ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРУППОВЫХ МЕТОДОВ ПСИХОТЕРАПИИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Новосибирск

ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ПО КУРСУ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Буравцова Н.В.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Основные параметры М1114ЕУ3, М1114ЕУ4.

Uпит.микросхемы (вывод 12) - Uпит.min=9В; Uпит.max=40В
Допустимое напряжение на входе DA1, DA2 не более Uпит/2
Допустимые параметры выходных транзисторов Q1, Q2:
Uнас менее 1.3В;
Uкэ менее 40В;
Iк.max менее 250мА
Остаточное напряжение коллектор-эммитер выходных транзисторов не более 1.3В.
I потребляемый микросхемой - 10-12мА
Допустимая мощность рассеивания:
0.8Вт при температуре окр.среды +25С;
0.3Вт при температуре окр.среды +70С.
Частота встроенного опорного генератора не более 100кГц.

Выводы М1114ЕУ4 полностью соответствуют выше перечисленным зарубежным аналогам, а соответствие между выводами М1114ЕУ3 и М1114ЕУ4 представлено ниже.

М1114ЕУ4 -- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
М1114ЕУ3 -- 4 5 6 7 8 9 15 10 11 12 13 14 16 1 2 3

 

Транзисторы используемые в ИБП PC  
Тип Iк max, А Uкэ max, B Uкб0 max, В Pк max, Вт Tmax, С h21э Режим изм. Iкб0, мкА fгр, МГц  
Uкэ, В Iк, A  
2SC3320 - >10 - -  
2SC3042 (400) 2,5 15...50 0,8  
2SC2625 - >=10 -  
2SC3318 - >10 - -  
2SC3306 >10 0,1 -  
MJE16080 15...25 -  
2N6929 10...35  
2SC3040 (400) 2,5 15...50 0,8  
2N6928 10...35  
2SC3636 >8 0,8 -  
2SC3039 (400) 1,7 15...50 0,8  
2SC3039M (400) 1,6 20...30 0,8  
2SC3039N (400) 1,7 30...50 0,8  
2SC2536 >20 0,1 -  
2SC4242 - >=10 -  
2SC2305 >=10 -  
2SC3044A >10  
2SC3755 >8 -  
2SD1877 3,5...7 2,5  
2SD1883 3,5...7 2,5  
2SD1876 3...6  
2SC2378 0,1 (50) 0,25 0,1 0,1  
2SC945 0,1 0,25 0,001 0,1  
2SC945RA 0,1 (50) 0,25 0,001 0,1  
2SC945R 0,1 (50) 0,25 0,0013 0,1  
2SC945PA 0,1 (50) 0,25 0,001 0,1  
2SC945QA 0,1 (50) 0,25 0,001 0,1  
2SC945P 0,1 (50) 0,25 0,001 0,1  
2SC945Q 0,1 (50) 0,25 0,001 0,1  
2SC1222E 0,1 (50) 0,25 0,001 0,05  
2SC2308 0,1 (50) 0,2 0,002 -  

 

Диоды используемые в ИБП PC
Тип Iпр max, А Iпр имп.max, мкА Iобр. max, мкА Uобр .max, B Uобр. имп. max, В Uпр max, В (при Iпр, А) fр, кГц (при Iпр, А) T, С tвос. обр. max, нс
2Д2990А 1,4(20) 200(1) -45...+125
КД2989А 1,4(20) 100(1) -45...+125
2Д2990Б 1,4(20) 200(1) -45...+125
КД2989Б 1,4(20) 100(1) -45...+125
КД2999А 1(20) -45...+125
2Д2990В 1,4(20) 200(1) -45...+125
КД2989В 1,4(20) 100(1) -45...+125
КД2999Б 1(20) -45...+125
КД2999В 1(20) -45...+125
12CTQ040 (2Шотки) 1,4(12) 100(1) -45...+175
10CTQ150 (2 диода Шотки) 1,4(10) 150(1) -45...+175
90SQ045 (диод Шотки) 1,3(9) 150(1) -45...+175
КД226Е 1,3(2) 50(1) -45...+85
КД226Д 1,3(2) 50(1) -45...+85
КД226Г 1,3(2) 50(1) -45...+85
КД226В 1,3(2) 50(1) -45...+85
1N4001 0,8(1) - -65...+175 -
1N4148 0,1 1,5 0,025 - 1(0,01) - -
КД522Б 0,1 1,5 0,005 1,1(0,1) - -

 

 

 

 

Новосибирский государственный университет экономики и управления

«ТЕХНОЛОГИЯ

ТРЕНИНГА»

 

 

Учебно-методическое пособие по курсу «Технология проведения психологического тренинга».

Составитель: Н.В.Буравцова, ст. преподаватель кафедры психологии и психофизиологии НГУЭУ.

Рецензенты:

И.Р. Хох – к.психол.н., доцент кафедры психолгии и психофизиологии НГУЭУ;

Н.С.Артемова – руководитель Новосибирского центра семейного образования и воспитания»Семья и дети».

 

Данное учебно-методическое пособие рекомендуется студентам психологических факультетов для освоения курса «Технология проведения психологического тренинга», может быть интересно специалистам в области групповых методов тренинга, а также всем, кто интересуется современными методами развития самосознания и личностного роста.

 

 

© Буравцова Наталия Владимировна

© Новосибирский государственный университет экономики и управления


 

Интерес к психологическому тренингу в последние годы не только не угасает, но, напротив, захватывает людей, даже дале­ких от психологии. Он сегодня становится неотъемлемой частью профессио­нального обучения и развития самых различных групп. В то же время, несмотря на востребованность и популярность это­го метода обучения, тренинг с теоретической и практической точек зрения изучен довольно мало. Что такое тренинг, по каким законам он строится, каковы его методологические основания, в чем его преиму­щества, по сравнению с традиционными методами обучения, - эти и многие другие вопросы все еще требуют тщательного изучения.

С другой стороны, академическое университетс­кое образование, которое получали студенты-психологи до кон­ца девяностых годов, в настоящее время не может удовлетворить запросам жи­вой практики, нуждающейся в специалистах, не только знаю­щихпсихологическую теорию, но и умеющихприменять ее на практике для решения конкретных жизненных проблем. В настоящее время остро стоит необходимость в подготовленных специалистах для индивидуальной и групповой практической психологической работы.

В то же время, на государственном уровне пока отсут­ствует единая система подготовки психологов для ведения тренинговых групп; обучение ведущих групп происходит в рамках негосударственных институтов и социально-психологических центров несистематически, без должного контроля и четко регламентированных требований, предъявляемых к специалисту – ведущему тренинговой группы.

По мнению большинства специалистов в области групповой работы, подготовку групповых тре­неров возможно осуществлять системно на вузовском этапе обучения. Такое обучение может включать следующие шаги:

- параллельно с изучением различных теоретически курсов студенты посещают тренинги межличностного взаимодействия, цель которых - первичное знакомство с тренинговыми метода­ми, изучение различных аспектов собственного поведения и собственной личности.

- получив подготовку по ряду базовых теоретических курсов (в число которых обязательно включаются социальная психология и основы психологического консультирования), студенты осваивают специальный учебный курс, описывающий психологические зако­номерности, условия и методы проведения групповых тренин­гов. При этом, помимо традиционного информирования и обсуждения сложных вопросов, используются такие формы работы, как демонстрация эф­фективных психотехник и их практическая отработка, про­смотр и анализ видеозаписей тренингов ведущих специалистов, наблюдение «за кругом», изучение литературы.

Следующим этапом подготовки может стать участие студентов в качестве участников в психологических тренингах различной направ­ленности и различных теоретических школ с целью изучения ме­тодик и техник, применяемых специалистами. Результатом этого этапа должен стать осознанный выбор той психологической шко­лы тренинга, в которой студент намерен специализироваться.

Далее возможно продолжение наработки практики в группах вы­бранного направления с параллельным углубленным изучением теоретических вопросов работы в рамках выбранной студентом психологической школы; на этом этапе начинается работа в качестве ведущего груп­пы. Ру­ководство студентов первыми тренинговыми группами дол­жно осуществляться с использова­нием супервизорства.

Данное учебно-методическое пособие рекомендуется студентам психологических факультетов для освоения курса «Технология проведения психологического тренинга», оно может быть интересно специалистам в области групповых методов тренинга, а также всем, кто интересуется современными методами развития самосознания и личностного роста.

В пособии обобщены и представлены взгляды ведущих специалистов в области групповой работы относительно основных аспектов технологии проведения тренинговых занятий: история; методология; психологические особенности группового тренинга; классификация подходов и направлений групповой работы; эволюция тренинговой группы и роль ведущего; подходы к оценке эффективности психологического тренинга.

В Приложениях к учебно-методическому пособию представлен ряд психотехник, практических упражнений и тренинговых программ различных направлений. Психотехники, игры и упражнения приведены в конкретной привязке к целям и задачам тренинговой работы и могут выступать в качестве «банка психотехник», используемого для разработки студентами программ различных тренинговых занятий.

 


Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества собирались в группы, чтобы обеспечивать свое выживание и развитие. В первобытных племенах совместными ритуальными действиями и плясками важные события и сопровождались культовые обряды. Целители и знахари на протяжении всей че­ловеческой истории использовали эффект эмоционального воз­буждения и заражения, проявляющийся в группе, когда резко усиливалась вера в его необычайные возможности и умения - особенно в ре­зультате внушения, когда воздействие было направлено на аф­фективную сферу. Некритическое восприятие информации и эмоциональная реакция на непонятные манипуляции, помноженные на уверенность в себе самого целителя, приводили к положительным результатам и усиливали эффективность последующих воздействий. Многие мыслители прибегали к групповой форме философствования, чтобы проверить свои идеи о природе Вселенной и человеческого рода; средневековые монахи объединялись в религиоз­ные ордена, для очищения души и постижения Божественной сущности. Эти ранние формы уже содержали в себе зачатки тенденций к работе с группами.

Ярким примером использования групповой работы может служить деятельность маркиза де Сада (1740-1814). Когда его заключили в тюрьму-лечебницу Шарантон, он занялся там написанием и постановкой пьес, кото­рые разыгрывались его соседями по палате перед больничной публикой. По ходу даваемых в этом «живом театре» представлений публика и персонал наблюдали сцены, во время которых самодеятельные актеры слой за слоем обнажали свой внутренний мир, что оказывало на них лечебное воздействие. Эти эксперименты рассматриваются современными исследователями как один из ранних опытов групповой психотерапии. Однако систематическое применение театральных приемов для исследования психики и влияния на нее началось только в начале XX века (Я.Морено и его психодрама).

Еще одним историческим предвестием современной групповой психотера­пии могут служить опыты Ф.А.Месмера (1734-1815). Он считал, что здоровье человека зависит от разлитых в атмо­сфере магнетических флюидов, исходящих от звезд, и любые нарушения равновесия этих флюидов вызывают заболевания. Месмер утверждал, что умеет исправлять такие нарушения прикосновением магнети­ческого жезла, а позже - что может делать это с помощью целительной силы своих рук. Месмер собирал группу пациентов вокруг деревянного чана с водой, и в то время как пациенты держались за отходившие от чана специальные железные стержни и друг за друга, целитель касался каж­дого из них жезлом. Группа легко поддавалась воздействию эмоциональ­ной атмосферы происходящего, пациенты начинали смеяться, плакать и даже галлюцинировать и биться в судорогах якобы под влиянием наводимых «чар» и «животного магнетизма», который, как считалось, источался омы­вающей железные стержни водой. В результате состояние некоторых больных улучшалось.

Только в ХIХ-ХХ веках поведение индивидов в группах и влияние группы как на практически здо­ровых, так и на больных людей стали предметом систематических исследова­ний. Развитие и использование группового подхода во врачебной практике в значительной степени было предопределено специ­фикой исторической ситуации. В США первые попытки приме­нения групповых методов лечения получили название «репрессивно-инспирационной» («подавляюще-вдохновляющей») терапии, и эти методы доминировали в 20-30 годы XX века. Одним из первых такую терапию стал практиковать Дж.Пратт, занимавшийся лечением больных туберкуле­зом, которым бедность не позволяла лечиться в стационаре. В 1905 году он с целью экономии времени стал собирать пациентов в группы по 20 человек пря­мо по месту жительства и рассказывать им об основах гигиены, необходимости отдыха, свежего воздуха, здорового питания и т.п. Пациенты вели дневники, свидетельствовавшие об улучшении их состоя­ния и о формировании чувства общности и стремления к взаимопомощи. Первоначально Пратт рассматривал собрания групп как экономичную форму работы и не придавал особого значения их самостоятельному лечебному потен­циалу. Но к началу 30-х годов он пришел к убеждению, что основой психотерапии является благотворное воздействие одного человека на другого, и стал планировать се­ансы групповой терапии для лиц, не имеющих особых соматических нарушений.

Наиболее сильное влияние на развитие психологии и психотерапии в США оказали теория и практика психоанализа, берущие свое начало в работах З.Фрейда. Феномен группы занимал Фрейда главным образом в связи с его интересом к психологии масс и склонности членов группы идентифицировать себя с сильной личностью, играющей роль лидера. Сам Фрейд не питал симпатий к груп­повой терапии, но один из его последователей, А.Адлер, пробовал адаптировать методы индивидуальной терапии для работы с группами.

Во время Второй мировой войны стало остро не хватать профессионально подготовленных психотерапевтов, так как огромное количество ветеранов нуждалось в психологической помощи. Это послужило импульсом к экспериментированию и развитию практической психологии. Среди известных специалистов того времени, которые разрабатывали психоаналитически ориентированные методы работы с группами, можно назвать С.Слэвсона и А.Вольфа. Слэвсон объединил групповой подход, неформальные способы обучения и психоанализ в «группах активности», где детей поощряли к тому, чтобы разрешать конфликты и реализовывать свои импульсивные желания, разыгрывая их перед группой. Вольф применял в условиях группы такие методы, как толкование сновидений, свободные ассоциации и исследование ранних этапов развития личности.

Рассматривая наиболее важные фигуры начального этапа разви­тия современной групповой психотерапии, нельзя не отметить роль Якоба Морено. Он более всего известен как создатель метода психодрамы, но разработанные им приемы, занимают центральное место в работе психокоррекционных групп всех направлений. Морено утверждал, что впервые использовал свой подход еще в 1910 году, и обычно именно ему приписывает­ся введение термина «групповая психотерапия» в 1932 году. Хотя в настоящее время этот термин применяется для обозначения весьма широкого спектра подходов, сам Морено употреблял его по отношению к методу, кото­рый предусматривал переход людей из каких-либо сообществ в новые группы на основании их личных предпочтений и социометрических оценок.

Следующим толчком стало возникшее в 60-х годах гуманистическое движение в психотерапии. Сами группы называются по-разному: группы терапии, группы встреч, группы тренинга общения, группы лабораторного тренинга. Такие группы возникли в атмосфере благоприятствования индивидуальному самовыражению. Эти группы ориентированы ско­рее на развитие и рост личности, чем на избавление от расстройств.

Такие психотерапевты, как К.Роджерс, способствовали развитию гу­манистического направления в психотерапии, резко выступая против догма­тического психоанализа (и радикального бихевиоризма). Роджерс впервые применил свой клиенто-центрированный подход для работы с группами во время периода, который последовал за Второй мировой войной. Во время сеансов терапевты имеют дело с текущими ситуативными конфликтами, а не с бессознательными и ис­торически сложившимися аспектами личности. Манера работы терапевта или руководителя группы менее директивна и более либеральна, чем это приня­то в традиционной психотерапии. В отличие от психоанализа, основное вни­мание специалист обращает на взаимоотношения членов группы, а не на внут­ренние психические процессы. Роджерс видел в руководителе группы не столько специалиста, который лечит клиента, сколько равноправного парт­нера, формирующего спонтанные «я - ты»-взаимоотношения, не обременен­ные традиционными правилами и ограничениями. Предоставление терапевту права действовать в соот­ветствии со своей интуицией и делиться «своим личным» с клиентом способ­ствовало развитию новых подходов к групповой работе (К.Роджерс, 1972). В работах Роджерса отражена тенденция к более полному вовлече­нию терапевта в жизнь группы, которая характерна для 50-60-х годов.

В конце XIX века возникла социальная психология как наука, изучающая взаимозависимость социальных явлений и общих закономерностей социального поведения людей. Считается, что первый социально-психологический экспе­римент провел Триплетт в 1897 году, когда определил, насколько вело­сипедисты увеличивают скорость в присутствии других велосипедистов. Триплетт назвал этот феномен эффектом «социального облегчения» (социальной фасилитации). Эффект «социального облегчения» является примером проявле­ния социально-психологического принципа, который помогает понять, что проис­ходит в психокоррекционных группах. Специалисты, признающие необходимость учета групповой динамики, счи­тают, что центральное место в истории психокоррекционных групп занимает К.Левин, и рассматривают его «теорию поля» в качестве концептуального ядра теории групп. Левин, будучи социальным психологом, оказал более силь­ное влияние на современные исследования малых групп, чем кто-либо дру­гой. Почти сорок лет назад он предположил, что «обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности» (К.Рудестам, 1993). Благодаря Левину и его коллегам исследования малых групп специалистами стали считаться вполне оправданными и заслуживающими доверия.

У нас в стране наиболее разработанной стала патогенетичес­кая психотерапия неврозов, в основе которой лежат принципы психологии отношений В.Н.Мясищева. Суть ее заключается в измене­нии нарушенной системы отношений больного, в коррекции не­адекватных эмоциональных реакций и форм поведения, необ­ходимой предпосылкой которых является достижение больным понимания причинно-следственных связей между особенностями его системы отношений и заболеванием. Следствием искажений в области социального восприятия, возникающих в результате конфликтности самооценки, является тот факт, что больной не­верно истолковывает мотивацию партнеров по общению, недо­статочно адекватно реагирует на возникающие межличностные ситуации, все его внимание сосредотачивается не на разрешении реальных проблем, а на сохранении представления о значимос­ти своего Я как в собственных глазах, так и в глазах окружаю­щих. Понимание этого аспекта невротических нарушений позво­ляет широко использовать патогенетический метод не только в индивидуальной психотерапии, но и в групповой форме (Карвасарский, 1985).

Начиная с 30-х годов ХХ века групповое движение в психотерапии и практической психологии стало приобретать такой размах, что не обращать на этот факт внимания академическая наука больше не могла. Метод психологической по­мощи людям, реализуемый через малую группу (психотерапев­тическую или психокоррекционную), оказался чрезвычайно эффективен и потому приобрел статус одного из самых популяр­ных. К настоящему времени этот метод представлен огромным многообразием конкретных методических подходов, обусловленных теоретическими ориентациями. В настоящее время метод группового тренинга представлен разнообразием конкретных методических подходов, обусловленных различными теоретическими ориентациями. Так, например, гештальттерапию Ф.Перлза можно считать гармо­ничным соединением и развитием идей психоанализа, гештальтпсихологии и феноменологического подхода; телесно-ориентированная терапия В.Райха имеет свои корни в классическом психоанализе; нейро-лингвистическое программирование берет свое начало в идеях необихевиоризма; клиент-центрированная психотерапия К.Роджерса базируется на гуманистических идеях экзистенциальной философии; в группах темоцентрированного взаимодействия используются элементы психоанализа в сочетании с гуманистическими ценностными установками, а группы тренинга умений объединяют бихевиоризм с обучением путем приобретения опыта. В качестве ключевой идеи, объединяющей практически все имеющиеся в практической психологии подходы можно считать следующую: стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, комплексов, освобождения ее потенциала; это идея изменения, трансформации человеческого Я в изменяющемся мире. Эта идея, выраженная в различных терминах, составляющих си­нонимический ряд понятий «развитие» и «рост», идея изменения, связанная с развитием и актуализацией личностного потенциала, соотносится с идеей и понятием индивидуации К.Юнга, самоактуализации А.Маслоу, личностного роста К.Роджерса и, в целом, выражает некий общепризнанный ценностный конструкт, отражающий реинтеграцию личностного Я на основе нового опыта и готовности к восприятию этого нового опыта.