ЛИЧНОСТЬ ВЕДУЩЕГО ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ
Роль поведения и личности ведущего тренинга, применяемых им методов, предлагаемых группе упражнений и психотехник очень велика. Именно он отвечает за результаты процессов, происходящих в тренинге, и именно он получает деньги за выполнение своих профессиональных обязанностей.
Разное понимание психологического смысла тренинга находит свое отражение и в разнообразии названий специалиста, проводящего тренинг: ведущий, руководитель, директор группы, тренер, эксперт, фасилитатор и др.Разумеется, далеко не каждый проводимый тренинг можно уверенно отнести к какому-либо одному из выделенных видов, поскольку обычно перед тренингом ставится не одна, а несколько частных задач, решение которых может осуществляться сквозными методами разных направлений.
По мнению большинства специалистов, именно личность психолога (а не уровень его профессиональной подготовки или подход, им проповедуемый) является важнейшим фактором, определяющим успешность или неуспешность тренинга.
Как отмечал И.Ялом (1970, 1975), психотерапевт может выступать в двух основных ролях: технического эксперта(эта роль подразумевает комментарии ведущим, процессов, происходящих в группе, поведенческих актов отдельных участников, а также рассуждения и информирование, помогающие группе двигаться в нужном направлении); и эталонного участника(считается, что в этом случае групповой психотерапевт добивается двух основных целей: демонстрации желательного и целесообразного образца поведения и усиления динамики социального научения через достижение группой независимости и сплоченности).
С.Кратохвил выделяет пять основных ролей ведущего группы: активный руководитель(инструктор, режиссер, инициатор и опекун); аналитик(характеризующийся дистанцированием от участников группы и личностной нейтральностью); комментатор; посредник(эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс и направляющий его); член группы(аутентичное лицо со своими индивидуальными особенностями и жизненными проблемами) (И.Вачков, 2001, с. 78).
Вопрос о стилях руководства, осуществляемых ведущим в группе, с одной стороны - тесно связан с ролями, в которых он выступает, а с другой - с его личностными особенностями. Руководство тренинговой группой можно рассматривать с точки зрения доминирования ведущего и жесткого или мягкого структурирования процесса. Большинство психотерапевтов придерживаются мнения, что наиболее предпочтителен демократический стиль руководства; отношение к директивности, характеризующей авторитарный стиль, как правило, достаточно негативно. Однако исследования показывают, что в ряде случаев бывает необходима именно авторитарность:
1) когда задача группы жестко структурирована;
2) когда члены группы испытывают сильный стресс;
3) когда динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут точно и полно осознать, что происходит (К.Рудестам, 1993).
Многие группы, особенно на начальном этапе, тяготеют к тому, чтобы их четко структурировали и чтобы ими жестко управляли. Это действительно бывает необходимо для преодоления начальной скованности и тревожности и ускорения запуска группового процесса. Вместе с тем опытный руководитель находит возможности постепенного «ослабления вожжей» и передачи функций управления самой группе.
Наименее продуктивный стиль руководства, как принято считать, - попустительский. Но это не означает, что он абсолютно неприемлем: в группах клиент-центрированной терапии роджерианского направления руководители могут демонстрировать полную внешнюю пассивность, психоаналитики также часто длительное время не вмешиваются в групповой процесс, ожидая спонтанного развития отношений в группе.
Нельзя проводить прямых параллелей между стилями управления группой и конкретными тренинговыми школами. Гораздо теснее связь стиля руководства и личностных особенностей ведущего. Изучение опыта квалифицированных ведущих обнаруживает их умение гибко варьировать стиль руководства в зависимости от конкретных ситуаций развития группы.
Гуманистическая позиция состоит в том, что развивающий и оздоравливающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между членами группы и ведущим. Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности. Следовательно, необходимо, чтобы ведущий обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условийразвития самосознания участников группы, что и обеспечивает эффективность тренинговой работы.
Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт ведущих (С.Кратохвил, К.Роджерс, И.Ялом и др.), можно выделить следующие личностные черты, желательные для ведущего тренинговой группы:
Ø концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
Ø открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;
Ø эмпатийность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
Ø аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
Ø энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
Ø уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
Ø уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
Ø богатое воображение, интуиция;
Ø высокий уровень интеллекта.
По поводу высокого уровня профессионализма ведущего тренинговой группы нам представляется необходимым привести слова И.В. Вачкова: «ведущий должен владеть значительным количеством разнообразных алгоритмов (методов, приемов) и уметь комбинировать эти алгоритмы в самых разнообразных вариантах в зависимости от обстоятельств его деятельности (запроса заказчика, состава группы, особенностей отдельных участников, стадии группового процесса, последних политических новостей, направления ветра …). Но этого мало. Если мы согласимся с тем, что деятельность практического психолога сродни искусству, то получается, что творчество – это просто-напросто его профессиональная обязанность. Следовательно, психолог должен быть готов в любой момент забыть привычный алгоритм и импровизировать, жонглируя приемами, по ходу дела модифицируя упражнения и изобретая новые» (И.Вачков, 2001, с. 101).
Такой уровень профессионализма достигается только при условии, что ведущий очень хорошо понимает смысл используемых методик, прочувствовал и пережил каждую из них. Проживая упражнение вместе с группой ведущий каждый раз приобретает новый опыт. Можно много раз использовать одно и то же упражнение в различных группах, и каждый раз обнаруживать в нем новые смыслы. Происходит некий инсайт и ведущий понимает, что используемый им прием дает не планируемый, а еще более значительный эффект.
Но необходимым условиям для этого является осознание и отработка данных приемов на практике, возможность увидеть, как они действуют именно в ваших руках;и еще – руководство основным принципом: НЕ НАВРЕДИ!