Возникновение книгопечатания. Высокая печать
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Анкета участника тренинга (пример)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
В конце занятия проводится подведение итогов. Затем каждый участник отвечает на вопросы, возникающие у других членов группы.
Рекомендации ведущему. В заключении еще раз напомните самое начало занятий, которые начинались под девизом, выраженным словами римского политического деятеля, философа и писателя Луция Аннея Сенеки: «Если рост прекратился, значит, близится конец», а также слова Ромена Роллана «Ничто не кончено для того, кто жив».
Ваше имя _________________________________________________________________________
1. Оцените, пожалуйста, тренинг по следующим критериям:
Мои ожидания не оправдались, т.к. цель тренинга не была достигнута | Мои ожидания оправдались, цель тренинга была достигнута | ||||||||||
Я полностью не удовлетворен содержанием преподнесенной на тренинге информации | Я полностью удовлетворен содержанием преподнесенной на тренинге информации | ||||||||||
Мне не понравился способ ведения тренинга | Мне понравился способ ведения тренинга | ||||||||||
Тренинг был скучным | Тренинг был живым и интересным | ||||||||||
Упражнения не были полезными для меня | Упражнения были полезными для меня | ||||||||||
Мне не хотелось бы продолжить свое обучение на тренинге | Мне не хотелось бы продолжить свое обучение на тренинге |
2. Какие части тренинга были для вас наиболее полезными и почему
__________________________________________________________________________________
3. Какие части тренинга были для вас наименее полезными и почему
__________________________________________________________________________________
4. Как, по вашему мнению, вы сможете использовать приобретенные знания и навыки
__________________________________________________________________________________
Список литературы, используемой при подготовке пособия:
1. Артемова Н.С., Буравцова Н.В. Коррекционно-развивающая программа «Я и окружающий мир» для подростков 10-14 лет, испытывающих трудности в психологической адаптации к окружающему миру. // Здоровые дети в здоровом образовании: Сб. методических и практических материалов. – Новосибирск., СО РАМН, 2004.
2. Ахмадиева Л.Р. Подходы к оценке эффективности профессионального тренинга. // Психология в ВУЗе, 2006, № 1.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: современный литератор, 2002, - 448 с.
4. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. - СПб.: «Социально-психологический центр», 1996. – 176 с.
5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – М.: издательство «Ось-89», 2001. – 224 с.
6. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т.2. – М.: Мир, 1992, - 376 с.
7. Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. - 208 с.
8. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Транзакционный анализ с гештальт-упражнениями. - М.: Издат. группа «Прогресс», 1995. -336 с.
9. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: Изд. ЛГУ, 1985. – 166 с.
10. Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: методические указания. ЛГТУ, 1990.
11. Исурина Г.Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции Л Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л.: Медицина, 1983. - С.231-254.
12. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М., 1985. - 297 с.
13. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. - М.: Независимая, фирма «Класс», 1998. - 240 с.
14. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. - М.: Независимая фирма «Класс», 1993. - 224 с.
15. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 1997. - 144 с.
16. Коротаева Е.В. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу. - Екатеринбург, 1995. - 31 с.
17. Макаров Ю.В., Исаков В.В. Тренинг как объект психологического анализа. - СПб, 1996. - 18 с.
18. Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб., 1997.
19. Немиринский О.В. Терапевтическая роль групповой динамики // Московский психотерапевтический журнал. -1993. - № 3. - С.5-25.
20. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальттерапии). - М.: Гиль-Эстель, 1993. - 240 с.
21. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.: Изд. МГУ, 1989. - 216 с.
22. Прутченков А..С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 140 с.
23. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 440 с.
24. Психология. Словарь / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.
25. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д.Карвасарского. СПб.: Питер Ком, 1999. - 752 с.
26. Робин Ж.-М. «Фигуры гештальта» // Гештальт-92 / Под ред. Д.Н.Хломова, Н.Б.Долгополова, Н.Б.Кедровой. - М., 1992.
27. Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ, серия «Психология». - 1990. № 2.
28. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М.: Прогресс, 1993. - 368 с.
29. Рудестам К. Групповая психотерапия. 2-е международное изд. – М.: Изд-во: Класс, 2001. - 384 с.
30. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подход в групповой работе с людьми. Методические описания и комментарии. СПб, 1992.
31. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. - 428 с.
32. Цветков Э.А. Мастер самопознания, или Погружение в Я. - СПб.: Лань, 1995. - 192 с.
33. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. – 186 с.
34. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Изд-во: Класс, 2004. - 576 с.
Оглавление:
ПРЕДИСЛОВИЕ ….……………………………………………..…………………………..………. | |
§ 1. История развития групповых методов психотерапии и практической психологии ………… | |
§ 2. Психологический тренинг как метод практической психологии ..…………………………… | |
2.1. Соотношение основных понятий……..…………………………………….…..…………….. | |
2.2. Общее представление о психологическом тренинге….…………………………………….. | |
2.3. Специфические особенности тренинга .……..……….………………………………..…….. | |
§ 3. Психологические особенности тренинговой группы..….……………………………………… | |
3.1. Цели тренинговой группы……………………………….……………………………...…….. | |
3.2. Преимущества групповой формы психологической работы………………………..……. | |
3.3. Групповые нормы…………………………………..…………………………..……..….……. | |
3.4. Ролевые позиции в группе……………………………………………………………….……. | |
3.5. Понятие о групповой сплоченности…………………………………………………….……. | |
3.6. Состав тренинговых групп…………………………………………………..…….………….. | |
§ 4. Основные этапы развития группы в тренинге…...………………………………………...…… | |
§ 5. Личность ведущего тренинговой группы………………………………………………….…… | |
§ 6. Основные методы, использующиеся в ходе тренинговых занятий………………………...…. | |
§ 7. Основные направления и подходы к групповой психокоррекционной работе……………. | |
7.1. Классификация направлений…………………………………….…………………………… | |
7.2. Основные тренинговые подходы……………………………….………………………….…. | |
7.2.1. Гештальтподход…………………………………………….…………………………...… | |
7.2.2. Групп-аналитический подход…………………………….………………………………. | |
7.2.3. Транзактный анализ в группе………………………………………………………..…… | |
7.2.4. Психодраматический подход………………………………………………………..……. | |
7.2.5. Телесно-ориентированный подход………………………………………………...…….. | |
7.2.6. Технологии групповой работы в НЛП………………………………………..………… | |
§ 8. Организация тренинговых занятий…………………….…………….……….……………….… | |
§ 9. Оценка эффективности психологического тренинга……..……….…………………………… | |
ПРИЛОЖЕНИЯ: | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Практические упражнения (из книги К.Рудестама «Практическая психотерапия», 2001) ……………………………………………………………………….………………. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Модель конструктивного изменения поведения, включающая процессы, происходящие на каждой стадии развития тренинговой группы (из книги И.В.Вачкова «Основы технологии группового тренинга», 2001) …………….………...……………………….…......... | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Коррекционно-развивающая программа «Я и окружающий мир» (Н.С.Артемова, Н.В.Буравцова // В сб. методических и практических материалов: Здоровые дети в здоровом образовании, 2004) …………………………...……………………………………. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Тренинг личностного роста «Привет, индивидуальность!» (по материалам книги А.С.Прутченкова «Трудное восхождение к себе», 1995) …………..……………………… | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Анкета участника тренинга (пример) …………..……………………..………. | |
Список литературы, используемой при подготовке пособия …………………………………… |
Современные периодические издания и книги печатаются полиграфическим способом. Слово «полиграфия» пришло в Россию из Франции в XVIII веке. В буквальном переводе с греческого («поли» — много, «графо» — пишу) оно означает «многописание», то есть получение большого количества идентичных оттисков. Сейчас оно используется для обозначения, во-первых, совокупности технических средств, при помощи которых получают значительные количества одинаковых копий какого-либо изображения (букв, знаков, рисунков), а во-вторых, промышленности, охватывающей все виды производства печатной продукции.
Но до того, как книги стали печататься в типографиях, человечеству пришлось изобрести очень многое:
а) алфавит;
б) воспринимающую поверхность (в современном варианте это бумага);
в) печатную форму и т.д.