Вышивание

Правила по технике безопасности при работе с ножницами и иглами

Правила обращения с ножницами:

1. Пользуйся ножницами с закругленными концами.

2. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

3. При работе внимательно следи за направлением реза.

4. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

5. Не держи ножницы лезвиями вверх.

6. Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.

7. Не режь ножницами на ходу.

8. Не подходи к товарищу во время работы.

9. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

10. Во время работы удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Правила обращения с иглами:

1. Не бросай иглы.

2. Не втыкай их в ткань или одежду.

3. Ни в коем случае не бери иглы в рот.

4. Во время работы втыкай иглы в специальную подушечку. Убирай подушечку в коробку.

5. Запасные иглы храни в игольнице в сухом месте.

6. Проверяй количество игл перед началом и после окончания работы. Обязательно найди недостающие иглы,

7. При шитье пользуйся наперстком.

8. Не применяй иглы вместо булавок.

Задания для самостоятельной работы:

1. Изготовление предлагаемых швов.

C:\Мои веб-узлы\Учебник\IMG_1390.JPG

 

План:

1. Вышивание.

2. Техника вышивания.

3. Виды швов в ручной вышивке.

4. Правила по технике безопасности при работе с ножницами и иглами.

5. Подготовка к вышивке.

Литература:

Борисова, А. В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома [Текст]: издание для досуга / А. В. Борисова. - М.: РИПОЛ классик, 2005. - 320 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7905-2846-5.

// Валя-Валентина: вязание крючком, бисероплетение, вышивка. - 2006. - № 12 (162).

Выгонов, В. В. Вышивка [Текст]: издание для досуга / В. В. Выгонов, Э. М. Галямова. – М.: Издательский Дом МСП, 2006. – 96 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7578-0321-5.

Выгонов, В. В. Практикум по трудовому обучению [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / В. В. Выгонов. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 256 с. - Библиогр.: с. 254. - 50000 экз. - ISBN 5-7695-0023-9.

Рассел, Б. Художественная вышивка: Узоры, схемы, инструкции / Б. Рассел; Пер. с англ. Т. Л. Черезовой. - М.: Издательский дом "Ниола 21-й век", 2002. – 112 с. - 5000 экз. - ISBN 5-322-00045-3 (рус.).

Материалы, инструменты, оборудование:

Пяльцы, набор игл, наперсток, ножницы, карандаш простой, нитки для вышивания.

Цели:

Познакомить с видами вышивок и научить основным техникам вышивания.

Термины и понятия:

Вышивка, виды швов.

1. Вышивание

Вышивание - общеизвестное и распространенное декоративно-прикладное искусство. Это украшение при помощи иголки и нитки разнообразными узорами и орнаментами всевозможных тканей и материалов, от самых грубых и плотных, как, например, сукно, холст, кожа, береста, до тончайших материй, как батист, газ, тюль и т.п.

Так как вышивание производится при помощи иголки, то иголка, пока она не стала стальной и не дошла до современного усовершенствованного состояния, изготавливались в разные времена из самых разнородных материалов: из дерева, кости, колючек растений и животных, костей рыб.

У многих восточных народов для вышивки используют самые различные материалы: когти, зубы, мех животных, змеиную кожу. Индейские женщины вышивают своими собственными волосами, а также волосами различных животных. В Бразилии в вышивки вводят перья птиц. В Канаде некоторые индейские племена вышивают на бересте разными травами, окрашенными в самые яркие цвета. Желание украсить себя и свою одежду было свойственно человеку даже в первобытном состоянии. Индейцы с древнейших времен украшали свои одеяла различными вышивками. Лапландцы и чукчи по­крывали свои одежды из оленьих шкур самыми разно­образными узорами.

Вышивание было известно в глубокой древности, а колыбелью его был Восток. В Азии это искусство широко процветало задолго до того, как стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания Минерве и Афине-Палладе. Легенда об Арахне, переданная в метаморфозах Овидия, рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою учительницу и, вызвав ее на соревнование, победила в вышивании большой композиции, изображающей похождения богов.

Минерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась и была богинею превращена в паука. В Одиссее упоминается о вышивании и рассказывается о богато украшенном золотым шитьем плаще Улисса. Так же у Гомера говорится, что Парисом были привезены в Трою красивые вышитые одежды из Тира и Сидона, славившихся уже в те времена этим искусством, а в третьей песне Илиады описываются занятия Елены, вышивавшей по белоснежной ткани.

Более развитое искусство вышивания было заимствовано греками у персов, когда, во время походов Александра Македонского, они познакомились с роскошью азиатских народов.

Страбон описывает удивление греков при виде одежд, покрытых вышивками золотом и осыпанных драгоценными камнями, а также тонких индийских тканей, богато разукрашенных разноцветными вышивками. Александр Македонский пришел в восторг от своего трофея, когда увидел походный великолепно вышитый шатер Дария, и заказал для себя плащ вышивальщицам киприоткам.

У евреев вышивание также было сильно развито, но имело религиозный характер. Во времена Моисея особенно славился своим искусством Ахалиаб из колена Дана. Одежда Аарона и его сыновей во время богослужений состояла из ткани, выделанной из полотна, вышитого разноцветными узорами. В книге «Исхода» мы видим, что занавес, скрывающий Святую Святых, был из льняной ткани, с вышитыми по нему ярко красными херувимами.

Царь Соломон заказал для своего храма вавилонянам голубую занавеску с вышитыми по ней пурпурными херувимами. Евреи и ассирийцы, вероятно, заимствовали искусство вышивания в Египте, где оно было значительно распространено в одеждах фараонов и знати.

Так как древние народы в основном занимались скотоводством, то и первые ткани и вышивки были из шерсти. Много позже, когда в Египте открыли волокнистые свойства некоторых растений, в основном пеньки и льна, из них стали выделывать ткани, которые благодаря своей белизне, стали использоваться во многих странах при проведении различных религиозных обрядов. Позднее в Индии нашли хлопок и там начали делать тончайшие ткани, которые украшались вышивками из шерстяных, хлопчатобумажных, золотых ниток.

Вышивание золотыми нитками было очень популярно в те времена. В Греции и Риме эта страсть иногда доходила до чудовищных размеров, и неоднократно принимались попытки запретить или несколько сократить безумную роскошь, но безрезультатно. Во времена Юлия Цезаря в Риме появился китайский шелк и вышитые изделия, но шелк был большой редкостью и стоил очень дорого.

Так как китайцы ревностно оберегали вывоз в другие страны шелковичных червей, то император Юстиниан, чтобы добыть их прибегнул к хитрости: два монаха доставили ему в Византию в своих бамбуковых посохах несколько червей, и с того времени производство шелка стало быстро распространяться сначала в Средней Азии, а затем и на юге Европы.

Вообще при византийских царях искусство вышивания достигло высокой степени совершенства, как по богатству, так и по технике исполнения. Вышивками покрывали не только одежду, но и конские сбруи и седла. При византийских царях были впервые введены в вышивание серебряные нитки. В VII в. быстро распространяющееся мусульманство стало наносить жестокие Удары могуществу Византийской империи, но оно нисколько не повлияло на дальнейшее развитие и процве­тание искусства вышивания. Наоборот, роскошь халифов в этом отношении доходила до баснословных размеров: не только одежда, конская сбруя и седла, но и сапоги, и ножны сабель были богато покрыты вышивкой. В числе подарков, посланных Гарун-аль-Рашидом Карлу Великому, был роскошно вышитый шатер. Во Франции еще до этого, благодаря хорошим торговым отношениям с греческими колониями, искусство вышивания стало быстро распространяться, но первые сюжеты были заимствованы исключительно из Библии. Карл Великий, сам любивший роскошно одеваться, дал сильный толчок дальнейшему развитию этого искусства. При его дворе все женщины, начиная с его жены Берты и его дочерей, были искусными вышивальщицами. Его сестра Гизелла основала несколько монастырей в Провансе и Аквитании, где преподавалось различное рукоделие.

Талантливой вышивальщицей была Матильда, жена Вильгельма Завоевателя, вышившая все эпизоды завоевания Англии нормандским герцогом, но уже задолго до этого вышивание в Англии стояло на высокой степени совершенства и вскоре отсюда перешло в Германию, Венгрию. Широкому распространению образцов, приемов техники вышивания в Европе способствовали Крестовые походы. Трофеи, привозимые рыцарями из стран Востока, прежде всего, скапливались в монастырях и при дворах королей. И естественно, что этим видом искусства стали заниматься в женс­ких монастырях, а также знатные дамы в свободное время, когда их супруги были в походах или на рыцарских турнирах.

В эпоху Возрождения, когда при великолепии двора Лоренцо Медичи был дан толчок развитию всех искусств, вышивание наравне с другими достигло ее совершенства. Лучшие художники делали рисунки вышивки, и даже Рафаэль интересовался этим искусством.

Следует заметить, что в то время только в Саксонии выполнялось вышивание белой нитью по белой ткани (белая гладь). В других государствах, в основном, вышивали по сукну или шелку золотыми, серебряными, шерстяными и шелковыми нитками.

Сначала узоры для вышивания переходили из рук руки и копировались самими вышивальщицами, что было довольно сложно. После изобретения книгопечатания узоры сделались более доступными, они собирались и издавались в специальных книгах. Первый c6oрник такого рода был издан в Кельне в 1527 г. Петром Квинти. В поисках новых вариантов вышивок художники старались быть ближе к природе и перенимать оттенки и цвета живых растений, цветов, птиц и животных.

В России больше всего в ходу было вышивание по полотну, а также выдергивание ниток - мережка. Уже в «Домострое» говорится о прозрачном вышивании по полотну (мережке), как о работе, требующей большой усидчивости и терпения и вырабатывающей характер женщины.

Наши первые царицы и царевны, боярыни и боярышни, заключенные в терема и окруженные сенными девушками, выполняли самые причудливые и богатые вышивки в византийском стиле шелком и золотом, дополняя их бисером, жемчугом. Особенно старались украсить кокошники и сарафаны.

Самый старинный шов в русских вышивках «крест». Он выполняется преимущественно на полотенцах, рубашках, передниках, простынях и т. п. по полотну, в основном красными хлопчатобумажными нитками, иногда в соединении с синими и черными. То, что русские вышивки восточного происхождения, ясно доказывают узоры с чисто персидскими, а иногда индийскими рисунками. Видимо, византийский стиль ранних русских работ заимствован вследствие близких отношений Руси и Византийской империи, но так как и Византия заимствовала свои образцы с Востока, то можно сказать, что ранняя русская вышивка преимущественно персидского происхождения.

В начале XIX в. начались попытки механизировать ручную вышивку, было сделано несколько не совсем удачных машин, и только в 1854 г. на французской выставке была представлена машина, которая произвела переворот в производстве вышивок. За прошедшее время многое в технологии машинного вышивания претерпело изменение и усовершенствование, но многие до сих пор предпочитают ручное вышивание, находя, что оно и прочнее и красивее, так как фантазия вышивальщицы не стеснена узкими рамками машинного производства и имеет полный простор для творчества.

Вышивки декоративного и прикладного характера чаще всего выполняют по толстой, в четыре нити, и более тонкой канве, ткани типа рогожки, а также на всех видах полотна с равномерным переплетением, где легко отсчитывать нити. Для вышивки, украшающей одежду, подходят ткани хлопчатобумажные, шелковые и из синтетического волокна.

Нитки для вышивания выбирают в зависимости от толщины материала. По толстой канве можно вышивать шерстяной пряжей. Для декоративной вышивки на полотне или по тонкой канве используют разноцветные хлопчатобумажные нитки. Вышивку на тонких тканях (шелк, батист, тонкая шерсть с синтетикой и т.п.) выполняют более тонкими нитками - мулине.

Кроме основного материала и ниток необходимо иметь еще иглы, наперсток, ножницы, пяльцы.

Иглу по толщине и длине выбирают в зависимости от материала, на котором будут выполнять вышивку, от толщины нитки для вышивания и, наконец, от характера рисунка.

Чаще всего используют короткие тупые иглы с большим ушком. Игла должна быть немного толще, чем нитка для вышивания. Игла оставляет в ткани прокол, через который затем протягивается рабочая нить. Если игла тоньше нитки, прокол получается узким, нитка через него проходит с трудом, цепляется, лохматится и поэтому быстрее рвется. Если игла очень острая, ее надо затупить, спилив конец. Но для мережки - ажурного шитья - требуется, наоборот, игла с острым концом, легко входящим в подрубленный край.

Наперсток используют главным образом при работе на толстом материале, когда требуется сильно нажимать на иглу.

Небольшие острые ножницы пригодятся для обрезания конца рабочей нитки и для подрезания нитей в ткани (при вышивании прорезной глади и мережек).

Пяльцы или рамку для вышивания используют для натяжения ткани. На натянутой ткани легче работать, стежки ложатся ровнее, вышивка получается аккуратнее и красивее. Кроме того, на натянутой ткани лучше выявляется структура вышивки, что особенно важно при сложной технике и рисунке.

Простейшее натяжение создается в руках следующим образом: участок ткани положим на указательный палец левой руки и оба его конца придерживаем, слегка натягивая большим и средним пальцами. Для исполнения крупных и сложных вышивок необходима специальная рама. Для более простых и учебных работ можно использовать круглые или квадратные пяльцы размером 15-18 см. Без пялец, например, совершенно невозможно обойтись при вышивании некоторых видов ажурной мережки.