ЛИЧНОСТЬ ВЕДУЩЕГО ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ

Роль поведения и личности ведущего тренинга, применяемых им методов, предлагаемых группе упражнений и психотехник очень велика. Именно он отвечает за результаты процессов, происходящих в тренинге, и именно он получает деньги за выполнение своих профессиональных обязанностей.

Разное понимание психологического смысла тренинга находит свое отражение и в разнообразии названий специалиста, про­водящего тренинг: ведущий, руководитель, директор груп­пы, тренер, эксперт, фасилитатор и др.Разумеется, далеко не каждый проводимый тренинг можно уверенно отнести к ка­кому-либо одному из выделенных видов, поскольку обычно перед тренингом ставится не одна, а несколько частных задач, ре­шение которых может осуществляться сквозными методами разных направлений.

По мнению большинства специалистов, именно личность психолога (а не уровень его профессиональной подготовки или подход, им проповедуе­мый) является важнейшим фактором, определяющим успешность или неуспешность тренинга.

Как отмечал И.Ялом (1970, 1975), психотерапевт может выступать в двух основных ролях: технического эксперта(эта роль подразумевает комментарии ведущим, процессов, происходящих в группе, поведенческих актов отдельных участников, а также рассуждения и информирование, помогающие группе дви­гаться в нужном направлении); и эталонного участника(считается, что в этом случае групповой психотерапевт добивается двух основных целей: демонстрации желательного и целесообразного образ­ца поведения и усиления динамики социального научения через достижение группой независимости и сплоченности).

С.Кратохвил выделяет пять основных ролей ведущего группы: активный руководитель(инструктор, режиссер, инициатор и опекун); аналитик(характеризующийся дистанцированием от участников группы и личностной нейтральностью); комментатор; посредник(эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс и направляющий его); член группы(аутентичное лицо со своими индивидуальными особенностями и жизненными проблемами) (И.Вачков, 2001, с. 78).

Вопрос о стилях руководства, осуществляемых ведущим в груп­пе, с одной стороны - тесно связан с ролями, в которых он выступает, а с другой - с его личностными особенностями. Руководство тренинговой группой можно рассматривать с точки зрения доминирования ведущего и жесткого или мягкого структурирования процесса. Большинство психотерапевтов придерживаются мнения, что наиболее предпочтителен демократический стиль руководства; отношение к директивности, характеризующей авторитарный стиль, как правило, достаточно негативно. Однако исследования показывают, что в ряде случаев бывает необходима именно авторитарность:

1) когда задача группы жестко структурирована;

2) когда члены группы испытывают сильный стресс;

3) когда ди­намика группы настолько неясна для участников, что они не мо­гут точно и полно осознать, что происходит (К.Рудестам, 1993).

Многие группы, особенно на начальном этапе, тяготеют к тому, чтобы их четко структурировали и чтобы ими жестко управляли. Это действительно бывает необходимо для преодоления начальной скованности и тревожности и ускорения запуска группового процесса. Вместе с тем опытный руководитель находит возможности постепенного «ослабления вожжей» и передачи функций управления самой группе.

Наименее продуктивный стиль руководства, как принято считать, - попустительский. Но это не означает, что он абсолютно неприемлем: в группах клиент-центрированной терапии роджерианского направления руководители могут демонстрировать полную внешнюю пассивность, психоаналитики также часто длительное время не вмешиваются в групповой процесс, ожидая спонтанно­го развития отношений в группе.

Нельзя проводить прямых параллелей между стилями управления группой и конкрет­ными тренинговыми школами. Гораздо теснее связь стиля руководства и личностных особенностей ведущего. Изучение опыта квалифицированных ведущих обнаруживает их умение гибко варьировать стиль руководства в зависимости от конкретных ситуаций развития группы.

Гуманистическая позиция состоит в том, что развивающий и оздоравливающий эффект воз­никает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между членами группы и ведущим. Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности. Следовательно, необходимо, чтобы ведущий обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условийразвития самосознания участников группы, что и обеспечивает эффективность тренинговой работы.

Обобщая многочисленные исследования профессионально важ­ных личностных черт ведущих (С.Кратохвил, К.Роджерс, И.Ялом и др.), можно выделить следующие личностные черты, желательные для ведущего тренинговой группы:

Ø концентрация на клиенте, желание и способность ему по­мочь;

Ø открытость к отличным от собственных взглядам и суж­дениям, гибкость и терпимость;

Ø эмпатийность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

Ø аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

Ø энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

Ø уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопреде­ленности, высокий уровень саморегуляции;

Ø уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекват­ная самооценка, осознание собственных конфликтных об­ластей, потребностей, мотивов;

Ø богатое воображение, интуиция;

Ø высокий уровень интеллекта.

По поводу высокого уровня профессионализма ведущего тренинговой группы нам представляется необходимым привести слова И.В. Вачкова: «ведущий должен владеть значительным количеством разнообразных алгоритмов (методов, приемов) и уметь комбинировать эти алгоритмы в самых разнообразных вариантах в зависимости от обстоятельств его деятельности (запроса заказчика, состава группы, особенностей отдельных участников, стадии группового процесса, последних политических новостей, направления ветра …). Но этого мало. Если мы согласимся с тем, что деятельность практического психолога сродни искусству, то получается, что творчество – это просто-напросто его профессиональная обязанность. Следовательно, психолог должен быть готов в любой момент забыть привычный алгоритм и импровизировать, жонглируя приемами, по ходу дела модифицируя упражнения и изобретая новые» (И.Вачков, 2001, с. 101).

Такой уровень профессионализма достигается только при условии, что ведущий очень хорошо понимает смысл используемых методик, прочувствовал и пережил каждую из них. Проживая упражнение вместе с группой ведущий каждый раз приобретает новый опыт. Можно много раз использовать одно и то же упражнение в различных группах, и каждый раз обнаруживать в нем новые смыслы. Происходит некий инсайт и ведущий понимает, что используемый им прием дает не планируемый, а еще более значительный эффект.

Но необходимым условиям для этого является осознание и отработка данных приемов на практике, возможность увидеть, как они действуют именно в ваших руках;и еще – руководство основным принципом: НЕ НАВРЕДИ!