных человека, от которых зависят высота этажей, расположение окон, высота и ширина дверных проемов и т. п. Национальные традиции и приемы строительства часто определяют форму и цвет Зданий, наличие и характер конструктивных элементов и архитектурных деталей.

Градостроительные требования.Застройка городов и других населенных пунктов происходит по плану развития района. Здания гостиниц должны быть экономичными и красивыми, создавать единый архитектурный ансамбль с существующими постройками. При проектировании предусматриваются места подключения к Инженерным сетям. Внешний вид гостиничного здания имеет большое значение с зрения рекламы. В рекламных буклетах размещают фотографии гостиничных зданий, вестибюлей, номеров, прилегающей территории.

 

Основные поверхности — стены, потолок, пол — являются фоном, на котором смотрится вся обстановка. Мебель является важным средством формирования интерьера, так как именно меблировка из пустого помещения делает уютное, удобное жилище.

Мебель для гостиниц обладает рядом специфических свойств,не обязательных для бытовой мебели. Не случайно многие фирмы специализируются на производстве именно гостиничной мебели.

Требования к гостиничной мебели:

• комфортность: при проектировании мебели должны учитываться антропометрические данные человека;

• экологичность: мебель должна быть сделана из экологически чистого материала;

• долговечность: мебель должна быть рассчитана на длительный срок эксплуатации в экстремальных условиях;

• прочность: мебель должна иметь особое усиленное конструктивное решение, поверхности должны иметь антивандальное, плохо воспламеняющееся покрытие с ударопрочными кромками, должна быть устойчива к внешним воздействиям, выдерживать высокие температуры и повышенную влажность;

• удобство в уборке и эксплуатации;

• красота.

Если представить себе жизнь без мебели, то это будут экстремальные условия существования. Без мебели человек не погибнет, как без пищи, но качество жизни будет совсем иное. В формах, видах и типах мебели воплощен определенный опыт, тысячелетиями накопленный человечеством.

При проектировании мебели строго соблюдаются функциональные нормы, обеспечивающие комфорт и удобство в эксплуатации. Этим нормам должны соответствовать высота, глубина, ширина, угол наклона сидений, высота подлокотников, высота и ширина спинок диванов и кредлина и ширина спального ложа, длина, ширина и высота рабочей плоскости столов, соотношение с высотой сиденья и т.д

Такая проблема и стоит в гостиницах, так как меблировка номера должна решить основную задачу — создать максимум удобства при минимальной площади.

В номерах гостиниц должна находиться мебель для сна, отдыха, работы, приема пищи, хранения вещей. Состав мебели для сна, работы и хранения вещей постоянный, т. е. не зависит от категории и вместительности номера. другие предметы мебели предусматриваются в зависимости от категории номера и минимальных требований к оснащению номера, определенных Системой классификации гостиниц и других средств размещения.

В зависимости от оборудования спальных мест номера бывают:
• с одной или двумя кроватями (одно- и двухместные);
• с одной кроватью и диваном (дубль);
ес двумя кроватями и диваном;
• с тремя и более кроватями (многоместные).

Кроме размерных норм при проектировании отдельных предметов мебели существуют обязательные требования к разнообразию мебели. Группируя мебель, необходимо соблюдать правила разумного взаиморасположения отдельных предметов мебели и обеспечивать удобство пользования ими. Между группами мебели оставлять проходы достаточной ширины.

При расстановке мебели следует учитывать ее назначение связанные с этим требования.

Мебель для сна.Расстояние от стены с окном до торца i должно быть не менее 40... 50 см, а до продольной стороны менее 70... 80 см. Это связано с тем, что от окна может дуть, температура у окна ниже, чем в остальном пространстве. Содной из боковых сторон кровати должно быть не менее свободного пространства.

Стол.Расстояние от рабочего стола до окна должно быть более 100... 120 см, стол должен освещаться прямо или лучше Чтобы можно было удобно сидеть и выходить из-за стола, на свободного пространства должна быть не менее 75 см.
Расстояние между сиденьями дивана или кресел и журнальным столиком должно быть не менее 30 см.

Шкафы.Их располагают, например, неподалеку от спальных мест. Перед шкафами ширина свободной зоны должна б менее 50 см, чтобы можно было полностью открыть дверцу выдвинуть ящики.

Телевизор.Расположение телевизора относительно окна должно обеспечивать хороший просмотр передач днем. Поэтому не стоитставить телевизор экраном на свет, т. е. напротив окна, или экраном против света, т. е. у стены с окном. Непосредственная близость окна и освещенность экрана неблагоприятно действуют на зрение. Лучше всего размещать телевизор у одной из продольных стен.

При расстановке мебели надо оставлять место для удобной развески штор. Поэтому мебель, примыкающая к наружной с окнами, должна отстояггь от нее на 10... 20 см. Желательно, чтобы расстояние между краем дверного проема и соседней с ними ли было не менее 10 см.

Чтобы помещение казалось просторней, рекомендуется громоздкие и высокие предметы мебели ставить в глубине комнаты, где их объемы будут не так заметны, а в основном пространстве располагать низкую и передвижную мебель — диваны, столы, кресла.

Сначала нужно сделать план меблировки в масштабе, оставить место для свободного пространства. Если на плане видно, что отмеченная мебель не размещается или размещается плохо.

Когда кровать заменена диваном, в номере устанавливают для постельного белья. Кровати могут быть односпальными спальными. Их размер определяется Системой классификации гостиниц и других средств размещения. В целях экономии пространства в номерах гостиниц используют следующую мебель:

• комбинированная — один предмет выполняет две или несколько функций;

• встроенная — мебель располагается в предусмотренных при строительстве нишах;

• складная — благодаря специальной конструкции складывается и принимает меньшие объемы (для кемпингов и пансионатов);

• сборно-разборная — составляется из нескольких взаимозаменяемых элементов, соединяемых в конструкции разнообразной форм и объемов для изделий разного назначения;

• навесная — крепится к стене с помощью металлических штейнов.

В передней номера обычно ставят шкаф, чаще всего стационарный встроенный или пристроенный. Если в передней нет фа, то устанавливаются вешалки с полкой для шляп и подставка для обуви, рекомендуется также повесить зеркало и полку.

Шкаф может стоять и в комнате, если позволяют ее размеры. В спальне ставят шкаф, входящий в состав спального гарнитура. Стол в номере чаще всего является универсальным: не обеденным, но и в первую очередь письменным. Столы обычно устанавливают у стены или у окна. В номерах высших категорий должен быть журнальный столик, в номерах <сюит» — письменный стол с рабочим креслом.

Для отдыха в каждом номере высшей категории должны кресла и диван. Диваны могут быть в виде уголка, который трансформироваться в спальное место.

Зеркало — важный элемент оборудования, так как оно выполняет две функции: практическую (дает возможность оценить внешний вид) и эстетическую (украшает, осветляет и увеличивает помещение, поэтому зеркало следует устанавливать на видном месте, соответствующим образом его оформив.

В каждом номере независимо от его категории должно зеркало в полный рост или большого размера, в санузле — зеркало над умывальником или зеркальная стенка.

Ставить или вешать зеркало необходимо в легкодоступном месте, где обеспечена хорошая видимость. Перед зеркалом быть свободная зона 100... 120 см, зеркало вешают в строго вертикальном положении, так как всякое отклонение от вер- нарушает пропорции отраженной фигуры и затрудняет пользование зеркалом.

Стена, находящаяся напротив зеркала, должна быть выдержана в спокойном светлом тоне. Это улучшает видимость и не приводит к неприятному контрасту с цветом одежды.

У каждой кровати должна быть прикроватная тумбочка.

На рис. показаны различные схемы расстановки мебели в одноместных и двухместных номерах различной площади. В двухместном номере кровати могут стоять вдоль противоположных стен, вдоль смыкающихся в угол стен, могут быть объединены и стоять изголовьем к стене или раздвинуты, но изголовьем к стене.
Номера люкс состоят из нескольких комнат и двух санузлов. Обставляются они высококачественной гарнитурной мебелью, которую иногда выполняют по индивидуальному заказу. В номерах ЛЮКС могут быть такие предметы мебели, как пианино. В многокомнатных номерах (апартаменты) в одной из комнат может быть обеденный стол со стульями, а также оборудованная мини-кухня.

Удобство и комфорт — основные требования при оборудовании не только номеров, но и других помещений гостиницы холлов, коридоров, административных и бытовых помещений. Обстановка холла — это одна или несколько небольших групп мебели (диваны, кресла, журнальные столики), стойка дежурной по этажу.

В вестибюлях устанавливается мебель специального назначения стойка гесерtiоп и мебель для отдыха и встреч.

В офисе должна быть создана деловая обстановка. Считается, что более официальную обстановку создает мебель с прямоугольными формами, чем с овальными. Для административных работников гостиниц рекомендуются жесткие вращающиеся кресла и стулья с сиденьем, решенными как один элемент.

Декоративные ткани — это все виды текстильных изделий используемые в отделке и убранстве помещений. Декоративные ткани применяют для обивки мебели, в виде ковров и дорожек, гардин и штор на окна, портьер, в виде настенных панно, гобеленов, покрывал, скатертей и т. д.

Декоративные ткани различают по материалам, из которых они изготовлены (льняные, хлопчатобумажная, шелковая, шерстяная, синтетическая, смешанная), а также по структуре и способу выработки. Все эти виды тканей могут быть одноцветными или многоцветными, с рисунком или без, гладкими или фактурными.

Функциональное назначение декоративных тканей — изоляция помещений от различных внешних воздействий: излишнего солнечного света, шума, продувания. Ткани не только защищают помещение от проникновения внешних шумов, но и заглушают шум, возникающий внутри помещения. Поэтому для штор и портьер в интерьере применяют ткани плотные, мягкие, с большим количеством складок. В холодное время года декоративные ткани — шторы, портьеры и ковры — защищают помещение от охлаждения, сокращают потери теплоты через полы, окна и балконные двери.

Декоративные свойства тканей определяются их цветом, рисунком и фактурой. При подборе тканей важно учитывать не только назначение и декоративные качества каждой отдельной ткани, но и их сочетание, обеспечивающее гармоничное единство всех элементов, формирующих интерьер. Особенно важно увязать материал, цвет и рисунок тканей с назначением и размерами помещения, его освещенностью, отделкой, формой и масштабом мебели, цветом и стилем всех остальных тканей и предметов убранства.

Размер, масштаб, тематика и выразительность рисунка декоративных тканей играют важную роль в зрительном восприятии размеров и пропорций помещений. Например, комната с занавесями из ткани с вертикальными полосами кажется выше. Если полосатую ткань с горизонтальными полосами использовать в узкой высокой комнате, то она будет казаться ниже и уютнее.

Ткани с крупным выразительным рисунком могут быть использованы для обивки массивной мягкой мебели или для занавесей в высоких и относительно больших по площади помещениях. для небольших помещений рекомендуется обивка мебели тканями с мелким рисунком или без рисунка, по цветовой гамме близкими к цвету стен. В этом случае мебель не будет зрительно загромождать комнату.

При выборе декоративных тканей следует помнить несколько общих правил:

• одноцветные (без рисунка) материалы легче гармонируют с окружением;

• при подборе рисунчатых тканей следует кроме цвета и общего впечатления учитывать также характер, тематику и масштаб рисунка, увязывать его с масштабом и стилевой трактовкой мебели, рисунком ковров и других тканей.

 

Тема 9. «Производственные помещения ресторана, их оборудование»

Характеристика технологического процесса на предприятиях общественного питания

Основные функции предприятий общественного питания заключаются в приготовлении (или доготовке) пищи, организации ее реализации, а также в обслуживании потребителей.

Взаимосвязь этих функций проявляется в решении важнейшей задачи, стоящей перед общественным питанием, — наиболее полное удовлетворение потребностей советских людей в продукции этой отрасли, повышение биологической ценности и вкусовых качеств продукции, расширение ассортимента. В зависимости от типа предприятия задача эта конкретизируется в виде определенных направлений. Так, если столовая предназначена для реализации в основном продукции собственного производства, то в ресторане ассортимент готовой продукции и покупных товаров значительно шире. Однако ресторан кроме реализации продукции должен предложить потребителям высокий уровень комфорта, а также всевозможные мероприятия для организации их отдыха.

В общественном питании применяют три формы организации производства кулинарной продукции ипродукции собственного производства:

производство продукции на всех этапах (от обработки сырья до приготовления пищи и ее потребления);

приготовление продукции из полуфабрикатов и организация ее потребления;

организация потребления пищи и ее незначительная подготовка к отпуску потребителю.

Таким образом, по характеру организации производства различают предприятия с полным и неполным технологическим процессом. На предприятиях с полным технологическим процессом обработку продуктов начинают с приема и хранения сырья и заканчивают реализацией готовой продукции. На предприятиях с неполным технологическим процессом благодаря централизованному поступлению полуфабрикатов осуществляют лишь их доготовку и реализацию.

Поступающие на предприятия общественного питания продукты условно можно подразделить на сырье, полуфабрикаты и готовую продукцию.

Сырье — это те продукты, из которых изготовляют кулинарную продукцию (блюда, изделия из муки и т. д.) по полной технологической схеме: обработка сырья — приготовление блюд их реализация.

Полуфабрикаты — продукты, поступающие из заготовочных предприятий в столовые, рестораны, кафе, из которых затем изготовляют блюда и кулинарные изделия по сокращенной технологической схеме: тепловая обработка полуфабрикатов — их реализация. В зависимости от способа обработки полуфабрикаты могут иметь различную степень готовности.

Готовая продукция — блюда и кулинарные изделия, готовые к потреблению и реализуемые на предприятиях общественного питания.

Продукты, которые перед реализацией подвергают в столовых, кафе, ресторанах и т. д. механической или тепловой обработке, составляют продукцию собственного производства этих предприятий. Продукты и товары, реализуемые без кулинарной обработки, называют покупными товарами.

Помимо готовой кулинарной продукции, предприятия общественного питания изготовляют и реализуют различные полуфабрикаты.

На предприятиях общественного питания, работающих на сырье, существует следующая схема технологического процесса.

§ сырье направляют в складские помещения, где его хранят непродолжительное время;

одна часть складских помещений состоит из охлаждаемых камер для скоропортящихся продуктов (мясо, рыба, зелень и др.),

другая — из неохлаждаемых кладовых для так называемых сухих продуктов (мука, крупы, сахар и др.),

третья — из специальных помещений для складирования картофеля и других овощей есть также склад для хранения тары, инвентаря и т. п.;

§ сырье подвергают механической обработке, изготовляют из него полуфабрикаты в заготовочных цехах;

§ полуфабрикаты направляют в доготовочные цехи, где происходит приготовление блюд и кулинарных изделий, а также подготовка полуфабрикатов высокой степени готовности;

§ готовые блюда направляют на раздачу;

§ готовую продукцию и полуфабрикаты реализуют через зал, буфеты, магазины кулинарии и доготовочные предприятия;

§ кормовые и технические отходы из цехов и моечных отделений направляют в камеру отходов.

Снабжение доготовочных предприятий полуфабрикатами с фабрик-кухонь и других заготовочных предприятий значительно упрощает организацию производственного процесса в столовых, кафе и ресторанах. В этом случае предприятия могут не иметь заготовочные цехи по механической обработке сырья. Происходит своеобразное разделение труда: на одних предприятиях вырабатывают полуфабрикаты, а на других производят из них готовую продукцию. Такой подход позволяет внедрять промышленные методы приготовления пищи, механизировать отдельные трудоемкие процессы. Создается возможность для использования отходов, сокращения издержек производства. Так, затраты труда на выработку мясных полуфабрикатов на фабриках -заготовочных в 2,5 раза меньше, чем в столовых, где такие же полуфабрикаты изготовляют из сырья.

Перспективным направлением является централизованное производство замороженной и охлажденной кулинарной продукции и обеспечение ею столовых- доготовочных.

На предприятиях общественного питания блюда и кулинарные изделия готовят согласно специальным сборникам рецептур, в которых приводятся перечни и количественный состав необходимых продуктов. Помещенные в сборниках нормы расхода сырья и выхода полуфабрикатов и готовых изделий служат официальным материалом и обязательны для всех предприятий общественного питания.

Процесс производства кулинарной продукции условно разделяют на две стадии — механическую и тепловую обработку продуктов.

В результате механической обработки сырья получают полуфабрикаты, которые идут для приготовления блюд и кулинарных изделий. Механическая обработка состоит из следующих операций: размораживание сырья, удаление загрязнений и несъедобных частей, разделение на части, порции, придание им соответствующей формы, размера, компоновка продуктов между собой и др.

Тепловая кулинарная обработка — совокупность приемов кулинарной обработки, заключающихся в подводе теплоты к продуктам с целью доведения их до нужной степени готовности.

Таким образом, тепловая обработка— это доведение полученных при механической обработке полуфабрикатов до готовности. Показателем готовности блюд служат определенные органолептические данные: консистенция, вкус, запах, цвет, а также соответствующая температура. Большинство продуктов в результате тепловой обработки размягчается и приобретает привлекательные вид, вкус и аромат, что благоприятно сказывается• на дальнейшей усвояемости пищи.

Помимо этого, тепловая обработка способствует обеззараживанию пищи, поскольку высокая температура губительно действует на микроорганизмы, которыми обсеменены многие продукты.

Механическая и тепловая обработка продуктов состоит из механических, гидромеханических, тепловых, биохимических и химических процессов.

Механические процессы — сортирование, измельчение, перемешивание, взбивание, прессование, дозирование и формование продуктов.

Гидромеханические процессы — мытье, замачивание, осаждение и фильтрование продуктов.

Тепловые процессы — нагревание, охлаждение (в естественных условиях или с применением искусственного холода), выпаривание, конденсация.

Примером биохимического процесса может служить, например, брожение, вызываемое ферментами; химические процессы происходят в результате введения веществ, реагирующих с составными частями продукта в заданном направлении, например, добавление уксуса для маринования мяса.

 

Крупные предприятия общественного питания имеют разнообразные цехи, специализирующиеся по видам перерабатываемого сырья и изготовляемой продукции: мясной, рыбный, овощной, горячий, холодный, кондитерский. Складское, тарное, санитарно-техническое хозяйство и некоторые другие службы относят к вспомогательным цехам.

Ц е х — обособленная в административном отношении первичная производственная ячейка предприятия, в которой осуществляется механическая кулинарная обработка сырья, приготовление полуфабрикатов или выпуск готовой продукции.
Цехи подразделяют на: заготовочные (мясной, рыбный, птицегольевой, овощной); доготовочные (горячий, холодный); специализированные (мучных изделий, 1 кондитерский, кулинарный).

С увеличением вместимости зала 1 предприятия усложняется и его цеховая структура, что позволяет улучшить организацию труда и производства. Цех выделяют в самостоятельную производственную единицу в тех случаях, когда этот участок работы специализируется на изготовлении определенных изделий и в нем работает несколько бригад работников под руководством мастеров (бригадиров).
В каждом цехе организуют технологическую линию — участок производства, оснащенный необходимым оборудованием для определенного технологического процесса. Например, в холодном цехе крупного предприятия выделяют - линию приготовления салатов и винегретов, фруктовых напитков, в горячем цехе — супов и вторых горячих блюд.

Преимущество цеховой структуры заключается в том, что работники в результате выполнения отдельных операций технологического процесса имеют возможность специализироваться и непрерывно повышать свою квалификацию.
Бес цеховая структура производства присуща доготовочным предприятиям, работающим на полуфабрикатах и имеющим небольшие производственные мощности, а также ограниченный ассортимент продукции. К таким предприятиям относят столовые- раздаточные, специализированные предприятия (закусочные, пельменные, шашлычные, чебуречные). Здесь отсутствует специализация поваров. Все операции выполняют одна -две бригады.

 

Классификация технологического оборудования предприятий общественного питания

При современном многообразии предприятий общественного питания применяемое в них технологическое оборудование также весьма разнообразно. Это оборудование можно классифицировать по ряду следующих общих признаков:

  • характеру воздействия на обрабатываемый продукт;
  • структуре рабочего цикла;
  • степени механизации и автоматизации;
  • функциональному назначению;
  • количеству выполняемых операций.

По характеру воздействия на обрабатываемый продукт различают:

  • машины, в которых продукт подвергается механическому воздействию; при этом он не изменяет своих свойств, но может изменять геометрическую форму, размеры или другие подобные параметры;
  • аппараты как особую разновидность рабочих машин, в которых продукт испытывает воздействия, изменяющие его физические или химические свойства либо агрегатное состояние.

В некоторых случаях технологическое оборудование является комбинацией машины и аппарата, в которой совмещаются механическое, физико-химическое, тепловое и другие виды воздействий. Характерная особенность машин — наличие движущихся рабочих органов, непосредственно воздействующих на обрабатываемый продукт. Особенностью же аппаратов является наличие определенного реакционного пространства (рабочей камеры, поверхности), в котором производится воздействие на продукт с целью изменения его свойств.

Циклом машины называют время законченного процесса обработки продукции (сырья) от начального состояния до конечного. Различают два основных вида циклов: технологический и рабочий.

Технологический цикл — время пребывания продукта в технологической машине, в течение которого завершается обработка продукции от начального ее состояния до конечного по принятой для данного процесса технологии.

Рабочий цикл — промежуток времени между двумя последовательными моментами выдачи машиной готовой продукции. Во многих технологических машинах технологический цикл не совпадает с рабочим. Продолжительность технологического и рабочего циклов зависит от принципа действия машины и продолжительности вспомогательных операций — подачи сырья в рабочую камеру машины и удаления готовой продукции из нее.

По структуре рабочего цикла различают машины периодического и непрерывного действия. В машинах периодического действия обрабатываемый продукт подвергается воздействию в течение определенного периода времени, после которого готовый продукт выгружается из машины. Затем загружается следующая порция продукта, и процесс возобновляется, повторяясь циклически. За время цикла режим работы рабочих органов в таких машинах непрерывно меняется. Характерным для таких машин является совпадение технологического и рабочего циклов (картофелеочи-стительные, капотные посудомоечные, фритюрницы и другие машины и аппараты).

В машинах непрерывного действия рабочие органы работают в стабильных условиях установившегося во времени рабочего процесса, а загрузка исходной и выгрузка готовой продукции производятся одновременно. В этих машинах готовность обрабатываемой продукции в любой точке рабочей камеры постоянна во времени и меняется только подлине камеры, что позволяет подавать в машину новые ее порции до окончания обработки предыдущих и соответственно сокращать продолжительность рабочего цикла в сравнении с технологическим (конвейерные печи, мясорубки, посудомоечные машины непрерывного действия и др.).

По степени механизации и автоматизации операций различают машины неавтоматического действия, полуавтоматические и автоматические.

В машинах неавтоматического действия вспомогательные операции (загрузка, выгрузка, перемещение, контроль) и некоторые технологические операции выполняются при непосредственном участии оператора, обслуживающего машину.

В полуавтоматических машинах все основные технологические операции выполняются машиной, ручными остаются некоторые транспортные, контрольные и другие вспомогательные операции, например загрузка и выгрузка продуктов.

В автоматических машинах технологические, а также все вспомогательные операции, включая транспортные и контрольные, выполняются машиной.

Особенностью машин полуавтоматов и автоматов является наличие кроме обычных механизмов и устройств, присущих этим машинам, также специальных, обеспечивающих автоматическое действие машин.

По функциональному назначению механическое и тепловое оборудование, применяющееся в предприятиях общественного питания, можно разделить на группы — механическое и тепловое. Механическое:

  • универсальные приводы;
  • машины для обработки овощей;
  • машины для обработки мяса и рыбы;
  • машины для кондитерского цеха;
  • машины для нарезки гастрономических товаров;
  • машины для мытья посуды;
  • подъемно-транспортное оборудование;
  • весоизмерительное оборудование;
  • контрольно-кассовые машины.

Тепловое:

  • варочные аппараты;
  • жарочно-пекарное оборудование;
  • многофункциональное оборудование;
  • универсальное тепловое оборудование (плиты);
  • водогрейное оборудование;
  • оборудование раздаточных линий.

По количеству выполняемых операций технологические машины можно подразделить на однооперационные, многооперационные и многоцелевые.

Однооперационной называется машина, выполняющая одну технологическую операцию, например: для резания овощей предназначена овощерезка, для жаренья продуктов во фритюре — фритюрница, для очистки картофеля — картофелечистка. Многооперационной называется машина, которая выполняет технологический процесс, состоящий из нескольких операций, например: для мытья столовой посуды горячей водой с моющим средством, первичного ополаскивания, окончательного ополаскивания и стерилизации посуды предназначена посудомоечная машина непрерывного действия; для изготовления блинчиковых заготовок с нанесением теста на жароч-ный барабан, жаренья блинчиковой ленты, ее разрезания и укладывания на лоток — жаровня вращающаяся.

Многоцелевой называется машина, выполняющая несколько технологических операций за счет наличия комплекта поочередно подсоединяемых к общему приводу сменных исполнительных механизмов или рабочих органов.

 

Тема 10. «Торговые помещения ресторана, их оборудование»

Лекция: виды торговых площадей; оборудование залов; буфеты, бары, сервизные; контрольно-кассовые машины; бельевая и гладильная.

 

Тема 11. «Особенности технологического обеспечения бытового обслуживания населения»

Лекция:Индивидуальный пошив и ремонт обуви. Индивидуальный пошив и ремонт одежды, в т.ч. изделий из натурального и искусственного меха. Вязание верхних трикотажных изделий на ручных вязальных машинах или на плоскофанговом оборудовании. Ремонт сложной бытовой техники. Ремонт оргтехники. Изготовление и ремонт мебели на заказ. Химчистка. Прачечная.

Частичный ремонт домов, квартир. Ремонтные работы на автомобиле. Съемка и изготовление черно-белых и цветных кино- и видеофильмов по заказам населения. Предварительная продажа, бронирование и резервирование билетов на проезд на различные виды транспорта (автомобильный, ж/д, воздушный, речной, морской) и доставка на дом. Услуги бань и душевых. Парикмахерская/ салон красоты. Прокат транспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мопедов, велосипедов, легковых и грузовых автомобилей). Услуги крематориев и похоронных бюро. Услуги по организации обрядов (свадеб, юбилеев, крещений). Прием на хранение в ломбарде от населения изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Услуги по уборке квартир. Приобретение, доставка и вручение сувениров, подарков с поздравлением Деда Мороза и Снегурочки и другими сказочными персонажами на дому.

В Советском Союзе существовала четкая структуризация отраслей народного хозяйства и, хотя термины «малый бизнес» и «ремесленничество» не применялись, можно было назвать отрасли, которые содержали предприятия и организации, аналогичные по экономическим параметрам и механизмам управления предприятиям малого бизнеса и ремесленничества. Традиционными отраслями малого бизнеса были бытовое обслуживание населения, местная промышленность, народные промыслы, промкооперация и некоторые другие, которые по другой терминологической линии можно было отнести к отраслям, содержащим в основном ремесленные предприятия.Фактически все эти отрасли, за исключением некоторых направлений деятельности промкооперации, в период реформаторства, с 1990 по 1998 год, были разрушены принятыми федеральными законами, постановлениями правительства, новыми структурами управления на местах и вновь избранными руководителями регионов и законодательных собраний, малосведущими в этом деле.Наиболее сильному разрушению подверглись бытовое обслуживание населения и местная промышленность. С учетом того, что служба быта еще в 1987 году перешла на договорные условия работы и фактически превратилась в 137 тыс. мелких производителей услуг, у которых остались централизованными лишь специализированные, заготовительные, ремонтные, метрологические, транспортные и подобные им подразделения, количество предприятий бытового обслуживания к 1996 году уменьшилось до 57 тыс., а если не принимать во внимание «методику досчета» Госкомстата России, то их число стало еще меньше. Сохранилось лишь около 50 тыс. предприятий, причем многие из них только по названию относятся к сфере бытового обслуживания. Объем бытовых услуг в сопоставимых ценах составил в 1996 году всего около 6% от уровня 1990 года.Проблему бытового обслуживания исследует Кобелев Николай Борисович в своей книге «Организация ремесленной деятельности». Данное издание адресовано широкому кругу читателей, занимающихся ремесленной деятельностью, экономистам, руководителям предприятий, специалистам по организации малого бизнеса, студентам и аспирантам экономических специальностей.Суть вопроса заключена в том, что малому бизнесу и предприятиям, которые можно отнести к ремесленным, широко разрекламированным реформаторами в период с 1990 по 1998 год, в это же время был нанесен значительный урон проводимыми реформами, и в первую очередь неумелой приватизацией и коммерциализацией.Существовавшее в Советском Союзе законодательство, подзаконные акты, структуры, традиционные для малого бизнеса и предприятий, которые можно отнести к ремесленным, были бездумно упразднены, и замены им нет до настоящего времени.Процесс разрушения малого бизнеса и ремесленничества несколько замедлился к 1997 году, когда многие практические работники, экономисты, ряд политических деятелей, значительная часть законодательных собраний субъектов федерации.Государственная Дума поняли пагубность проводимого экономического курса и начали подготовительную работу к формированию законодательства, действительно стимулирующего развитие малого бизнеса и ремесленничества. Законопроект «Об основах бытового обслуживания населения в Российской Федерации» первый законопроект, который позволяет предприятиям бытового обслуживания после почти десятилетнего периода неорганизованности и бесправия восстановить хотя бы частично свои профессиональные институты в рамках негосударственной схемы организации управления, основой которой должны стать ремесленные палаты. В своем развитии предприятия и предприниматели бытового обслуживания населения сталкиваются с серьезными трудностями и проблемами:§ отсутствие соответствующей законодательной и нормативной базы и механизмов регулирования взаимоотношений между исполнителями, потребителями услуг и органами местного самоуправления;§ недостаточность собственных оборотных средств;§ нехватка квалифицированных кадров;§ трудности получения кредитов, неразвитость рынка лизинговых услуг;§ сложности получения помещений, высокая арендная плата;§ социальная незащищенность работников;§ низкий уровень платежеспособности основной массы населения. Анализ состояния организации бытового обслуживания населенияБытовое обслуживание населения является главным направлением деятельности по восстановлению ремесленничества в России. И наоборот, восстановление бытового обслуживания непосредственно связано с введением ремесленничества в нашей стране.Бытовое обслуживание населения до 1991 года существовало как специфическая отрасль народного хозяйства, которая обеспечивала удовлетворение самых насущных потребностей населения в среднем на 70% от рационального норматива. Объем бытовых услуг в России в 1990 году достиг более 5,5 млрд руб., а темп его роста в 1988 – 1990 годах составлял в среднем 15% в год. В отрасли работало около 1,2 млн человек и насчитывалось более 130 тыс. ателье, мастерских и приемных пунктов бытового обслуживания. В сельской местности практически во всех центральных усадьбах существовали комплексные приемные пункты, а в районных центрах и крупных селах действовали дома бытовых услуг со всем комплексом услуг (ремонт холодильников, телевизоров, пошив и ремонт одежды и обуви, химчистка, стирка, парикмахерские услуги, ремонт и строительство жилья и т.п.). В настоящее время бытовое обслуживание перестало существовать как отрасль.Объем бытовых услуг в 1997 году составил менее 7% от уровня 1990 года, а потребность в них, с учетом существующего уровня доходов населения, удовлетворена в среднем на 40%. Количество ателье, мастерских, приемных пунктов на 1 октября 1996 года (по данным Госкомстата) составило всего 57100 единиц, а в сельской местности – 16170 единиц, т.е. сократилось соответственно в 2,2 и 6 раз по отношению к 1990 году. Более того многие предприятия бытового обслуживания являются таковыми только по отчетности, а занимаются другими видами деятельности. Важнейшие виды услуг (химчистка, стирка и т.п.) практически перестали существовать даже в ряде областных центров. Управление бытовым обслуживанием на федеральном уровне каким-либо государственным органом не осуществляется.Если ранее бытовыми услугами пользовались практически все население, то сейчас положение изменилось. Лишь 5 – 10% наиболее обеспеченного населения получают все нужные им услуги, а основная масса людей не в состоянии почистить одежду, отремонтировать обувь, телевизор, стиральную машину и т.п. в связи с отсутствием сети бытового обслуживания с доступными ценами. В настоящее время сложились монопольно-высокие цены на бытовые услуги в связи с отсутствием конкуренции из-за ликвидации массовой сети бытового обслуживания и, следовательно, их массового предложения. Например, в Москве часовщик не возьмется почистить обычные часы менее чем за 50 руб., а мастер из металлоремонтной мастерской заменит пряжку на дамской сумочке не менее чем за 100 руб., хотя себестоимость этих работ в 10 – 15 раз ниже. Мастер будет ждать одного или двух богатых клиентов целый день, хотя мог бы за это время обслужить 15 – 20 клиентов по доступным ценам и получить те же деньги. Таким образом, изменилась даже психология обслуживающего персонала в связи с отсутствием массового предложения бытовых услуг по реальным ценам. Лишь в некоторых областных центрах, где администрации удалось сохранить массовую сеть бытового обслуживания и обеспечить контроль над ней, ситуация несколько лучше.Однако в малых городах, особенно в сельской местности и северных районах, положение катастрофическое. Там служба быта практически отсутствует. Разрешена существовавшая более 200 лет в России система ремесел, которая в советское время называлась отраслевыми группами бытовых услуг (портные, сапожники, парикмахеры, фотографы, краснодеревщики, часовщики, ремонтники и т.п.). Каждая такая отраслевая группа готовила профессиональные кадры, имела эталонных мастеров-наставников, свои традиции, праздники, свой круг общения. Регулярно 2 – 3 раза в год проводились отраслевые встречи, семинары, совещания в каждом регионе или городе.Сегодня наша задача заключается, конечно, не в том, чтобы вспоминать былое и сокрушаться по поводу сложившихся обстоятельств. Нам необходимо воссоздать существовавший ранее профессионализм, который не зависит от политических формаций и страстей. Рынок бытовых и других услуг должен иметь чёткую систему регулирования по технологии оказания услуг, оборудованию, профессиональной подготовке, организации обслуживания, культуре, качеству и безопасности.Бытовое обслуживание – это профессиональное ремесло, традиции, способ организации быта нашего населения, которые должны быть надежно защищены от любых катаклизмов: политических, экономических, техногенных. Как и всяких профессионализм, ремесло бытового обслуживания на терпит администрирования и формализма. Оно должно существовать как самоорганизующаяся система, органически вписывающаяся в тело государства.Вместе с тем правовые основы деятельности независимой от государства службы быта могут быть установлены только федеральным законом.Каково же существующее правовое поле в отношении бытового обслуживания населения? В Конституции РФ нет ни одного слова о бытовом обслуживании ни в статье 71, определяющей сферы деятельности, которые находятся в ведении Российской Федерации, ни в статье 72, устанавливающей сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Видимо, согласно статье 73, те области деятельности, которые не включены в статьи 71 и 72, относятся к ведению субъектов федерации.Однако в Федеральном законе от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при определении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления (статья 5) о бытовом обслуживании также нет даже упоминания. Лишь в статье 6 к предметам ведения местного самоуправления отнесены организация ритуальных услуг и содержание местзахоронения, создание условий для обеспечения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.Таким образом, можно сделать вывод, что в соответствии с федеральными законами организацией бытового обслуживания населения в государственном масштабе, за исключением ритуальных услуг, не занимаются ни федеральный, ни территориальный, ни местный уровни управления. Бытовое обслуживание полностью отделено от государства.В бытовом обслуживании используются примерно 3000 технологических процессов и около 1500 типов машин и оборудования. Примерно 80% применяемых технологий таковы, что их нарушение может привести к опасным и очень опасным для потребителя последствиям. Так, при химчистке применяются компоненты , из которых 236 являются ядами; услуги парикмахерских весьма опасны в санитарно-эпидемиологическом отношении; 40% сапожником имеют грибковые заболевания и являются потенциальными переносчиками этих инфекций; ремонт бытовой техники чреват поражением электротоком, а телевизоры при отсутствии надлежащего ремонта и обслуживания предрасположены к самовозгоранию; выделка меха домашних животных (особенно бродячих собак) при отклонении от технологии может привести к заражению весьма опасными для жизни человека бактериями; некачественная переработка сельскохозяйственных продуктов может вызвать сальмонеллез и т.п. И это лишь небольшой перечень опасностей, подстерегающих потребителей при несоблюдении технологий бытового обслуживания.С 1992 года в России введены в действие лишь три новых стандарта (а их было 155), и с 1996 года служба быта практически не имеет ни одного нормально действующего стандарта; из 80 тыс. технологических норм и нормативов, разработанных до 1992 года, более 70% полностью устарели.До 1992 года в бытовом обслуживании действовали 26 отраслевых правил по химчистке, ритуальным услугам, работе парикмахерских, бань и т.п., утвержденных Минбытом РСФСР, которые в настоящее время утратили юридическую силу. Разрабатывать и утверждать новые правила просто некому – нет профессиональных организаций, имеющих на это право.Таким образом, налицо, с одной стороны, полное отделение службы быта от государства, а с другой – ликвидация профессионально-технологических структур бытового обслуживания, вводящих нормативные документы, без которых существование этой сферы деятельности в рамках правового поля статьи 71 Конституции РФ невозможно.Концепция развития сферы бытовых услуг и ремесленничества в Российской ФедерацииКонцепция разработана специалистами Росбытсоюза при участии Министерства экономики России, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Госстандарта России и других организаций.Бытовое обслуживание населения и ремесленничество являются органической частью экономики страны, главной целью которой является человек с его социальными потребностями и индивидуальными способностями. При разработке концепции учитывался имеющийся в некоторых субъектах Российской Федерации, их административных единицах, положительный опыт построения и организации бытового обслуживания населения в условиях рыночной экономики, создание условий для развития ремесел. Учитывалась также необходимость принятия Закона «Об основах бытового обслуживания населения в Российской Федерации». Предлагаемая концепция использует положения проекта Закона, предложения, высказанные депутатами Государственной Думы Российской Федерации, законодательного собрания субъектов Российской Федерации, при обсуждении проекта Закона.Настоящая концепция является органичным продолжением, разработанной ранее Росбытсоюзом концепции на период 1996 – 2000 годы, которая показала полную свою жизнеспособность.После установления многоукладных экономических в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества основными проблемами дальнейшего движения вперед стали следующие:1. Самоустранение Федеральных органов власти от координации развития бытового обслуживания населения и неадекватная Государственная политика в сфере малого предпринимательства.2. Отсутствие полной правовой базы стимулирующей деятельность предприятий, организаций в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества.3. Создание рыночных структур профессиональных объединений как на различных уровнях административных единиц, так и в целом в Российской Федерации, способных стать основой профессионального единства, центром технологической культуры и качества работ, услуг.4. Взаимодействие профессиональных объединений с органами власти, с учётом защиты их интересов и поддержки.5. Пути создания благоприятных условий хозяйствования в рамках рыночной экономики:- реальная и экономически целесообразная инвестиционная и налоговая политика; - щадящий режим по оплате коммунальных услуг, арендной плате и другим составляющим себестоимости услуг;- упрощенная регистрация новых предприятий и ремесленников с учетом профессиональных способностей;- оказание им экономической и финансовой помощи со стороны органов власти всех уровней- создание координационного органа на Федеральном уровне по вопросам нормативов, в том числе технологических, обеспечение современным технологическим оборудованием.6. Отсталая кадровая политика, некомпетентность и непрофессионализм руководителей крупных и малых предприятий, ввиду их частой сменяемости и полная их незащищенность. Создание правовой базы стимулирующей деятельность предприятий и организаций в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничестваИмеющиеся законодательные акты и Постановления в области бытовых услуг и ремесленничества не образуют целостной системы, что существенно снижает эффективность деятельности предприятий и развитие их предпринимательской активности.Главной задачей на ближайшую перспективу является окончательное принятие Закона Российской Федерации «Об основах бытового обслуживания населения в Российской Федерации». Именно в нем заложены правовые основы, определяющие развитие бытового обслуживания населения и ремесленничества, вопросы регулирования и поддержки хозяйственных субъектов.Названный Федеральный Закон определяет правовое поле системы Ремесленных палат в стране.Практика некоторых субъектов Российской Федерации, принявших подобные местные Законы, создание территориальных Ремесленных палат и Ремесленной палаты России дает возможность до принятия Федерального Закона «Об основах бытового обслуживания населения в Российской Федерации» продолжить начатую работу имеющейся правовой базы. При этом имеется в виду разработка регистра (закона о ремесленной палате и ремесленничества в России) Закона «О бух учете, отчетности и налогообложении малых и средних предприятий».Кроме того, принимаемые федеральные и местные законодательные акты по налогообложению (налог с продаж, налог на вмененный доход и другие) должны стимулировать стремление предприятий бытового обслуживания населения и ремесленников, к развитию производства, быть привлекательной сферой для инвесторов. Создание рыночных структур профессиональных объединений в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничестваЗа последние годы как в стране в целом, так и в субъектах Российской Федерации велись упорные поиски оптимальных рыночных структур в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества.Практика показала, что жизнеспособными оказались смешанные структуры или профессиональные объединения, наделенные органами власти рядом функций, существенных для жизнедеятельности отдельных предприятий и ремесленников.Предстоящий период должен стать периодом неуклонного подъема в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества, впитавшим в себя идеи создания устойчивого среднего класса, класса собственников на базе малого предпринимательства. Главным структурным звеном в этом случае должны стать некоммерческие партнерства – территориальные ремесленные палаты, объединенные ремесленной палатой России.Ремесленные палаты должны выполнять функции: центров по координации деятельности предприятий службы быта и ремесленников, подготовке и переподготовке кадров, сертификации, разработке и внедрению нормативных документов, обеспечивающих профессионализм и качество выполняемых работ, решение технических и технологических проблем, юридической защите и некоторые другие.Ремесленные палаты могут объединять, как отдельных ремесленников, так и их объединения по отраслевому принципу – гильдии. Профессиональные объединения и органы властиВ настоящее время бытовое обслуживание населения и ремесленничество остаются одним из секторов экономики, государственное регулирование которого требует особого внимания.Государственное регулирование осуществляется властными органами через профессиональные объединения Ремесленной палаты, пользуясь поддержкой и выполняя ряд важных узаконенных функций координирует деятельность предприятий службы быта и ремесленников, в том числе вносят предложения по их финансовой поддержке, представлении льгот, лоббировании интересов во властных структурах. В тоже время, органы власти используют возможности Ремесленных палат для создания комплексных или целевых программ развития сферы бытовых услуг и ремесленничества, формирования госзаказа для предприятий этой сферы, решают другие задачи, связанные с социальным развитием региона. Согласно Закону Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» ремесленные палаты могут заниматься сертификацией. В Законе записано, что допускается участие в проведении работ по обязательной сертификации зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных) объединений (союзов) и организаций любых форм собственности при условии их аккредитации соответствующим государственным органом управления.Для тесного взаимодействия в органы Управления ремесленных палат могут включаться представители властных структур. Органы власти субъектов Российской Федерации принимают специальные законодательные акты, создающие благоприятные условия для производства и занятия предпринимательством в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества (снижение платы за аренду помещений, коммунальные услуги, щадящий режим налогообложения) тем самым решается ряд важных социальных задач: создаются дополнительные рабочие места, снимая проблему с занятостью населения, сдерживая рост цен на товары, услуги и другие.

 

Тема 12. «Особенности технологического обеспечения отдельных групп услуг»

Оборудование для спортивно-тренировочных ком­плексов предприятий социально-культурного сервиса

Общие сведения о тренажерах. Одна из главных задач со­временной науки - продление человеческой жизни. Здоровье че­ловека в современном гуманистическом обществе представляет собой наивысшую ценность и зависит от целого ряда объектив­ных и субъективных факторов. Поэтому важно отметить, что Концепция развития физической культуры и спорта среди целей, задач и принципов содержит направления повышения качества физического воспитания, проведения мониторинга физической подготовки и физического развития детей и молодежи. Важней­шей задачей воспитания и образования подрастающего поколе­ния, решающим условием формирования нового уровня культу­ры жизнедеятельности населения, является целенаправленное и интенсивное освоение детьми и подростками ценностей нацио­нальной и мировой культуры физической активности, актуализи­рованных в здоровом стиле жизни.

Системообразующим фактором, объединяющим все компо­ненты физической культуры, является физкультурно-спортивная деятельность, направленная на физическое совершенствование человека. В сфере физической культуры целесообразно говорить о специфической деятельности, связанной с укреплением здоро­вья, развитием физического потенциала и достижением физиче­ского совершенства.

Физическая активность, как и любая человеческая деятель­ность, не существует иначе, как в форме действия и цели этого действия. Условия и способы организации физической активно­сти оказывают существенное влияние на ее формирование. При­менение тренажеров в занятиях физической культурой следует рассматривать, как компонент, выполняющий функцию инициа­ции физической активности. Современное развитие техники пре­допределяет появление все большего количества видов спортив­ных тренажеров, обеспечивающих широкий спектр занятий фи­зической культурой и спортом.

Конкретная направленность использования тренажеров за­висит от состояния здоровья, уровня физической и функциональ­ной подготовленности занимающихся.

Выделяют следующие направленности:

• оздоровительно-рекреативная - предусматривает исполь­зования тренажеров в свободное время в целях после рабочего восстановления организма и профилактики переутомления;

• реабилитационная - заключается в использовании трена­жеров в общей системе лечебных мер по восстановлению здоро­вья или определенных функций организма, сниженных или утра­ченных в результате заболеваний;

• спортивная - имеет цель повышения спортивного мастер­ства, подготовки к спортивным соревнованиям со стремлением достижения максимального результата.

Необходимо учитывать, что занимающийся не может реали­зовать поставленные цели только увеличением объемов и интен­сивности нагрузок на тренажере. Вопросы правильного построе­ния тренировочного процесса невозможно решить без учета осо­бенностей протекания процессов утомления и восстановления ор­ганизма. Нужно не только знать, какое воздействие на организм оказывают различные по величине и направленности нагрузки, но и каковы динамика и продолжительность протекания процес­сов восстановления после них.

Физиологическими исследованиями установлено, что вос­становительные процессы в зависимости от их направленности в одних случаях могут обеспечить рост работоспособности, а в других привести к ее падению. При этом в организме могут развиваться два противоположных состояния: нарастание трени­рованности (если восстановление обеспечивает восполнение энергетических ресурсов) или переутомление (если восстановле­ние энергетических ресурсов не происходит).

Таким образом, при занятиях на тренажере особенно важно правильное построение отдельного тренировочного занятия.

Физические упражнения не принесут желаемого эффекта, если нагрузка недостаточна. Чрезмерная по интенсивности на­грузка может вызвать в организме явление перенапряжения. В связи с этим возникает необходимость определить оптималь­ный уровень интенсивности занятий для каждого, кто занимается самостоятельно. Для этого необходимо определить исходный уровень функционального состояния организма перед началом тренировки и затем, в процессе, контролировать изменение пока­зателей.

Понятие, цели и задачи, принципы использования тре­нажеров. Тренажеры - учебно-тренировочные устройства для развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), совершенствования спортивной техники и анализаторных функций организма. Тренажеры могут быть ин­дивидуального и коллективного использования, а их воздействие на организм - локальным (когда в работе участвуют отдельные мышечные группы), региональным (в работе участвует примерно третья часть мышц) и общим (в работе задействовано большин­ство мышц).

Технические особенности тренажеров зависят от конструк­торских решений, которые определяются необходимостью пре­имущественного развития одного или одновременно нескольких двигательных качеств.

Различные по направленности воздействия на организм тре­нажеры могут быть объединены в одном универсальном устрой­стве. Так, например, с помощью гимнастического комплекса «Здоровье» можно развивать практически все двигательные каче­ства.

Цели оздоровительных тренировок на тренажерах:

• развитие правильной осанки;

• коррекция различных проблем позвоночника;

• жиросжигающие тренировки;

• снижение избыточного веса;

• улучшение функциональных возможностей организма;

• занятия при различных отклонениях в состояниях здоро­вья.

Цели реабилитационных тренировок:

• восстановление после травм;

• ликвидация дисбаланса физического развития;

• улучшение подвижности суставов.

Классификация спортивных тренажеров. Существуют различные классификации тренажеров:

• по назначению (для физической, технической, тактиче­ской подготовки, для восстановления работоспособности, кон­троля и т. д.);

• по структуре (механические, электрические, с обратной связью, со срочной информацией и т. д.);

• по принципу действий (светозвукотехнические, электро­механические, цифровые моделирующие, кибернетические и т. д.);

• по форме обучения (индивидуального, группового и по­точного использования);

• по логике работы (с линейной или разветвленной про­граммой, с альтернативным выбором двигательного действия или со свободным конструированием программы ответа и т. п.).

Тренажеры можно условно разделить на два вида: тренаже­ры, повышающие выносливость (кардиотренажеры), и тренаже­ры, развивающие силу (силовые тренажеры).

Кардиотренажеры. Кардиотренажеры предназначены для разминки перед основной тренировкой, для более продолжитель­ных занятий с целью укрепления сердечно-сосудистой системы и сжигания жира.

К кардиотренажерам относятся:

1. Беговые дорожки (рис. 32).

На сегодняшний день это самый популярный вид тренаже­ров. Занятия на беговых дорожках считаются одним из самых эффективных методов сжигания жира. Во многом это объясняет­ся физиологическими причинами: во время бега спортсмен пере­носит массу собственного тела в пространстве, что максимально ускоряет обменные процессы, сжигая лишние калории и укрепляя организм.

Существует два вида беговых дорожек: механические и электрические. Механические дорожки не требуют подключе­ния к сети, так как беговое полотно приводит в движение сам спортсмен. Однако, если бегун устанет, эффективность трени­ровки резко упадет, ведь крутить полотно он станет гораздо мед­леннее. На электрических беговых дорожках занятия будут более плодотворны. Нагрузка регулируется двумя способами: измене­нием угла наклона бегового полотна и скорости его движения. Это можно делать вручную или с помощью пульсозависимой программы.

Рис. 32. Беговая дорожка Run Excite

 

Уровень беговой дорожки зависит от мощности двигателя, размера бегового полотна (который определяет не только ком­форт, но и мощность дорожки) и максимальный вес пользователя, который дорожка сможет выдержать. При выборе беговой до­рожки важно обратить внимание на наличие амортизации. Сис­тема амортизации снижает ударную нагрузку, вредную для по­звоночника и суставов.

Дорожки более высокого класса имеют уже встроенные про­граммы тренировки. Следующий класс беговых дорожек помимо прочего оснащен и пульсозависимыми программами, автомати­чески регулирующими нагрузку в зависимости от показаний пульса. Технические характеристики беговых дорожек представ­лены в табл. 12.

Во время занятий можно использовать специальные ком­пакт-диски и видеокассеты с программами различных тренировок (например, для сжигания жира или тренировки сердечно­сосудистой системы). Подключив дорожку к телевизору или СЭ- проигрывателю, спортсмен может заниматься с персональным тренером. На диске и видеокассете тренажера записаны специ­альные сигналы, с помощью которых тренер может подавать ко­манды беговой дорожке. Подчиняясь «распоряжениям» тренера, дорожка самостоятельно будет регулировать скорость и угол на­клона полотна, изменяя, таким образом, нагрузку. Кроме этого, занимаясь с помощью видеоварианта программы, пользователь сможет «бегать» не в малогабаритной комнате, а по живописным лугам или труднопроходимым горным тропам.

Таблица 12

Технические характеристики беговых дорожек Run Excite

Модель 900Е (D449EDN) (D449EL) 700Е (D448EDN) (D448EL) (D446EL)
Напряжение питания 180-256 В переменного тока, отдельная розетка на ток 16 А
Пиковая мощность двигателя 6,0 Л. С.
Потребляемая мощность, Вт
Размеры (ШхДхВ) 94х219х150 см
Вес 195 кг
Беговое полотно (ШхД) 52x152 см
Высота беговой поверхности от пола 20 см
Скорость 0,8-25 км/ч 0,8-22 км/ч 0,8-18 км/ч
Угол наклона 0-18 % 0-15 %
Максимальный вес пользова­теля 220 кг
Goal Training Время, дистанция, калории
Общее число программ
Субмаксимальный тест Фитнесс-тест, одношаговый, многошаговый Фитнесс-тест
Мониторинг пульса Сенсорные датчики, теле­метрия Телеметрия
Обслуживание Не требуется, обновление ПО через после­довательный порт
Система стабилизации скорости Да Нет
Встроенный вентилятор Да Нет
             

 

2. Велотренажеры (рис. 33).

Самый популярный вид тренажеров. Они прекрасно разви­вают выносливость, укрепляют сердечнососудистую систему, а заодно тренируют мышцы ног и спины. На бортовом компью­тере можно следить за дистанцией, скоростью и пульсом.

Рис. 33. Велотренажер Recline Excite

 

Среди велотренажеров можно выделить две основные груп­пы - механические и магнитные. В зависимости от способа регу­лирования нагрузки механические делятся на ременные (нагрузка зависит от натяжения ремня и его трения о колесо-маховик) и ко­лодочные (их действие основано на сопротивлении тормозных колодок, прижимаемых к маховику).

Каждая из систем имеет свои преимущества:

• ременные велотренажеры стоят дешевле и более ком­пактны;

• колодочные обладают большой инерционностью и пре­красно имитируют езду на гоночном велосипеде;

• магнитные - бесшумны и имеют более равномерный ход.

Особый класс велотренажеров - велоэргометры. Это трена­жеры более сложного технического уровня. Они отличаются от обыкновенных велотренажеров тем, что нагрузка на них имеет четко определенные значения - Ватты. Это позволяет точно по­добрать нагрузку в зависимости от уровня подготовленности

пользователя и целей занятий. Поэтому велоэргометры широко используются в терапевтических и реабилитационных целях. Технические характеристики велотренажеров приведены в таб­л. 13.

Таблица 13

Технические характеристики велотренажеров Reclin Excite