Параллельное плетение
Способ
Бисерное ткачество
Бисерная мозаика
Технология работы с бисером
Бисерная мозаика по воску. Специфика работы заключается в том, что на основу (фанеру, дощечку), наносится тонким слоем расплавленный на водяной бане воск. Данную операцию можно повторить несколько раз, чтобы толщина воскового слоя была 2-3 мм. После затвердевания воска толстой иглой или пустым стержнем от шариковой ручки наносим контурный рисунок, в соответствии с которым вдавливаем бисеринки (плашмя или, в некоторых случаях, дырочкой вверх). Бисеринки легче всего поддевать иглой и укладывать их в нужное место на основе. Этот вид работы доступен как младшим школьникам, так и старшим дошкольникам, так как необязательно соблюдать горизонтальность рядов.
Для бисерных изделий, выполненных способом ткачества, нужен станок, который легко выполнить в домашних условиях. Для этого нужна дощечка (основа), с двух противоположных сторон которой приклеиваются суперклеем или прибиваются гвоздями две дощечки размером (шириной 1 см, высотой 1 см, длина зависит от размеров основы). На эти две дощечки в шахматном порядке прибиваются маленькие гвоздики на расстоянии 3-4 мм друг от друга. Шляпки гвоздей должны торчать над поверхностью дощечек на высоте 2-3 мм.
После того как готов станок, необходимо натянуть леску (или мононить) на гвоздики. Начало и конец лески (мононити) привязываем к гвоздям 2-3 узелками.
Далее начинается процесс ткачества. В иглу для бисера вдевается леска (или мононить), ее конец привязываем к одной из нитей основы 2-3 узелками. Затем набираем первый ряд бисеринок в соответствии со схемой для вышивания крестом (в цвете). Набранный ряд пропускаем под нитями основы. Потом распределяем бисеринки (каждую на свое место), так чтобы между двух нитей основы балы одна бисеринка. Можно воспользоваться иглой для более быстрого распределения. После этого иглу пропускаем сквозь бисерный ряд, но над нитями основы. Получается, что нити основы находятся между двумя горизонтальными рядами лески (или мононити). Если леска (или мононить) закончилась, необходимо ее нарастить. Конец старой лески (или мононити) закрепляем 2-3 узелками на нити основы, а новую – пропускаем сквозь 2-3 предыдущих ряда, после чего продолжаем далее работу в соответствии с рисунком. Если несколько бисеринок не соответствуют рисунку, чтобы не распускать весь ряд, можно удалить их, раскусив плоскогубцами.
Данный вид работы доступен младшим школьникам при условии, что размеры изделия будут небольшими, например: закладка для книги и т.п.
В бисерном ткачестве применяется любая подходящая по размерам рамка или приспособление, позволяющая перемещать изделие при помощи стержня-держателя по мере выполнения работы, свободно закреплять бисер на нитях основы. На них изделие получается ровным, без перекосов, что позволяет качественно выполнять геометрические фигуры и орнаменты. Поскольку нити основы не фиксируются, можно их распределить так, как этого требует размер материала (бисера, бусин, рубки, стекляруса).
Рис. 143. Станок для ткачества бисером
Для изготовления узора необходимы: схема узора, нитки типа «ирис» для основы, мононить (или так называемая рабочая нить, на которую набирают бисер или стеклярус), разноцветный бисер (рубка, стеклярус) одинакового размера, тонкая игла (№ 0 или № 1), салфетка из грубой ткани примерно 35 х 35 см, чтобы бисер не раскатывался и его было бы удобно нанизывать на иголку, ножницы.
Подготовка приспособления к работе
1. Набор нитей основы: нить основы привязать к стержню-держателю и приложить его к приспособлению. Придерживая стержень на одном уровне, обвести нить вокруг приспособления, при этом стержень охватывается петлями нити основы, идущими сверху и снизу. Повторяем операцию столько раз, сколько нитей основы необходимо набрать на приспособлении для изготовления рисунка (на одну больше, чем бисерин в горизонтальном ряду узора). После последнего витка нить еще раз обернуть вокруг стержня-держателя, связать с началом нити и обрезать.
2. Закрепление нити, начало работы: вдеть мононить в иглу, завязать узелок и закрепить на первой слева нити основы. На иголку набрать соответствующее количество бисеринок (согласно схеме узора) и продеть иголку слева направо (справа налево) под основой, следя за тем, чтобы каждая бисеринка расположилась между нитями основы. Затем иглу пропустите справа налево (слева направо) поверх основы через каждую бисеринку. Наберите следующий ряд, следя за соблюдением узора.
В качестве схемы узора можно использовать цветные орнаменты вышивки крестом или вязания, при этом обратите внимание, сколько расцветок бисера вам потребуется, какое количество горизонтальных и вертикальных рядов содержит узор, нужно ли повторять его несколько раз для выполнения изделия.
Горизонтальные ряды определяют длину изделия, а вертикальные - ширину.
Практические советы
Бисер и бусины используются как основной или дополнительный материал во многих видах рукоделия: вышивке, вязании крючком и на спицах, низании, ткачестве, макраме и фриволите.
Материал и его свойства. Для рукоделия годится все: устаревшая или рассыпавшаяся бижутерия, специально купленный бисер или стеклярус, отдельные разносортные бусины и - в сочетании с ними - стразы, нарядные пуговицы, тесьма, кружево, блестки, металлические цепочки и многое другое, что окажется под рукой.
Для изготовления описанных ниже моделей понадобятся различные материалы, но основной среди них - бисер.
Бисер - это мелкие шарики из стекла, металла, пластмассы или кости со сквозными отверстиями для низания. Бисер может быть прозрачным и непрозрачным, блестящим и матовым, с перламутровым покрытием и без него. Особенно ярко сверкает парчовый бисер: его делают из прозрачного стекла, а внутреннюю поверхность отверстия покрывают блестящей краской. Такой бисер иногда называют «огонек» или «бисер с серебряной нитью». Красив и радужный (или «бензиновый») бисер: его поверхность переливается разными оттенками, как бензиновая пленка на воде. Бисер - очень разнообразный материал. Его цветовая гамма не знает границ, он бывает разных размеров и формы. Размер круглого бисера (величину его диаметра) обозначают номером: чем мельче бисер, тем больше номер.
Рубленый бисер (или, как его называют для краткости, - рубка) представляет собой цилиндрики (короткие трубочки), иногда граненые. Длина рубленого бисера примерно равна его диаметру. Размер рубленого бисера также обозначается номером.
Стеклярус - трубочки из цветного стекла, используемые для украшения одежды и интерьеров. Стеклярус бывает разных размеров, цветов, формы и отличается от рубки тем, что его длина намного превышает диаметр. Главный размер стекляруса - его длина в миллиметрах. Встречается витой стеклярус. Бусины часто используются в сочетании с бисером. Они могут быть изготовлены из стекла, пластмасс, металла, натуральных камней, дерева, кости и других материалов. Бусины бывают самых разнообразных размеров (но крупнее бисера), форм и расцветок. Граненые бусины часто называют «кристаллами», а вытянутые - «рисом».
Нитка с нанизанными на нее бусинками, бисером, стеклярусом и т.п. называется «снизка» или «низка».
Страз - имитация драгоценного камня, выполненная из стекла или пластмассы. Страз имеет отверстия или металлические приспособления для крепежа. В древности индийские, а затем китайские и итальянские стразы из стекла с успехом заменяли драгоценные камни. Сегодня часто продаются дешевые пластмассовые стразы, но они не такие яркие и блестящие, как стеклянные.
Блестки - маленькие плоские блестящие пластинки круглой или другой формы для украшения одежды и предметов быта. Блестки имеют отверстия для крепежа и могут быть изготовлены из металла, стекла, слюды, синтетических материалов.
В описании предлагаемых моделей указаны материалы, из которых они выполнены: размер, форма, цвет, вид покрытия. Но если у вас не окажется именно таких материалов, вы всегда можете изменить цветовое решение изделия в соответствии со своим вкусом, фантазией и имеющимся в наличии бисером. Главное, чтобы материал подходил для выбранной модели.
Вот несколько замечаний, которые помогут выбрать материал. С крупным бисером работать легче, но изделия из мелкого бисера получаются более изящными. Если вы хотите, чтобы на украшении хорошо был виден рисунок, используйте матовый бисер: за блеском парчового или радужного рисунок теряется. Светлые бисерные узоры на темном фоне видны лучше, чем темные на светлом. Если при плотном низании среди темного бисера поместить прозрачный или полупрозрачный, то прозрачный бисер померкнет. При вышивке по темному фону также следует осторожно использовать прозрачный бисер: сквозь него просвечивает фон - и цвет бисера теряется.
Выбирая материал для рукоделия, обращайте внимание на его качество. Необычайно красив знаменитый чешский бисер - даже простые изделия из него выглядят нарядными. Но в продаже он бывает не везде и стоит довольно дорого. Японский бисер тоже очень хорош, но стоит еще дороже. Сейчас в продаже появился бисер тайваньский, индийский и вовсе неизвестного происхождения. Как правило, такой бисер довольно дешев, но качество его частенько оставляет желать лучшего. Хотя, если быть внимательными при покупке, можно среди «безымянного» бисера выбрать относительно неплохой материал. Убедитесь, что бисерины имеют примерно одинаковый размер и правильную форму. Края рубленого бисера и стекляруса должны быть гладкими и не иметь острых неровных сколов. Если в пакетике есть крошки краски, покрывающей бисер, или сам пакетик слегка окрасился, значит бисер быстро облезет. Если вы не уверены в прочности окраски вашего бисера, можете провести испытание. Заверните в белый лоскуток несколько бусин, намочите и слегка потрите. Если лоскуток остался белым - все в порядке. Если окрасился - примите к сведению и учитывайте в работе ненадежность покрытия бусинок. Часто непрочным оказывается покрытие «под металл»: если вы будете работать с таким бисером в жару, то вскоре ваши пальцы покроются блестящей крошкой, а бисер потускнеет.
Чем лучше материал, тем приятнее и легче с ним работать. Но не спешите в поисках идеала отвергать то, что есть под рукой. Может быть, и из имеющегося материала выйдет что-нибудь необычное и интересное. Порой именно ограниченность выбора материала заставляет думать, изобретать, фантазировать. Результат получается неожиданным и часто очень эффектным.
Нитки. Качество и внешний вид изделия зависят и от нитей, используемых для низания. Цвет ниток может даже изменить оттенок бисера в изделии.
Толстые нити прочны и упруги, хорошо держат форму, бисер на них лежит ровно, однако тонкие менее заметны в изделии и их легче продеть через узкое отверстие.
Нити из синтетических волокон не гниют, долго сохраняют свою прочность, красивы, но не упруги (изделия из них могут получиться «вялыми»). При многократном вдевании в иглу, пропускании через бусины с очень узкими или шероховатыми отверстиями такие нити раскручиваются, разлохмачиваются.
Нити из натуральных волокон приятны в работе, не скользят, но недостаточно прочны и, к сожалению, недолговечны. Перед началом работы такие нити лучше провести через воск - это продлит срок их службы и придаст им упругость. Армированные катушечные нити с лавсаном сочетают в себе достоинства натуральных волокон и прочность синтетики. Они наиболее подходят для работы с бисером. Такие нити отличаются по составу: ЛЛ (лавсан со льном), ЛХ (лавсан с хлопком), ЛШ (лавсан со штапелем).
В последнее время в некоторых магазинах появились специальные нитки для бисера.
Леска прочна, прозрачна (в изделии ее почти не видно), но слишком упруга: бисерные вещицы, выполненные на ней, топорщатся. К тому же, такие изделия легко коробятся: достаточно один раз их смять - и расправить затем практически невозможно. Леску используют для низания жестких моделей или их деталей.
Иногда для изготовления цветов и фигурок животных используют мягкую проволоку. Проволока должна быть достаточно тонкой, чтобы ее можно было несколько раз продеть через бисеринки, и одновременно достаточно толстой, чтобы выдерживать вес бисера не провисая. Цветная проволока продается в специализированных магазинах, медную можно смотать со старого, ненужного трансформатора или из старых проводов. И еще несколько замечаний относительно нитей. Если позволяет размер отверстий в бисеринках, лучше низать на двойную нить: изделие будет прочнее, а иголка со сложенной вдвое нити не соскользнет и не потеряется. Это особенно важно при работе с двумя иглами.
Вместо узелка на конце нити при низании используют вспомогательную бисеринку, отличающуюся от рабочего материала цветом или размером. Закрепляют ее так: нанизывают на нить бисеринку и отодвигают ее к концу нити, оставив свободный хвостик 10-15 см. Затем продевают через эту бисеринку нить еще 1-2 раза в одном направлении. Такая бисеринка сама не соскочит, но при необходимости ее можно подвинуть или снять. Вместо бисеринки можно использовать маленький кусочек ластика. Проденьте через него иголку с ниткой и оставьте ластик в 10-15 см от конца нити. Ластик сам не соскользнет, а при необходимости его легко подвинуть.
Часто на все изделие не хватает одной нити и ее приходится удлинять. Если отверстия в бусинках достаточно велики и нить с узелком свободно проходит через них, то первую и вторую нить соединяют прямым или хирургическим узлом. Узел будет надежнее, если смазать его клеем. Не отрезайте концы нити возле узелка. После завершения работы вденьте их в иглу, проденьте через ближайшие бусинки и только затем отрежьте. При работе с двойной нитью завязывайте узелки на каждой ниточке отдельно, сместив их по длине нити относительно друг друга.
Особенность этого вида плетения заключается в том, что ряды параллельны друг другу. Данным способом можно сплести все что угодно, начиная от листьев и лепестков цветов до плоских фигур животных и человека.
Работа выполняется по заранее заготовленной схеме, на которой указаны ряды, цвет бисеринок и их количество. Каждый ряд надевается на один из концов проволоки, второй идет навстречу первому (откуда вышел первый кончик, туда просовывается второй) через все бисеринки ряда.
Рис. 144. Параллельное плетение
Лепестки и листья цветов могут иметь плоскую форму, которая была описана выше, а могут быть выпуклыми или вогнутыми. Рассмотрим подробно процесс изготовления такого образца. Сначала выполняется половина лепестка тем способом, который уже освоили. Потом берется проволока такой же длины и продевается в петлю между первым и вторым рядом. Затем на один из концов проволоки нанизывается одна бисеринка, другой конец проводится через нее навстречу первому, и петля хорошо затягивается. Далее тот конец проволоки, который находится ближе к уже готовой части образца, продевается в петлю между вторым и третьим рядом, на него нанизывается столько бусинок, из скольких состоит третий ряд первой половины, второй конец проволоки проходит навстречу первому, и ряд туго затягивается. Выполнение образца продолжается в соответствии с базовой схемой. Следует особо обратить внимание на то, что необходимо хорошо затягивать ряды, так как слабо затянутое изделие получается рыхлым и не держит нужную форму. В некоторых изделиях за счет сильной утяжки элементам удается придать слегка округлую форму.
Рассмотрим принцип изготовления листа с резным краем. До четвертого ряда все выполняется, как и раньше, а затем на каждую проволоку нанизываем по две бусинки, отодвигаем последнюю бусинку чуть-чуть в сторону, проводим конец проволоки через первую и затягиваем петлю. Потом выполняем 2-3 ряда обычным образом и опять повторяем описанный выше прием. Данная последовательность действий повторяется необходимое число раз. Зубчики по краю листа могут быть и совсем маленькими, тогда их надо делать немного иначе. Начинается изготовление так же, как и в предыдущем примере, но после четвертого ряда на каждую проволоку нанизывается по одной бусинке, концы проволоки проходят через петлю между третьим и четвертым рядом (т.е. через петлю перед последним выполненным рядом) и затягиваются. Далее выполняются два простых ряда, затем снова повторяется этот прием - и так по всей длине листа.