Соотношение основных понятий

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Под психотерапиейв настоящее время принято понимать широкую область научной и практической деятельности специ­алистов (медиков, психологов и др.), внутри которой наличест­вует большое количество разнообразных теоретико-методичес­ких подходов. Можно говорить о существовании медицинской, психологической, социологической и философской моделях пси­хотерапии. В узком смысле слова (медицинская модель) психо­терапия понимается как комплексное лечебное вербальное и не­вербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание че­ловека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

Буквальное значение термина «психотерапия» связано с дву­мя его толкованиями, базирующимися на переводе греческих слов душа и лечение: «исцеление душой» или «лечение души». Сам термин «психотерапия» был введен в 1872 году Д.Тьюком в книге «Иллюстрации влияния разума на тело» и стал широко популярен с конца XIX века.

В последние годы условно различают клинически ориентиро­ваннуюпсихотерапию, направленную преимущественно на смяг­чение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную психотерапию, которая стремится помочь чело­веку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности. При этом следует помнить о неоднознач­ном употреблении последнего термина: во-первых, как подхода, разрабатываемого Б.Д.Карвасарским и др. во-вторых - более широко - как экзистенциально-гуманистическо­го направления в психотерапии; в-третьих - в наиболее широ­ком значении - как психотерапии, базирующейся на положени­ях основных направлений современной психологии: динамичес­ком, поведенческом и гуманистическом.

Даже если рассматривать психотерапию в рамках медицин­ской модели, следует обратить внимание на отличия от других методов лечения. Речь идет, прежде всего, о том, что при ее про­ведении используются психологические методы и средства(а не фармакологические, например). Кроме того, в качестве па­циентов выступают люди с теми или иными расстройствами пси­хики, а в качестве специалистов - лица, имеющие профессио­нальную подготовку, среди прочего, в области основ психоло­гии и медицины.

В клинически-ориентированной психотера­пии традиционно используются такие методы, как гипноз, ауто­генная тренировка, различные виды внушения и самовнушения. В личностно-ориентированной психотерапии можно обнаружить огромное разнообразие методов и приемов, основывающихся на концептуальных моделях множества школ и течений.

Психотерапия традиционно рассматривалась как отрасль ме­дицины, поэтому и по сегодняшний день многие клинические психотерапевты считают, что психотерапией имеют право зани­маться только врачи. Однако, как было сказано выше, в науке имеет место и психологическая модель психотерапии, а значит, ее (психотерапию) можно рассматривать как направление дея­тельности практического психолога... При этом под психотера­пией следует понимать «оказание психологической помощи здо­ровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психоло­гических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни» (Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М., 1996. С. 312).

Практический психолог - групповой тренер использует те же методы, что и клинический психотерапевт; разница заключает­ся, прежде всего, в их нацеленности. Его важнейшая задача со­стоит не в снятии или облегчении симптомов болезни, а в созда­нии условий для оптимального функционирования личности и ее развития, в частности, в целях улучшения взаимоотношений с другими людьми (с членами семьи, коллегами и пр.).

Психологическая коррекцияопределяется как направ­ленное психологическое воздействие на те или иные пси­хологические структуры с целью обеспечения полноценно­го развития и функционирования личности(Г.Исурина, 1990).

Групповую психологическую коррекцию следует рассматри­вать не только (и не столько) как метод, применяемый в меди­цине, но в качестве направления деятельности практического психолога (не обязательно врача-психотерапевта).

Для обозначения разнообразных форм групповой психологи­ческой работы в настоящее время используется довольно боль­шой круг терминов: групповая психотерапия, психокоррекционные группы, группы опыта, тренинговые группы, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории.

Часто группы одного и того же вида разные авторы называют по-разному. Это связано с относительной новизной этой области практической психологии и, в очень большой степени, с тем, что подобные группы (в плане используемых процедур) работают на стыке психотерапии и психокоррекции с одной стороны и обучения - с другой. Вследствие этого очень трудно определить, где проходит граница между психотерапией, Психокоррекцией, обучением и собственно личностным развитием.

Наиболее часто разнообразные формы групповой ра­боты обозначаются понятием «тренинговые группы». Мы будем пользоваться этим термином, подразумевая под тренинговыми группамивообще все специально созданные малые группы, участники которых при содейст­вии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание по­мощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания).

И в групповом психологическом тренинге, и в групповой психотерапии часто используются одни и те же процедуры. Фактически, тренинг является одним из методов, применяемых в психотерапии (и в психокоррекции, и в обучении). Вместе с тем, по мнению специалистов (И.Вачков, 2001) является оправданным вычленение группового психологи­ческого тренинга из ряда других методов работы психолога (психотерапевта), как вполне самостоятельного направления. Это связано с существованием важных отличий группового пси­хологического тренинга от терапии, коррекции и обучения:

Ø в отличие от психотерапии цели тренинговой ра­боты не связаны собственно с лечением.Ведущий тренинга ори­ентирован на оказание психологической помощи,а не на ле­чебное воздействие, хотя это положение и не исключает возможности применения оздоровительных процедур. В тренинге могут участвовать не только фактически здоровые люди, но и не­вротики и люди в пограничных состояниях психики. В последнем случае практическому психологу (не имеющему медицинского образования) рекомендуется работать совместно с клиническим психотерапевтом.

Ø в тренинге уделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира, от­дельным психологическим структурам, сколько формированию навыков саморазвития личности в целом.Кроме того, кор­рекция напрямую связана с понятием нормы психического раз­вития, на которую она ориентируется, в то время как в некото­рых видах тренингов вообще не принимается категория нормы.

Ø тренинговую работу невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент не всегда являет­ся в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать. Ряд специалистов считает наиболее ценным для участников тре­нинга получение, прежде всего, эмоционального опыта. Впро­чем, психологический тренинг очень тесно соприкасается с раз­вивающим обучением,понимаемым в широком смысле слова.

При всем этом в тренинге могут применяться психотерапевтические, коррекционные и обучающие методы, что в целом ряде случаев не позволяет однозначно определить форму групповой работы.