Внутрикадровый монтаж

Нелинейный монтаж

Нелинейный монтаж осуществляется с цифровым видеоматериалом на дисковых устройствах, при этом не происходит процесс перезаписи, а изменяется последовательность адресов фрагментов передачи. Если исходный журналистский материал записывался на камеру с жестким диском, к нелинейному монтажу можно приступать сразу по окончании съемки. В случае использования видеокамер с ленточными носителями оцифровка занимает значительное время (реальное время записи). Операция может быть осуществлена даже на рабочем месте журналиста. При цифровой технологии число циклов перезаписей не должно превышать 20 раз. Примерный объем памяти для записи одночасовой передачи эфирного качества составляет 18 Гбайт.

Достоинства:

1) Отсутствие контактных и структурных шумов во время «сгона» видеоряда, так как операция перезаписи отсутствует.

2) Прямой доступ к любому месту видеосюжета, так как ввиду отсутствия ленты ее не надо перематывать.

3) Низкая стоимость аппаратуры.

4) Относительная легкость выполнения операции из-за возможности визуального контроля частотного спектра на мониторе,

5) Возможность многоразового возврата к монтажу.

Недостатки:

1) Большое время оцифровки видеосигнала в случае применения ленточных носителей.

2) Временные затраты на обратное преобразования сигнала в аналоговый вид (так как в настоящее время основное телевещание происходит в аналоговом виде).

3) Трудность работы с большим количеством «исходников» из-за ограниченности дискового пространства видеосервера.

В случае необходимости восстановления исходной информации частотный спектр сокращается, так как цифровой сигнал, как правило, подвергается компрессии.

Внутрикадровый монтаж — компоновка в одном кадре нескольких изобразительных составляющих. Операция выполняется на цифровых дисковых устройствах и позволяет вводить в видеоинформацию цифровые спецэффекты, текст, рекламные вставки, вплоть до вставки в кадр других объектов, изменения внутри кадра масштаба, цвета, ритма и т.д. В кинопроизводстве вместо термина «внутри-кадровый монтаж» использовался другой — комбинированные съемки. Современные компьютеры значительно расширили возможности данного монтажа в соответствии с замыслом режиссера или журналиста. В современном кинопроизводстве внутрикадровый монтаж тоже осуществляется на видеосервере, а далее цифровой сигнал перегоняется на обычную кинопленку. Цифровая техника позволяет перевести композицию кадра в новое измерение.

Обычно в телецентрах монтаж выполняет режиссером монтажа, но в современных условиях, например при подготовке новостных сюжетов, нередко эту операцию производит сам журналист.

Рекомендации по самостоятельному проведению монтажа:

— недопустимо делать внутрикадровую выборку (что технически возможно) таким образом, чтобы, переставляя куски фраз, заставлять человека говорить то, что он не говорил, делать то, что он не делал;

— необходимо помнить, что телевизионный кадр, в отличие от фотографического, не должен иметь информационную законченность, чтобы не пропал интерес зрителя;

— при показе параллельных событий (разновременных) события должны быть соотнесены между собой, поэтому предварительно следует спланировать направление движения в кадре, выбор точек съемок;

— в результате расстановки кадров надо заранее представлять ритм будущего события. Если фрагменты будет сильно различаться (быстрое движение и резкая статика), зрительское восприятие может быть нарушено, хотя в отдельных случаях это может быть использовано для достижения художественной выразительности;

— для привлечения зрительского внимания можно выбрать доминирующий кадр, чтобы остальные подкрепляли его воздействие на зрителя;

— если в результате монтажа сюжет недостаточно выразителен и нет возможности доснять материал, возможно использование ассоциативного монтажа, то есть вставка в событие общеизвестных кадров, которые могут придать особый подтекст. Похожий эффект может быть достигнут при наложении на изображение определенного звукоряда.