II. Требования к выпускной квалификационной (дипломной) работе по педагогике

Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением. Студент имеет право либо выбрать тему рабо­ты, либо предложить свою с обоснованием целесообразности ее раз­работки. При подготовке выпускной квалификационной работы сту­денту назначаются научный руководитель и консультанты.

Приходится констатировать, что учебные планы отдельных вузов не выделяют специального времени на подготовку и оформление ди­пломных работ, поэтому значительная часть работы выполняется за счет личного времени студентов. Приходится изыскивать необходи­мое для выполнения дипломных работ время разными способами. В этом помогают:

♦ преемственность реферативных, курсовых и дипломных работ в рамках одного курса;

♦ координация действий и заданий по выполнению студентами курсовых работ по смежным дисциплинам: педагогика, психоло­гия, методика частных дисциплин;

♦ использование всех видов педагогической практики и т. д.

Работа студента над темой дипломной работы связана с углуб­ленным изучением теории, приведением в систему ранее приобре­тенных знаний и пополнением их в процессе практического решения поставленной проблемы, с формированием и развитием навыков са­мостоятельной исследовательской деятельности, повышением эру­диции.

Как правило, тема дипломной работы утверждается и закрепляет­ся за студентом перед направлением его на последнюю педагогиче­скую практику. Одновременно ему выдается задание на дипломную работу, составленное научным руководителем и утвержденное заве­дующим кафедрой, с указанием срока окончания рабвты. В задании указываются фамилия, имя и отчество студента, факультет, тема. Если тема дипломной работы продолжает курсовую, то следует по­казать, что уже сделано, каковы исходные данные.

Затем следует отметить, какие вопросы необходимо проработать, какая опытно-экспериментальная работа планируется, где она будет осуществляться, а также кто будет консультировать дипломника.

Выполнение задания конкретизируется календарным планом рабо­ты студента. Это дает возможность организовывать работу студента, осуществлять систематический контроль и по мере необходимости оказывать помощь.

Календарный план способствует рациональному распределению времени, отводимого на подбор литературы и ее изучение, ознаком­ление с другими источниками, опытом работы, на организацию и про­ведение опытно-экспериментальной работы, анализ и обработку по­лученных данных, составление выводов, заключений, приложений, литературное и техническое оформление дипломной работы, подго­товку ее к защите.

По содержанию между курсовой и дипломными работами, как правило, должна существовать органическая связь: дипломная рабо­та становится творческим продолжением курсовой, поскольку про­блема исследования углубляется и детализируется. Однако нельзя чисто механически, без изменений, включать текст курсовой работы в дипломную, основные выводы курсовой работы могут служить ис­ходным материалом для творческой разработки проблематики ди­пломной работы.

План действий по выполнению дипломной работы можно пред­ставить следующим образом.

1. Выбор одного из аспектов курсовой работы для углубленного ана­лиза. Уточнение темы дипломной работы.

2. Составление списка литературы по теме исследования.

3. Выделение проблемы и анализ ее состояния в науке и практике.

4. Выделение и анализ базовых понятий.

5. Составление плана дипломной работы.

6. Обоснование актуальности темы.

7. Подготовка раздела «Актуальность темы» с указанием основных характеристик работы (объект, предмет, цель, задачи и т. д.).

8. Составление содержательного обзора теоретических источников по теме исследования.

9. Подготовка раздела «Анализ литературы по теме исследования», в котором могут быть представлены: а) история исследуемой про­блемы (идеи, вопроса); б) общепедагогические и другие научные положения, характеризующие объект исследования; в) дидакти-

ческие положения; г) методические положения; д) психологиче­ские положения.

10. Подготовка раздела: «Выводы по результатам анализа литерату­ры по теме исследования».

11. Разработка различных способов решения выделенной проблемы.

12. Определение оптимального пути разрешения проблемы.

13. Подготовка констатирующего эксперимента (планирование, раз­работка методики, подготовка оборудования, планов-конспектов учебных занятий, воспитательных мероприятий, дидактических тестов и т. д.).

14. Проведение констатирующего эксперимента с целью получения представления об уровне исследуемого предмета.

15. Анализ результатов эксперимента; их интерпретация; составле­ние таблиц, схем, иллюстраций, формулирование выводов.

16. Подготовка раздела: «Результаты констатирующего экспери­мента».

17. Подготовка формирующего эксперимента (планирование, разра­ботка методов и средств проведения и наблюдения за ходом экс­перимента, разработка способов фиксации его результатов и т. д.).

18. Проведение и анализ формирующего эксперимента (протоколы наблюдений, письменные работы, рисунки, записи бесед и т. д.).

19. Оформление результатов анализа в таблицах, схемах, диаграм­мах, рисунках и т. д., формулирование выводов и рекомендаций (если позволяет материал) по данным формирующего экспери­мента.

20. Подготовка раздела «Опытно-экспериментальная работа», в ко­тором отражаются подготовка к формирующему эксперименту, условия, в которых он проводился, характеристика участников и их позиция в начале и в конце эксперимента, название и последо­вательность проведения разработанных занятий (учебных или воспитательных), анализ результатов, выводы и рекомендации.

21. Повторное проведение формирующего эксперимента (если воз­никает необходимость).

22. Компоновка подготовленных разделов в главы.

23. Подготовка и написание выводов к главам.

24. Написание заключения.

25. Составление списка литературы.

26. Оформление приложений (таблиц, схем, анкет, иллюстраций, пла­нов-конспектов уроков или воспитательных дел и т. д.).

27. Уточнение оглавления дипломной работы.

28. Оформление титульного листа.

В целом дипломная работа рассматривается как логическое про­должение курсовой работы, основные идеи и выводы которой заново осмысливаются, обогащаются новыми фактами, результатами наблю­дений и опытов. Таким образом, она отражает более высокий теоре­тический и практический уровень. Вместе с тем дипломная работа — результат самостоятельного исследования уже иной проблемы на фактическом материале, полученном в ходе нового педагогического эксперимента (если он предусмотрен), или дополнительного, более углубленного изучения и осмысления литературных источников.

Сходство и различия курсовых и дипломных работ

Существенным отличием курсовой работы от дипломной, если возможно и целесообразно проведение эксперимента, является орга­низация опытно-экспериментальной работы. Для выполнения кур­совой работы студент может ограничиться констатирующим экспе­риментом. Для его осуществления он использует методы, связанные с опросом учащихся (анкетирование, интервьюирование, беседу), на­блюдение и др.

В дипломной работе не всегда удается ограничиться констатиру­ющим экспериментом. Чаще всего используется формирующий экс­перимент. Суть его заключается в том, что явления и процессы изуча­ются в строго контролируемых и управляемых условиях. Основной принцип любого эксперимента — изменение в каждой исследователь­ской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменно­сти и контролируемости остальных.

Можно выделить следующие этапы экспериментальной работы.

1. Построение гипотезы, формулирование основной цели и задач.

2. Создание программы эксперимента.

3. Разработка путей и способов фиксирования результатов исследо­вания.

4. Осуществление эксперимента.

5. Количественная и качественная обработка результатов.

6. Обобщение, объяснение результатов, формулирование выводов.

Примерная структура дипломной работы и содержание ее разделов

Структура дипломной работы, соотношение объема работ по разде­лам в каждом конкретном случае определяются в зависимости от те­мы, объекта, предмета ицелевой направленности исследования. Объ­ем дипломной работы, включая текстовой, табличный и иллюстра­тивный материал, должен составлять 40-60 страниц. В структуру вы­пускной работы входит: введение, составляющее примерно 10 % от общего объема работы; теоретическая часть — от 25 до 30 % от обще­го объема в зависимости от целевой направленности и глубины про­работки теоретических вопросов; аналитическая часть — 15-20 %; экспериментальная часть — 30-35 %; заключение — 5 %; библиогра­фия.

1. Во введенииобосновывается актуальность темы в социальном ипедагогическом планах, ставится проблема, определяются объект, предмет и цель исследования; формулируются гипотеза, задачи и ме­тодологические основы исследования; дается оценка состояния раз­работанности вопросов выбранной темы; кратко характеризуются: методы, использованные при проведении исследования, литератур­ные источники и исходная информация. В окончательном виде вве­дение пишется после выполнения всей работы.

2. В начале дипломной работыизлагаются данные теории по ос­новным вопросам темы, анализируются и обобщаются взгляды авто­ров, научных школ, группируются направления исследований в рас­сматриваемой области, оценка различных методических подходов. Определяется точка зрения автора работы, концепция и на основа­нии этого выбираются методические подходы для разработки кон­статирующего и формирующего экспериментов. Необходимо, чтобы в процессе изложения содержания этой части работы автор перешел от теоретических знаний к анализу педагогической практики, от ана­лиза единичных фактов к их теоретическому обобщению.

3. В аналитической частидается описание и проводится анализ состояния развития, воспитания и обучения детей в детском саду, учащихся педучилища или педколледжа, организации управления дошкольным образованием, применяемых методов и др. С помощью

выбранной методологии исследования анализируется сложившаяся в дошкольном или среднем специальном образовании ситуация, ис­следуется и обрабатывается информация, отобранная в соответствии с целями и задачами работы, необходимая для разработки методики и содержания формирующего эксперимента.

4. В экспериментальную частьвключают конкретные разработки содержания и методов совершенствования воспитательно-образова­тельной работы с детьми или учащимися, методики проведения ра­боты. Здесь же показывают пути решения поставленных проблем и задач, дают методические рекомендации по внедрению полученных результатов в практику работы образовательных учреждений. Для этого необходимо раскрыть динамику и состояние изучаемого явле­ния в данном учреждении (что было и что изменилось на протяже­нии определенного времени, чем определяется достигнутое, каковы количественные и качественные результаты, какие возникали труд­ности и каким образом приходилось их преодолевать и т. д.) с точки зрения научных положений, а также на основе анализа личного опы­та и опыта педагогов.

5. В заключенииделают выводы по результатам проведенной ра­боты, которые раскрывают позицию студента в ходе исследования; подводят итоги выполненного анализа; дают краткие рекомендации по повышению эффективности работы с детьми, коллективом до­школьных образовательных учреждений, будущими воспитателями и намечают возможные пути реализации данных рекомендаций.

Требования, предъявляемые к оформлению дипломной работы

1. Выпускная работа должна быть напечатана на одной стороне стан­дартного листа в соответствии с правилами машинописи техниче­ской и научной документации. Рисунки и таблицы оформляются в строгом соответствии с общими требованиями; они должны содер­жать подрисуночные подписи и названия, иметь порядковый номер, располагаться по мере обращения к ним в тексте, сопровождаться ссылками, пояснениями, выводами и т. п.

2. В выпускной работе применяется сквозная нумерация рисун­ков и таблиц. Нумерация начинается с первой страницы работы.

3. Второстепенные материалы в виде графиков, таблиц, докумен­тов, расчетов, поясняющих аналитическую и экспериментальную ча­сти работы, могут быть вынесены в приложение к выпускной работе.

4. Графический материал должен быть выполнен на стандартных листах в соответствии с существующим ГОСТ.

5. Все части выпускной работы должны быть взаимно связаны единой логикой в соответствии с рассматриваемой темой и планом ее раскрытия; работа завершается списком использованной литера­туры.

6. При оформлении выпускной работы необходимо соблюдать следующие требования:

♦ структура работы обозначается четко: в соответствии с планом выделяются ее основные разделы, дается глубокое и полное осве­щение всех вопросов плана, соблюдается научный стиль изложе­ния;

♦ библиографический список использованной литературы распола­гается до приложения;

♦ ссылки на источники (автор, название, место и год издания, стра­ница) делаются в нижней части листа или в квадратных скобках;

♦ листы выпускной работы сшиваются и вкладываются в специаль­ную папку, обложка которой точно повторяет оформление титуль­ного листа.

Окончательно оформленная дипломная работа подписывается ав­тором и консультантом (или консультантами, если они принимали участие в руководстве работой студента) и предоставляется руково­дителю. Желательно сделать это не позднее чем за три недели до на­чала государственных экзаменов.

В течение десяти дней руководитель готовит отзыв о работе. От­зыв содержит характеристику работы по всем разделам. Отмечаются положительные стороны, недостатки, степень самостоятельности автора, наличие у него навыков работы с научной литературой и ор­ганизации экспериментального исследования, обоснованность и зна­чимость результатов, возможность их применения. Затем следует заключение о допуске студента к защите.

Дипломная работа вместе с отзывом руководителя передается за­ведующему кафедрой, который на основании этих материалов реша­ет вопрос о допуске студента к защите и делает об этом соответст­вующую пометку в тексте дипломной работы.

В «Положении об итоговой государственной аттестации выпуск­ников высших учебных заведений в Российской Федерации» отме­чается, что к итоговому междисциплинарному экзамену по направ-

лению (специальности) и защите выпускной квалификационной работы допускаются лица, завершившие полный курс обучения по одной из программ и успешно прошедшие все предшествующие ат­тестационные испытания, предусмотренные планом.

Кафедра допускает к защите всех студентов, представивших ди­пломные работы, которые удовлетворяют предъявляемым требовани­ям, в окончательном варианте. Если возникают сомнения по поводу качества выполненной работы и в связи с этим — вопрос о допуске к защите ее автора, то этот вопрос решается на заседании кафедры с участием научного руководителя.

В тех случаях, когда дипломная работа не подготовлена в срок или по решению кафедры не может быть представлена к защите из-за ее низкого качества, за студентом остается право сдачи государст­венного экзамена по соответствующему предмету.

Дипломная работа, допущенная выпускающей кафедрой к защи­те, направляется деканом факультета (или по согласованию с ним заведующим кафедрой) на рецензию. Состав рецензентов утвержда­ется деканом факультета по представлению заведующего кафедрой, руководившей выполнением дипломной работы.

Следует по возможности направлять дипломные работы на внеш­нюю рецензию, привлекая в качестве рецензентов квалифицирован­ных специалистов — работников школ, научных и образовательных учреждений, управления образованием, а также профессоров и пре­подавателей других высших учебных заведений. Вместе с тем авто­рами таких рецензий могут быть профессора и преподаватели вуза, где непосредственно выполнялась дипломная работа, если они не ра­ботают на кафедре, которая будет принимать защиту.

В рецензии на дипломную работу необходимо:

1. Дать общую характеристику работы, в которой следует отметить:

♦ актуальность темы и ее обоснование;

♦ аргументированность социально-педагогических мотивов выбора темы;

♦ правильность и логику постановки вопросов для рассмотрения в выпускной работе;

♦ количественную и качественную оценку использованных литера­турных источников, освещающих тему;

♦ наличие и качество анализа педагогической практики проведения экспериментов, уровень его теоретического осмысления;

♦ "соблюдение студентом основных требований к структуре, содер­жанию и оформлению работы.

2. Охарактеризовать содержание выпускной работы, оценить:

♦ качество анализа литературы, всесторонность и глубину теорети­ческого раскрытия сути проблемы;

♦ полноту и глубину представления в работе студента практическо­го опыта, экспериментального материала; анализ с точки зрения теории вопроса, умение выработать практические рекомендации;

♦ систему мер, определенных автором для дальнейшего совершен­ствования учебно-воспитательного процесса в дошкольном учре­ждении и качества управления им;

♦ стиль изложения темы и его соответствие логике теоретико-прак­тической направленности определенного автором круга вопросов;

♦ отношение автора к рассматриваемым вопросам, новизну мыслей, выраженных в его оценочных суждениях по изученной им теме.

3. Оценить результаты и качество выпускной работы:

♦ уровень и качество раскрытия темы.

Декан факультета знакомит с рецензией заведующего кафедрой, студента-дипломника и направляет работу с отзывом руководителя и рецензией для защиты в Государственную аттестационную комис­сию.

В «Положении об итоговой государственной аттестации выпуск­ников высших учебных заведений в Российской Федерации» опре­делено, что защита дипломных работ проводится на открытом засе­дании Государственной аттестационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. На защите руководитель работы и ре­цензент пользуются правом совещательного голоса. Участие рецен­зента в заседании не обязательно.

Порядок зашиты дипломной работы

Дипломник делает краткое сообщение (не более 10 мин). Пример­ный план его выступления можно представить следующим образом.

1. Общая характеристика выпускной работы:

♦ тема; \

♦ мотивы выбора темы;

♦ круг основных вопросов, раскрытых в теме; план выпускной ра­боты;

♦ основные литературные источники, использованные в работе при раскрытии темы;

♦ краткое содержание экспериментальной работы, ее осмысление и оценка.

2. Характеристика основного содержания выпускной работы:

♦ сущность рассматриваемой педагогической проблемы;

♦ позиции ученых и оценочные суждения автора по основным ас­пектам данной проблемы;

♦ анализ и оценка практического опыта решения указанной про­блемы с позиции теории вопроса;

♦ пути совершенствования работы с детьми, определение перспек­тивных линий для реализации на практике полученных результа­тов.

3. Самооценка результата и качества выполненной работы:

♦ какие задачи ставились в процессе работы над темой и как уда­лось их решить;

♦ степень удовлетворенности результатами проделанной работы;

♦ над какими вопросами темы работа может быть продолжена.

По окончании сообщения студент отвечает на вопросы. Вопросы по содержанию дипломной работы могут быть заданы не только чле­нами комиссии, но и любым присутствующим на защите.

Далее зачитывается отзыв руководителя дипломной работы и ре­цензия.

Затем автор дипломной работы высказывает свое мнение по по­воду замечаний, сделанных в отзыве и рецензии, и отвечает на во­просы, заданные ему в ходе защиты.

После этого происходит обмен мнениями, в котором могут при­нять участие все желающие.

В заключение автор получает возможность в кратком выступле­нии разъяснить положения, которые вызвали возражения, проком­ментировать замечания, дать необходимые справки, привести допол­нительные материалы.

Решения государственных аттестационных и экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большин-

ством голосов членов комиссий, участвующих в заседании. При рав­ном числе голосов мнение председателя является решающим.

Результаты любого из видов испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию, фиксируются в виде оценок «отлич­но», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объ­являются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.

После защиты дипломные работы хранятся в высшем учебном за­ведении, сначала в фондах библиотеки или в учебных кабинетах вы­пускающих кафедр, где ими могут пользоваться студенты, препода­ватели института, школьные учителя; по истечении двухлетнего срока дипломные работы передаются в институтский архив.

Приложение 4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ