В Россию книгопечатание приходит в XVI веке. Это определялось рядом социально-экономических причин.

Цельная (монолитная) печатная форма

Бескрасочное создание идентичных изображений существовало на заре развития цивилизаций. Археологические раскопки позволяют предположить, что первые оттиски люди делали на глине. Но сначала необходимо было изготовить форму-штамп. До нашего времени сохранились подобные штампы, изготовленные из камня, хотя можно предположить, что они производились в древности и из других материалов. Такие формы могли предназначаться как для украшения, так и для обозначения того, что предмет принадлежит именно тому, кто поставил штамп.

Первые плоские печатки-штампы с изображением животных были обнаружены при раскопках остатков города Мохенджо-Даро (Ш-П век до н.э), ныне это территория Пакистана.

А при раскопках древнейших очагов цивилизации - государств Ур, Урук, Лагаш, существовавших в IV-Ш вв. до н.э. в Западной Азии, — были найдены формы-штампы в виде цилиндриков. Это свидетельствовало о том, что люди к тому времени уже поняли, что повторяющийся рисунок молено было наносить, используя цилиндрическую формную поверхность.

Для того чтобы представить себе простейшую форму-штамп, достаточно посмотреть на обычные монеты, которые до сих пор чеканят, как и много веков назад, при помощи штампов. Первые деньги (а следовательно, и штампы для их изготовления) появились в VII веке до н.э. в древнейшем государстве Лидии. Неизвестно, из чего лидийцы изготавливали штампы, но они должны были быть достаточно прочными, так как монеты чеканились из сплава золота с серебром.

Итак, еще в глубокой древности людям была известна технология изготовления формы-штампа. Необходимо было сделать следующее открытие — покрыть эту форму краской, а потом прижать к ней воспринимающий краску материал. Но для этого потребовалось еще несколько веков.

Первые печатные формы для производства книг, возможно, появились в VIII веке в Корее. Они были выполнены на деревянной поверхности. Метод разделения печатных и пробельных элементов был пространственным, то есть гравер углублял на деревянной поверхности те места, которые не должны были соприкасаться с воспринимающим краску материалом. Печатные элементы располагались выше, чем пробельные, поэтому данный способ печати назывался высоким, а вид печати — ксилографией (от греч. «срубленное дерево»). Для изготовления печатной формы требовалось сделать очень ровной деревянную поверхность, далее на пергамене или бумаге жирной краской или тушью нанести текст и до того, как он высыхал, прижать его к подготовленной доске. После этого гравер точно видел все темные места, которые должны были остаться, чтобы в дальнейшем стать печатными элементами, и не тронутые краской места, которые следовало углубить.

С такой ксилографической печатной формы в течение дня можно было отпечатать до 2000 оттисков. То есть самыми трудоемкими в книгопечатании того времени были процессы изготовления печатной формы.

Сегодня, к сожалению, можно только предполагать, кто и когда отпечатал первую в мире книгу. Если же говорить о точно датируемой ксилографической книге, то в Британском музее хранится «Алмазная сутра» (санскр. «Сутра о Совершенной мудрости, рассекающей [тьму невежества] как удар молнии»), один из переводов которой был напечатан в 868 г.

На Руси гравирование завелось одновременно с книгопечатанием во второй половине XVI столетия, притом сначала как резьба деревянных эстампных досок (ксилография). Оно служило дополнением к типографскому делу, производя картинки для помещения в богослужебных книгах.

Другой род гравирования — резьба и вытравление рисунков на металле (серебре и меди) — существовал у нас, насколько известно, еще в XIV веке, но служил не для размножения изображений посредством печатания, а для украшения переплетов евангелий, окладов икон и различных предметов как церковной, так и домашней утвари. Образцы гравирования на медных досках собственно для эстампов появляются только в середине XVII столетия. Первыми мастерами этого искусства в Москве были знаменщики и рисовальщики Серебряной палаты: царский иконописец Симон Ушаков, Л. Бунин, А. Трухменский и его ученик В. Андреев. У кого именно учились эти граверы, неизвестно, но можно с уверенностью сказать, что они переняли свое дело от кого-нибудь из иностранных художников, которые постоянно призывались на службу при Оружейной палате.

Процесс создания цельной (монолитной) печатной формы был чрезвычайно труден. Для того чтобы подготовить к печати книгу, требовался огромный труд граверов, и производство затягивалось на долгие годы.

В 1041-1048 гг. в Китае Би Шен предложил использовать для книгопечатания «подвижный» шрифт, который он изготавливал из клея и глины, а затем обжигал в печи. Далее изобретатель располагал полученные литеры построчно на ровном листе железа, предварительно покрытом смесью смолы, пчелиного воска и бумажного пепла. Потом лист железа располагали над слабым огнем, чтобы смола и воск стали эластичными. Эта операция была необходима для выравнивания литер по высоте. Как бы ни пытался мастер вылепить их одинаковыми, сделать это было невозможно. Зато после вдавливания литер ровной доской в густую разогретую смесь Би Шен получал достаточно ровную поверхность печатной формы.

Позднее люди изобретут различные виды составления форм из отдельных литер, но принцип останется неизменным в течение многих столетий.

 

Наборная печатная форма имела преимущества перед монолитной:

- повысилась скорость подготовки печатной формы;

- литеры можно было использовать многократно;

- появилась возможность исправления текста без переделки всей печатной формы (монолитной).

 

Керамические литеры, использовавшиеся Би Шеном, были недостаточно прочными, и, кроме того, их изготовление было довольно трудоемким. Поскольку китайцы используют иероглифическую письменность, количество литер должно было быть огромным — десятки тысяч.

Именно эта особенность китайской письменности не позволила Востоку достаточно быстро развить книгопечатные процессы. Европейское письмо было основано на использовании сравнительно небольшого количества абстрактных символов.

Следующий шаг в совершенствовании формных процессов сделали в Корее: там были впервые изобретены литеры из металла. Правда, сначала иероглифы вырезали из дерева, чтобы, вдавив их в песок с примесью глины, получить матрицы, в которые и заливали раскаленный металл. Археологические раскопки доказывают, что данная технология существовала уже в 1160 г.

Искусство книгопечатания было известно уйгурским племенам, находившимся под влиянием трех цивилизаций — среднеазиатской, индийской и китайской. До наших дней дошли уйгурские шрифты3, вырезанные на деревянных кубиках, сохранилось множество оригинальных книг. Ислам, который исповедовался уйгурами, разрешал использовать бумагу для записи слов Аллаха, но запрещал воспроизводить их «искусственным путем», то есть печатать при помощи шрифтов. Скорее всего, именно это помешало уйгурам передать секрет книгопечатания европейцам.

В период 1423-1437 гг. голландец Лоренц Костер (1370-1440) в качестве подвижного шрифта стал применять деревянные литеры. Оттиски с крупными буквами были вполне приемлемы, но одна и та же буква мелкого шрифта выглядела по-разному. Прочность деревянных литер была чрезвычайно низка, а на изготовление одной литеры уходило слишком много времени. Костеру не удалось выиграть у ксилографии ни в качестве, ни во времени, процесс производства книги не был упрощен.

 

В Европе подлинную революцию в книгопечатании произвел выходец из немецкой аристократической семьи Иоганн Гутенберг (ок. 1399-1468). Он родился в г. Майнце. Сведений о детстве изобретателя книгопечатания не сохранилось. Однако известно, что по основной профессии он был золотых дел мастером, а это значит, что должен был получить достаточно серьезное по тем временам образование.

Главными его изобретениями считаются устройство для отливки металлических литер и печатный станок. В отличие от корейских мастеров, для получения матрицы Гутенберг использовал не деревянные литеры, а металл с выгравированным зеркальным изображением буквы. Далее, по-видимому, применялся метод чеканки, то есть твердый металл продавливал более мягкий, и матрица была готова. Оставалось только заполнить ее расплавленным спла-

Швом, основу которого составляло олово. Таким образом можно было изготовить неограниченное количество идентичных литер.

Печатный станок Иоганна Гутенберга являлся сложнейшим инженерным сооружением того времени. Изобретателю предстояло решить множество задач, но основными были: |

1. Обеспечение очень большого давления между талером (нем. «тарелка»), столом, где располагалась печатная форма, и тигелем (нем. «плита»), плитой, которая обеспечивала прижимание бумаги к печатной форме).

2. Обеспечение параллельности между талером и тигелем, что в XV веке было почти неразрешимой задачей.

Для решения первой задачи Гутенберг использовал деревянный винт, по которому передвигался тигель. Подобные механизмы применяли виноделы. А вторая проблема была решена размещением мягкой прокладки (декеля) между тигелем и бумагой. Несмотря на то, что большинство операций печатники выполняли вручную, изобретение Иоганна Гутенберга позволило поднять производительность до 100 оттисков в час.

Понятно, что подобная работа требовала больших денежных вложений, поэтому Гутенберг заключил договор о финансовой поддержке с майнцским купцом Иоганном Фустом, на деньги которого и была создана типография.

В 1450 г. у Гутенберга возник замысел издания «Библии», и в 1452 г. он приступил к работе, которая была закончена в 1455 г. Как ни странно, у исследователей инкунабул (лат. «в колыбели»; так называют все книги, созданные в начальный период книгопечатания), к которым относится «Библия», до сих пор остается много вопросов, связанных с этим уникальным изданием. Полагают, всего было напечатано 150 экземпляров книги на бумаге и 30 — на пергамене. К сожалению, уцелевшие экземпляры — а всего их осталось в мире 49 — не могут дать ответы на все вопросы: например, почему количество строк варьируется от 40 до 42, многие экземпляры имеют разную пунктуацию и т.д. Первые экземпляры книги Гутенберг печатал в два цвета, но в дальнейшем перешел на одноцветную печать. Книга была прекрасно иллюстрирована цветными миниатюрами.

Изобретение принесло такую большую прибыль, что И. Фуст решил забрать дело в свои руки и, сговорившись с учеником Гутенберга П. Шеффером, затеял против Гутенберга тяжбу, в результате которой Фуст был объявлен хозяином типографии и собственником всех изданий.

Но все же Шеффер поместил в издании «Майнцской Псалтыри» (1457 г.) заключительный абзац с объявлением, в котором говорилось, что эта книга сделана при помощи нового изобретения Гутенберга.

Лишившись типографии и шрифтов, Гутенберг уехал из Майнца в Бамберг, где на средства местного епископа устроил новую типографию. В ней он подготовил новое издание Библии, а также первый в Европе печатный толковый словарь с изложением латинской грамматики под названием «Католикон».

Католическое духовенство оказало Гутенбергу огромную по тем временам поддержку. Решением майнцского архиепископа Гутенберг был освобожден от уплаты каких бы то ни было налогов и ему была установлена ежемесячная пенсия.

Причастность Гутенберга к изобретению книгопечатания долгое время оспаривалась, так как ни на одной «Библии» не было его подписи, а в документах 1509 г. Иоганн Шеффер (сын Петера Шеффера) утверждал, что авторами изобретения являются его дед и отец.

Последние годы первого в Европе книгопечатника прошли в Эльтгвилле, где располагалась резиденция архиепископа. Там Гутенберг также выпустил несколько изданий как духовного, так и светского характера. В частности, им был изготовлен один из первых печатных календарей.

Изобретение Гутенберга быстро распространилось по всем странам Европы. Вслед за Германией типографии были построены во Франции и Италии, затем в 1472 г. — в Голландии, в1473г. — в Бельгии, в следующем году — в Испании, ав1477г. — в Англии. Благодаря изобретению великого Гутенберга человечество за короткое время получило больше книг, чем за сотни лет до этого.

После смерти Василия III (1479-1533) великим князем Руси стал его сын Иван IV, которому в то время исполнилось всего 3 года. Борьба между враждующими боярскими группировками Шуйский и Бельских, с интригами и убийствами, ослабляла страну, правовая база отсутствовала. Но после «великого восстания» и пожара Москвы в 1547 г. Иван IV начинает активно заниматься государственной деятельностью. В это время его приближенными становятся молодые образованные люди, мечтавшие сделать страну цивилизованной. Среди них были митрополит Макарий, священник Сильвестр, Алексей Ада- 1 шев, князья Курбский, Воротынский, Одоевский, Серебряный и др.

С 1549 г. с Избранной радой Иван IV провел реформы, направленные на централизацию государства: в 1550 г. был принят Судебник Ивана IV, осуществлены преобразования в армии. В 1550-1551 гг. Иван Грозный ведет войска на Казань и покоряет ее. Затем к России присоединяется силой и Астраханское ханство (1556 г.). Возникла необходимость распространения христианства, повышения уровня образования государственных служащих, военных и т.д., все это невозможно было реализовать без книгопечатания.

По личному приказу Ивана IV и с одобрения митрополита Макария в 1553 г. в палатах на Никольской улице в Москве началось строительство «особого дома для типографии». Устройство было поручено Ивану Федорову (Иван Федорович Московитин, ок. 1510-1583), а помощником к нему назначен Петр Мстиславец.

Точно неизвестно, где и когда родился мальчик, которому было суждено войти в историю под именем первопечатника Ивана Федорова. Предположительно он родом из Калужской губернии. До начала занятий книгопечатанием Иван Федоров был дьяконом церкви Николы Гостунского, находившейся на территории Кремля. Это значит, что он получил хорошее образование. Поэтому он, как и многие другие священнослужители, занимался преподаванием грамоты, переписыванием богослужебных книг.

Очевидно, должность дьякона способствовала тому, что Иван Федоров познакомился с митрополитом Макарием, который заметил способного молодого человека.

Имеются документальные сведения, что Иван Федоров учился в Краковском университете и в 1532 г. получил степень бакалавра. Есть предположения, что он мог познакомиться с типографским делом как раз в этот период, так как среди славянских стран именно в Польше были отпечатаны первые книги. Большая заслуга в зарождении славянского книгопечатания принадлежит Краковскому университету. Первую типографию, осуществлявшую печать кириллическим шрифтом, основал Швайпольд Фиоль при содействии богатого горнопромышленника Яна Турзо, по инициативе которого из Московии были доставлены богослужебные книги. Студенты Краковского университета принимали активное участие в подготовке первых славянских книг «Октоих» и «Часослов», вышедших в свет в 1491 г.

Строительство типографии затянулось на 10 лет и закончилось в 1563 г, В день открытия, 19 апреля, ее посетили царь Иван IV и митрополит Макарий.

1 марта 1564 г. в России была отпечатана первая точно датированная книга — «Апостол»1. Безупречность оформления этого издания поражает полиграфистов по сей день. Печатники стремились имитировать рукописный шрифт,

который был исполнен с особым вкусом и тщательностью. Как и первые экземпляры гутенберговской «Библии», издание было отпечатано в две краски, в нем имелись изящные буквицы, заголовки, заставки. Книга открывалась фронтисписной гравюрой с изображением апостола Луки. Тираж издания составлял примерно 2 000 экземпляров, но до наших дней сохранилось всего 55, и каждый из них бесценен.

Последней книгой, изданной Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в Москве, был «Часовник» (1565 г.).

Любопытно, что основанный Федоровым печатный двор сразу же стал своеобразной достопримечательностью, о нем писали все иностранцы, которые в то время находились в Москве, но следует сказать, что деятельность первопечатников встречала сопротивление высшего духовенства.

Положение осложнялось еще и тем, что Россия терпела военные поражения в Ливонской войне, и режим Ивана IV все больше ужесточался, поскольку царь во всем видел заговоры. В 1565 г. он объявил о введении в стране опричнины. Возможно, что Иван Федоров был вынужден уехать из Москвы в Великое княжество Литовское, I опасаясь преследований.

И все же книгопечатание в России продолжало бурно развиваться, увеличивались тиражи и количество наименований, хотя в основном издавалась литература духовного содержания. Пройдет почти полвека, прежде чем в России отпечатают первое периодическое издание — газету «Ведомости» (16 декабря 1702 г.), а еще через год она станет выходить регулярно, Печатный станок, созданный Гутенбергом, служил полиграфистам почти три с половиной века, и тем не менее следует вспомнить об основных усовершенствованиях этого великого изобретения, изменившего мир:

• примерно в 1550 г. деревянный винт был заменен металлическим;

• в 1620 г. голландец Биллем Янсон Бло к рычагу пресса добавил противовес, чтобы тигель поднимался автоматически;

• в 1790 г. англичанин Уильям Николсон придумал новый способ нанесения краски на печатную форму: вместо кисти изобретатель использовал цилиндр, обтянутый кожей;

• в 1790 г. в Париже была получена стереотипная печатная форма из глины, позволявшая печатать один и тот же текст на нескольких прессах;

• в 1795 г. в Англии деревянный пресс был заменен металлическим, получившим название «Колумбиец». Немного усовершенствованный металлический пресс «Вашингтон», сконструированный в Соединенных Штатах, обеспечивал производительность до 250 оттисков в час.

И все-таки это был станок, а не машина: почти все операции выполнял человек, используя мускульную силу.

 

Основателями первого в мире завода полиграфического машиностроения были немецкие изобретатели Фридрих Кёниг и Андреас Бауэр. Еще в 1803 г. Ф. Кёниг начал конструировать пресс, в котором перемещение тигеля осуществлялось без физической силы человека, и к 1811 г. была построена паровая машина, на которой подъем тигеля и

движение станины обеспечивались системой зубчатых колес. Первые попытки практического применения этого устройства были безуспешными, так как давление тигеля распределялось по всей поверхности печатного листа. Неудачная попытка натолкнула изобретателей на мысль заменить плоский тигель цилиндром. В 1814 г. на новой машине с печатным цилиндром в Лондоне была отпечатана газета «Таймс». Производительность машины составила 1100 оттисков в час. Для резкого увеличения производства печатной продукции потребовались следующие усовершенствования:

• в 1818 г. Фридрих Кёниг и Андреас Бауэр добавляют к машине еще один печатный цилиндр для осуществления последовательной двусторонней печати;

• в 1824 г. Уильям Чёрч добавляет к этой конструкции бумагоподающее устройство;

• перемещение станины вперед и назад нарушало непрерывность процесса печати, и в 1844 г. американец Ричард Хоу запатентовал первую ротационную машину, в которой лист бумаги проходил между прижимным и печатным цилиндром. Скорость печати возросла до 8000 оттисков в час;

• рост производительности печатной машины по существу сдерживался уже только бумагоподающим устройством. Производство бумаги в рулонах было уже налажено. В 1865 г. в США Уильям Баллок патентует машину с подачей рулонной бумаги. Совместно с Ричардом Хоу изобретатель снабжает машину специальным „устройством, отрезающим и складывающим бумагу.

 

Ролевая печатная машина 1846 г. (Нью-Йорк) предназначалась для печати газетной продукции. Скорость печати — 2000 экземпляров в час. Была способна печатать только на одной стороне бумажного полотна. В 1857 г. лондонская «Таймс» приобрела две такие печатные машины

Ротационная машина «Курьер» фирмы Кёниг и Бауэр 1968 г. Применялась для печати газеты «La Stampa» (г. Турин). Машина имела 12 печатных секций, 3 из которых позволяли осуществлять цветную печать при революционной для того времени скорости печати — 50000 копий в каждой секции. 24-страничную газету типография печатала от 4 до 8 часов в 4 краски

Печатные машины для различных способов печати дифференцируются по рабочему формату бумаги (ширине и длине листа в мм или ширине бумажного роля), диапазону плотности запечатываемого материала, типу подачи бумаги, наличию устройств выравнивания листа, красочному аппарату, блоку приемки оттисков и т.д. Перед размещением заказа в типографии необходимо учесть множество параметров для минимизации расходов и улучшения качества печатной продукции.