Возрастные особенности развития детского организма

Известно, что физическое и умственное развитие личности тесно связано с возрастом. Каждому возрастному периоду соответствует свой уровень физического, интеллектуального, социального и духовного развития.

Для правильного управления процессами обучения и воспитания педагоги много раз делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию.

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей, характерных для определенного периода жизни. Сущность возрастных изменений особенно наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Поскольку биологическое и духовное развитии человека тесно связано между собой, то соответствующие возрасту изменения наступают и в интеллектуальной, социальной и духовной сферах.

Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные) – только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область.

Для школьных и спортивных педагогов наиболее интересна периодизация детского, подросткового и юношеского возраста. Это связано с тем, что основной контингент учащихся спортивных школ – мальчики и девочки от 4-5 до 16-18 лет.

Таблица 1.

Периодизация детского возраста

Психологическая Педагогическая
1. Пренатальный период 2. Период новорожденности (от рождения до 6 недель жизни) 3. Грудной период (до 1 года) 4. Ползунковый возраст (1-3года) 5. Дошкольный возраст (3-6 лет) 6. Школьный возраст (6-11 лет) 7. Пубертатный период (11-15 лет) 8. Юношеский возраст (15-20 лет) 1. Младенчество (1 год жизни) 2. Преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет) 3. Дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) Младший (3-4 года) Средний ( 4-5 лет) Старший (5-6 лет) 4. Младший школьный возраст (6-10 лет) 5. Средний школьный возраст (10-15 лет) 6.Старший школьный возраст (15-18 лет)