ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРУППОВЫХ МЕТОДОВ ПСИХОТЕРАПИИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Новосибирск
ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ПО КУРСУ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Буравцова Н.В.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Основные параметры М1114ЕУ3, М1114ЕУ4.
Uпит.микросхемы (вывод 12) - Uпит.min=9В; Uпит.max=40В
Допустимое напряжение на входе DA1, DA2 не более Uпит/2
Допустимые параметры выходных транзисторов Q1, Q2:
Uнас менее 1.3В;
Uкэ менее 40В;
Iк.max менее 250мА
Остаточное напряжение коллектор-эммитер выходных транзисторов не более 1.3В.
I потребляемый микросхемой - 10-12мА
Допустимая мощность рассеивания:
0.8Вт при температуре окр.среды +25С;
0.3Вт при температуре окр.среды +70С.
Частота встроенного опорного генератора не более 100кГц.
Выводы М1114ЕУ4 полностью соответствуют выше перечисленным зарубежным аналогам, а соответствие между выводами М1114ЕУ3 и М1114ЕУ4 представлено ниже.
М1114ЕУ4 -- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
М1114ЕУ3 -- 4 5 6 7 8 9 15 10 11 12 13 14 16 1 2 3
|
Новосибирский государственный университет экономики и управления
«ТЕХНОЛОГИЯ
ТРЕНИНГА»
Учебно-методическое пособие по курсу «Технология проведения психологического тренинга».
Составитель: Н.В.Буравцова, ст. преподаватель кафедры психологии и психофизиологии НГУЭУ.
Рецензенты:
И.Р. Хох – к.психол.н., доцент кафедры психолгии и психофизиологии НГУЭУ;
Н.С.Артемова – руководитель Новосибирского центра семейного образования и воспитания»Семья и дети».
Данное учебно-методическое пособие рекомендуется студентам психологических факультетов для освоения курса «Технология проведения психологического тренинга», может быть интересно специалистам в области групповых методов тренинга, а также всем, кто интересуется современными методами развития самосознания и личностного роста.
© Буравцова Наталия Владимировна
© Новосибирский государственный университет экономики и управления
Интерес к психологическому тренингу в последние годы не только не угасает, но, напротив, захватывает людей, даже далеких от психологии. Он сегодня становится неотъемлемой частью профессионального обучения и развития самых различных групп. В то же время, несмотря на востребованность и популярность этого метода обучения, тренинг с теоретической и практической точек зрения изучен довольно мало. Что такое тренинг, по каким законам он строится, каковы его методологические основания, в чем его преимущества, по сравнению с традиционными методами обучения, - эти и многие другие вопросы все еще требуют тщательного изучения.
С другой стороны, академическое университетское образование, которое получали студенты-психологи до конца девяностых годов, в настоящее время не может удовлетворить запросам живой практики, нуждающейся в специалистах, не только знающихпсихологическую теорию, но и умеющихприменять ее на практике для решения конкретных жизненных проблем. В настоящее время остро стоит необходимость в подготовленных специалистах для индивидуальной и групповой практической психологической работы.
В то же время, на государственном уровне пока отсутствует единая система подготовки психологов для ведения тренинговых групп; обучение ведущих групп происходит в рамках негосударственных институтов и социально-психологических центров несистематически, без должного контроля и четко регламентированных требований, предъявляемых к специалисту – ведущему тренинговой группы.
По мнению большинства специалистов в области групповой работы, подготовку групповых тренеров возможно осуществлять системно на вузовском этапе обучения. Такое обучение может включать следующие шаги:
- параллельно с изучением различных теоретически курсов студенты посещают тренинги межличностного взаимодействия, цель которых - первичное знакомство с тренинговыми методами, изучение различных аспектов собственного поведения и собственной личности.
- получив подготовку по ряду базовых теоретических курсов (в число которых обязательно включаются социальная психология и основы психологического консультирования), студенты осваивают специальный учебный курс, описывающий психологические закономерности, условия и методы проведения групповых тренингов. При этом, помимо традиционного информирования и обсуждения сложных вопросов, используются такие формы работы, как демонстрация эффективных психотехник и их практическая отработка, просмотр и анализ видеозаписей тренингов ведущих специалистов, наблюдение «за кругом», изучение литературы.
Следующим этапом подготовки может стать участие студентов в качестве участников в психологических тренингах различной направленности и различных теоретических школ с целью изучения методик и техник, применяемых специалистами. Результатом этого этапа должен стать осознанный выбор той психологической школы тренинга, в которой студент намерен специализироваться.
Далее возможно продолжение наработки практики в группах выбранного направления с параллельным углубленным изучением теоретических вопросов работы в рамках выбранной студентом психологической школы; на этом этапе начинается работа в качестве ведущего группы. Руководство студентов первыми тренинговыми группами должно осуществляться с использованием супервизорства.
Данное учебно-методическое пособие рекомендуется студентам психологических факультетов для освоения курса «Технология проведения психологического тренинга», оно может быть интересно специалистам в области групповых методов тренинга, а также всем, кто интересуется современными методами развития самосознания и личностного роста.
В пособии обобщены и представлены взгляды ведущих специалистов в области групповой работы относительно основных аспектов технологии проведения тренинговых занятий: история; методология; психологические особенности группового тренинга; классификация подходов и направлений групповой работы; эволюция тренинговой группы и роль ведущего; подходы к оценке эффективности психологического тренинга.
В Приложениях к учебно-методическому пособию представлен ряд психотехник, практических упражнений и тренинговых программ различных направлений. Психотехники, игры и упражнения приведены в конкретной привязке к целям и задачам тренинговой работы и могут выступать в качестве «банка психотехник», используемого для разработки студентами программ различных тренинговых занятий.
Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества собирались в группы, чтобы обеспечивать свое выживание и развитие. В первобытных племенах совместными ритуальными действиями и плясками важные события и сопровождались культовые обряды. Целители и знахари на протяжении всей человеческой истории использовали эффект эмоционального возбуждения и заражения, проявляющийся в группе, когда резко усиливалась вера в его необычайные возможности и умения - особенно в результате внушения, когда воздействие было направлено на аффективную сферу. Некритическое восприятие информации и эмоциональная реакция на непонятные манипуляции, помноженные на уверенность в себе самого целителя, приводили к положительным результатам и усиливали эффективность последующих воздействий. Многие мыслители прибегали к групповой форме философствования, чтобы проверить свои идеи о природе Вселенной и человеческого рода; средневековые монахи объединялись в религиозные ордена, для очищения души и постижения Божественной сущности. Эти ранние формы уже содержали в себе зачатки тенденций к работе с группами.
Ярким примером использования групповой работы может служить деятельность маркиза де Сада (1740-1814). Когда его заключили в тюрьму-лечебницу Шарантон, он занялся там написанием и постановкой пьес, которые разыгрывались его соседями по палате перед больничной публикой. По ходу даваемых в этом «живом театре» представлений публика и персонал наблюдали сцены, во время которых самодеятельные актеры слой за слоем обнажали свой внутренний мир, что оказывало на них лечебное воздействие. Эти эксперименты рассматриваются современными исследователями как один из ранних опытов групповой психотерапии. Однако систематическое применение театральных приемов для исследования психики и влияния на нее началось только в начале XX века (Я.Морено и его психодрама).
Еще одним историческим предвестием современной групповой психотерапии могут служить опыты Ф.А.Месмера (1734-1815). Он считал, что здоровье человека зависит от разлитых в атмосфере магнетических флюидов, исходящих от звезд, и любые нарушения равновесия этих флюидов вызывают заболевания. Месмер утверждал, что умеет исправлять такие нарушения прикосновением магнетического жезла, а позже - что может делать это с помощью целительной силы своих рук. Месмер собирал группу пациентов вокруг деревянного чана с водой, и в то время как пациенты держались за отходившие от чана специальные железные стержни и друг за друга, целитель касался каждого из них жезлом. Группа легко поддавалась воздействию эмоциональной атмосферы происходящего, пациенты начинали смеяться, плакать и даже галлюцинировать и биться в судорогах якобы под влиянием наводимых «чар» и «животного магнетизма», который, как считалось, источался омывающей железные стержни водой. В результате состояние некоторых больных улучшалось.
Только в ХIХ-ХХ веках поведение индивидов в группах и влияние группы как на практически здоровых, так и на больных людей стали предметом систематических исследований. Развитие и использование группового подхода во врачебной практике в значительной степени было предопределено спецификой исторической ситуации. В США первые попытки применения групповых методов лечения получили название «репрессивно-инспирационной» («подавляюще-вдохновляющей») терапии, и эти методы доминировали в 20-30 годы XX века. Одним из первых такую терапию стал практиковать Дж.Пратт, занимавшийся лечением больных туберкулезом, которым бедность не позволяла лечиться в стационаре. В 1905 году он с целью экономии времени стал собирать пациентов в группы по 20 человек прямо по месту жительства и рассказывать им об основах гигиены, необходимости отдыха, свежего воздуха, здорового питания и т.п. Пациенты вели дневники, свидетельствовавшие об улучшении их состояния и о формировании чувства общности и стремления к взаимопомощи. Первоначально Пратт рассматривал собрания групп как экономичную форму работы и не придавал особого значения их самостоятельному лечебному потенциалу. Но к началу 30-х годов он пришел к убеждению, что основой психотерапии является благотворное воздействие одного человека на другого, и стал планировать сеансы групповой терапии для лиц, не имеющих особых соматических нарушений.
Наиболее сильное влияние на развитие психологии и психотерапии в США оказали теория и практика психоанализа, берущие свое начало в работах З.Фрейда. Феномен группы занимал Фрейда главным образом в связи с его интересом к психологии масс и склонности членов группы идентифицировать себя с сильной личностью, играющей роль лидера. Сам Фрейд не питал симпатий к групповой терапии, но один из его последователей, А.Адлер, пробовал адаптировать методы индивидуальной терапии для работы с группами.
Во время Второй мировой войны стало остро не хватать профессионально подготовленных психотерапевтов, так как огромное количество ветеранов нуждалось в психологической помощи. Это послужило импульсом к экспериментированию и развитию практической психологии. Среди известных специалистов того времени, которые разрабатывали психоаналитически ориентированные методы работы с группами, можно назвать С.Слэвсона и А.Вольфа. Слэвсон объединил групповой подход, неформальные способы обучения и психоанализ в «группах активности», где детей поощряли к тому, чтобы разрешать конфликты и реализовывать свои импульсивные желания, разыгрывая их перед группой. Вольф применял в условиях группы такие методы, как толкование сновидений, свободные ассоциации и исследование ранних этапов развития личности.
Рассматривая наиболее важные фигуры начального этапа развития современной групповой психотерапии, нельзя не отметить роль Якоба Морено. Он более всего известен как создатель метода психодрамы, но разработанные им приемы, занимают центральное место в работе психокоррекционных групп всех направлений. Морено утверждал, что впервые использовал свой подход еще в 1910 году, и обычно именно ему приписывается введение термина «групповая психотерапия» в 1932 году. Хотя в настоящее время этот термин применяется для обозначения весьма широкого спектра подходов, сам Морено употреблял его по отношению к методу, который предусматривал переход людей из каких-либо сообществ в новые группы на основании их личных предпочтений и социометрических оценок.
Следующим толчком стало возникшее в 60-х годах гуманистическое движение в психотерапии. Сами группы называются по-разному: группы терапии, группы встреч, группы тренинга общения, группы лабораторного тренинга. Такие группы возникли в атмосфере благоприятствования индивидуальному самовыражению. Эти группы ориентированы скорее на развитие и рост личности, чем на избавление от расстройств.
Такие психотерапевты, как К.Роджерс, способствовали развитию гуманистического направления в психотерапии, резко выступая против догматического психоанализа (и радикального бихевиоризма). Роджерс впервые применил свой клиенто-центрированный подход для работы с группами во время периода, который последовал за Второй мировой войной. Во время сеансов терапевты имеют дело с текущими ситуативными конфликтами, а не с бессознательными и исторически сложившимися аспектами личности. Манера работы терапевта или руководителя группы менее директивна и более либеральна, чем это принято в традиционной психотерапии. В отличие от психоанализа, основное внимание специалист обращает на взаимоотношения членов группы, а не на внутренние психические процессы. Роджерс видел в руководителе группы не столько специалиста, который лечит клиента, сколько равноправного партнера, формирующего спонтанные «я - ты»-взаимоотношения, не обремененные традиционными правилами и ограничениями. Предоставление терапевту права действовать в соответствии со своей интуицией и делиться «своим личным» с клиентом способствовало развитию новых подходов к групповой работе (К.Роджерс, 1972). В работах Роджерса отражена тенденция к более полному вовлечению терапевта в жизнь группы, которая характерна для 50-60-х годов.
В конце XIX века возникла социальная психология как наука, изучающая взаимозависимость социальных явлений и общих закономерностей социального поведения людей. Считается, что первый социально-психологический эксперимент провел Триплетт в 1897 году, когда определил, насколько велосипедисты увеличивают скорость в присутствии других велосипедистов. Триплетт назвал этот феномен эффектом «социального облегчения» (социальной фасилитации). Эффект «социального облегчения» является примером проявления социально-психологического принципа, который помогает понять, что происходит в психокоррекционных группах. Специалисты, признающие необходимость учета групповой динамики, считают, что центральное место в истории психокоррекционных групп занимает К.Левин, и рассматривают его «теорию поля» в качестве концептуального ядра теории групп. Левин, будучи социальным психологом, оказал более сильное влияние на современные исследования малых групп, чем кто-либо другой. Почти сорок лет назад он предположил, что «обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности» (К.Рудестам, 1993). Благодаря Левину и его коллегам исследования малых групп специалистами стали считаться вполне оправданными и заслуживающими доверия.
У нас в стране наиболее разработанной стала патогенетическая психотерапия неврозов, в основе которой лежат принципы психологии отношений В.Н.Мясищева. Суть ее заключается в изменении нарушенной системы отношений больного, в коррекции неадекватных эмоциональных реакций и форм поведения, необходимой предпосылкой которых является достижение больным понимания причинно-следственных связей между особенностями его системы отношений и заболеванием. Следствием искажений в области социального восприятия, возникающих в результате конфликтности самооценки, является тот факт, что больной неверно истолковывает мотивацию партнеров по общению, недостаточно адекватно реагирует на возникающие межличностные ситуации, все его внимание сосредотачивается не на разрешении реальных проблем, а на сохранении представления о значимости своего Я как в собственных глазах, так и в глазах окружающих. Понимание этого аспекта невротических нарушений позволяет широко использовать патогенетический метод не только в индивидуальной психотерапии, но и в групповой форме (Карвасарский, 1985).
Начиная с 30-х годов ХХ века групповое движение в психотерапии и практической психологии стало приобретать такой размах, что не обращать на этот факт внимания академическая наука больше не могла. Метод психологической помощи людям, реализуемый через малую группу (психотерапевтическую или психокоррекционную), оказался чрезвычайно эффективен и потому приобрел статус одного из самых популярных. К настоящему времени этот метод представлен огромным многообразием конкретных методических подходов, обусловленных теоретическими ориентациями. В настоящее время метод группового тренинга представлен разнообразием конкретных методических подходов, обусловленных различными теоретическими ориентациями. Так, например, гештальттерапию Ф.Перлза можно считать гармоничным соединением и развитием идей психоанализа, гештальтпсихологии и феноменологического подхода; телесно-ориентированная терапия В.Райха имеет свои корни в классическом психоанализе; нейро-лингвистическое программирование берет свое начало в идеях необихевиоризма; клиент-центрированная психотерапия К.Роджерса базируется на гуманистических идеях экзистенциальной философии; в группах темоцентрированного взаимодействия используются элементы психоанализа в сочетании с гуманистическими ценностными установками, а группы тренинга умений объединяют бихевиоризм с обучением путем приобретения опыта. В качестве ключевой идеи, объединяющей практически все имеющиеся в практической психологии подходы можно считать следующую: стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, комплексов, освобождения ее потенциала; это идея изменения, трансформации человеческого Я в изменяющемся мире. Эта идея, выраженная в различных терминах, составляющих синонимический ряд понятий «развитие» и «рост», идея изменения, связанная с развитием и актуализацией личностного потенциала, соотносится с идеей и понятием индивидуации К.Юнга, самоактуализации А.Маслоу, личностного роста К.Роджерса и, в целом, выражает некий общепризнанный ценностный конструкт, отражающий реинтеграцию личностного Я на основе нового опыта и готовности к восприятию этого нового опыта.