Основные категории педагогики.
К основным категориям педагогики относятся: воспитание, обучение, образование. Педагогическая наука широко оперирует общенаучными категориями: развитие и формирование.
Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле.
В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом следует понимать известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, эстетические, правовые нормы – словом все то, что создано в процессе исторического развития человечества.
Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом и является двигателем общественного развития. Это объясняется тем фактом, что воспитание всегда отвечает основным запросам и требованиям общества. Воспитание – общая и вечная категория.
В современном обществе действует комплекс институтов, которые непосредственно влияют на процесс воспитания: это семья, система образовательных учреждений, средства массовой информации, искусство, религия, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие воспитания как усвоения накопленного человечеством опыта в процессе исторического развития нуждается в сужении и конкретизации.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека перечисленных общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, системы мировоззрения, адаптации к условиям жизнедеятельности.
В процессе воспитания воспитатель:
· Передает опыт, накопленный человечеством,
· Вводит в мир культуры,
· Стимулирует к самовоспитанию
· Помогает разобраться в трудным жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.
В свою очередь воспитанник:
· Овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры,
· Работает над собой,
· Обучается способам общения и манерам поведения,
· Усваивает общественные нормы и правила.
Следующая основная категория педагогики – обучение. Под обучением понимают специально организованный процесс, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. С целью усвоения знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных способностей, мотивации к самообразованию.
Основу обучения составляют знания, умения и навыки, выступающие со стороны учителя в качестве исходных (базовых) компонентов обучения, а со стороны учеников – в качестве продуктов усвоения.
Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки, это коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.
Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
В процессе обучения учитель:
· Преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания,
· Руководит процессом освоения знаний, умений и навыков.
· Создает условия для развития личности учащегося.
В свою очередь ученик:
· Учится – овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя или самостоятельно,
· Пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить,
· Проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации, способов решения поставленных задач.
Области понятий обучение и воспитание частично перекрываются и не могут существовать отдельно друг от друга. Взаимодействие «обучение-воспитание» направлено на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.
Образование – результат обучения.
В буквальном смысле оно означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека.
Главным критерием образованности является системность знаний и мышления, которые проявляются в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. Это суждение хорошо иллюстрирует древний афоризм: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».
В педагогике широко используются общенаучные понятия – «формирование» и «развитие»
Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием целого ряда факторов: социальных, экономических, экологических, психологических, идеологических и т.п. При этом воспитание и обучение являются ведущими факторами формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости к неблагоприятным внешним воздействиям.
Развитие – процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. В самом общем виде развитие можно представить как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграцию в ней в результате этого процесса.