Виды ручных строчек, используемых на уроках технологии в начальной школе. Контурные строчки (прямые, крестообразные, петлеобразные)

Виды швов

План:

1. Виды ручных строчек, используемых на уроках технологии в начальной школе. Контурные строчки (прямые, крестообразные, петлеобразные).

2. Правила по технике безопасности при работе с ножницами и иглами.

Литература:

Борисова, А. В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома [Текст]: издание для досуга / А. В. Борисова. - М.: РИПОЛ классик, 2005. - 320 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7905-2846-5.

Выгонов, В. В. Вышивка [Текст]: издание для досуга / В. В. Выгонов, Э. М. Галямова. – М.: Издательский Дом МСП, 2006. – 96 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7578-0321-5.

Выгонов, В. В. Практикум по трудовому обучению [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / В. В. Выгонов. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 256 с. - Библиогр.: с. 254. - 50000 экз. - ISBN 5-7695-0023-9.

Шов «вперед иголку» (рис. 31) выполняют справа налево. Длина и частота стежков могут быть различными.

Рис. 31. Шов «вперед иголку»

Рис. 32. Шов «вперед иголку с перевивом»

В вышивке этот шов используют как вспомогательный (для настила, прокладки контура) и как самостоятельный, декоративный. Нитками разных цветов этим швом можно создавать интересные узоры (в основном геометрические). Шов «вперед иголку с перевивом»применяют для украшения изделий (рис. 32). Ткань прошивают мелкими стежками по намеченной линии. Затем обычно нитку другого цвета протаскивают под стежками с лицевой стороны, не прокалывая ткань, змейкой.

При выполнении шва сначала в одном, а потом в обратном направлении получается непрерывная линия стежков. Этот вид шва называется «вперед иголку в два приема» (рис. 33).

Рис. 33. Шов «вперед иголку в два приема»

Швом «вперед иголку» можно заполнять участки ткани в горизонтальном и вертикальном направлениях, образуя интересные наборы (рис. 34).

Рис. 34. Модификации шва «вперед иголку»

Шов «назад иголку» (рис. 35) выполняют справа налево. Иглой делают стежок назад, а затем проводят ее с изнаночной стороны на два стежка вперед. Стежки имеют равную длину.

Рис. 35. Шов «назад иголку»

Рис. 36. Шов «строчка»

Швом «назад иголку» можно образовать шов «строчка», он напоминает машинную строчку (рис. 36).

Швы «назад иголку» и «строчка» используют для вышивания узоров и настилов. Использование шва «строчка» для выполнения узора нитками двух цветов показано на рис. 37.

Рис. 37. Модификация шва «строчка»

Рис. 38. Стебельчатый шов

Стебельчатый шов (рис. 38). Стебельчатым швом можно вышивать на материале любого типа и лучше слабо кручеными нитками (ирисом, мулине, хлопчатобумажными). Этим швом обычно вышивают стебельки цветов, откуда он и получил свое название. Вышивают на указательном пальце левой руки: игла двигается вперед от работающего. Рабочую нитку закрепляют двумя-тремя последовательными стежками под вышиваемый шов. Двигаясь вперед, иглу вкалывают в ткань на расстоянии 2-3 мм от выхода нитки наискосок и выводят на лицевую сторону вплотную к предыдуще­му стежку. Затем снова, отступив на такое же расстояние от предыдущего стежка, вкалывают иглу в ткань, набирая с изнаночной стороны половину длины стежка, и протягивают иглу на лицевую сторону ткани. Величина стежкa зависит от толщины ниток. Стебельчатый шов красив тогда, когда все стежки одинаковой длины и натяжение нитки равномерное. Стебельчатым швом можно делать сплошные заполнения узора (рис. 39).

Рис. 39. Модификация стебельчатого шва

Шов «через край»выполняют в виде ровных косых стежков, одинаковых с обеих сторон; ткань прокалывают иглой к себе. Такой шов иногда делают непрерывным. Для этого, дошив до одного конца, продолжают идти в обратном направлении, вводя иголку в те же проколы, но с другой стороны.

Рис. 40. Шов «через край»

Шов «подрубочный»выполняют так: подгибают край ткани, вводят иголку слева направо на себя у края отогнутой ткани и выводят ее на середине отогнутого края. Этот шов применяется для обработки отогнутых краев ткани

Петельный шов (рис. 41, 42) используют при обработке петель, откуда он и получил свое название.

Рис. 41. Петельный шов

Рис. 42. Петельный шов

Петельный шов выполняют на любой материи сильно кручеными нитками. Состоит он из отдельных, петлеобразных стежков и выполняется слева направо. Иглой прокалывают ткань сверху вниз по вертикали, нитка при этом всегда остается под иглой. Рабочую нитку протяги­вают через ткань равномерно, так как резкие движения образуют неодинаково затянутые петли, что портит вид вышивки.

Если вышивать петлеобразной стороной наружу, то получится прочный край и контурная линия при этом образует вид шнура. Если петлеобразную сторону располагать внутри рисунка, стежки образуют отдельные лучи. Стежки можно вышивать разной длины: расположенные симметрично, они образуют своеобразный узор. Вы­шивая петельным швом, можно чередовать стежки разной длины (рис. 43) или располагать их различными группами на расстоянии друг от друга (рис. 44-46).

 

Рис. 43 Рис. 44 Рис. 45

Рис. 46

Рис. 43-46. Модификации петельного шва

Петельным швом вышивают контурные линии узора. Им также закрепляют по контуру аппликации. Этот шов может быть использован в сочетании с другими швами и образовывать с ними узор.

Петельный шов с перевивом (рис. 47, 48). На обычном петельном шве виден перехват, придерживающий стежки. При выполнении данного шва нитку заводят за оба конца иглы так, чтобы получился почти полный круг. Иглу протягивают через ткань, нитка тянется вверх, затягивая образовавшуюся петлю.

Рис. 47. Петельный шов с перевивом

Рис. 48. Модификация петельного шва с перевивом

Двойной петельный шов (рис. 49) состоит из отдельных петлеобразных стежков, соединенных по центральной линии вышивки. Выполняют в два этапа: сначала простой стежок, затем стежок с перевивом. Рабочую нитку протягивать нужно аккуратно, чтобы образовалась ровная центральная линия шва.

Рис. 49. Двойной петельный шов

Шов тамбур (рис. 50) состоит из отдельных петель и образует на ткани цепочку. Петли между собой соединены, так как каждую новую петлю начинают из середины предыдущей, связывая их в рисунок. Общий вид тамбурного шва напоминает ряд воздушных петель, вывязанных крючком и прикрепленных к ткани.

Рис. 50. Тамбурный шов

Выполнение тамбурного шва несложно. Иглу вводят в ткань вертикально сверху вниз (или справа налево), делают стежок. Нитка ложится под иголку, образуя петлю. Иглу вытягивают и, придерживая слегка петлю пальцами левой руки, затягивают рабочую нитку. Следующий стежок делают из предыдущего стежка. Иглу вводят в ткань изнутри предыдущего стежка, а выводят на некотором расстоянии от стежка, и вновь образуется петля.

При вышивании тамбурным швом рабочую нитку нельзя сильно затягивать, каждый стежок должен сво­бодно ложиться на ткань.

На рис. 51, 52 показаны приемы выполнения усложнен­ного тамбурного шва.

Рис. 51, 52. Усложнен­ный тамбурный шов

Шов «петля в прикреп» (рис. 53-55) выполняют на основе тамбурного шва. Он представляет собой ряд изолированных петель, которые можно располагать любым образом.

Рис. 53-55. Модификации шва «петля в прикреп»

Выполняют шов в два приема. Делают петлю, как в тамбурном шве, и закрепляют ее стежком «вперед иголку». При этом иглу выводят на расстоянии, нужном для образования следующего стежка. Группирование в розетку изолированных петель швом «петля в прикреп» позволяет создавать красивые узоры, состоящие из различной величины цветков.

Шов «цепочка» (рис. 56) выполняют на основе тамбурного шва. Представляет собой ряд соединенных петель. Он похож на шов «петля в прикреп», но стежок, соединяющий петли, делается не швом «вперед иголку», а петелькой.

Рис. 56. Шов «цепочка»

Шов «витая цепочка» (рис. 57) выполняют аналогично тамбурному шву, но новую петлю начинают не из середины предыдущей, а слева или справа от нее.

Рис. 57. Шов «витая цепочка»

Рис. 58. Шов «розетка»

Шов «розетка» (рис. 58) выполняется на основе тамбурного шва. Рабочую нить сильно не затягивать.

Шов «елочка» (рис. 59) выполняют на основе тамбурного шва. Елочку лучше выполнять толстыми нитками или крученым шелком. Ход работы - сверху вниз. Иглу вводят попеременно с правой и с левой стороны от цент­ра. Нитка всегда образует петлю и всегда ложится под иглой.

Рис. 59. Шов «елочка»

Шов «макраме» (рис. 60) выполняют слева направо. Делают косой стежок и иголку по изнанке возвращают к началу стежка, немного отступя вправо. Затем вокруг косого стежка делают две петли, и рабочая нить возвращается к верхней линии. Сделав косой стежок по изнанке, выходим на лицевую сторону и образуем следующие две петли.

Рис. 60. Шов «макраме»

Шов «колосок» (рис. 61) выполняют на основе элементов швов «вперед иголку» и «назад иголку». Ход работы сверху вниз. Иглу вводят попеременно с правой и с левой стороны от центральных стежков.

Рис. 61. Шов «колосок»

Рис. 62. Шов «узелок»

Шов «узелок» (рис. 62) выполняют толстыми кручеными нитками. Состоит он из отдельных узелков, соединенных между собой и тканью. Иглой прокалывают ткань сверху вниз по вертикали, нить образует на игле петлю, которую аккуратно затягивают. Начинают с горизонтального стежка.

Шов «пунктир» (рис. 63) выполняют нитками разной толщины. Более толстая та нить, которую прокладывают. Стежки идут перпендикулярно к толстой нити и прижимают ее к ткани. Обычно этот шов выполняют разными по цвету нитками.

Рис. 63. Шов «пунктир»

Рис. 64. Шов «штрих»

Шов «штрих» (рис. 64) выполняют на основе шва «вперед иголку». Отдельные стежки могут быть разной величины или образовывать различные законченные элементы вышивки.

Швы называются счетными, если длина стежков определяется одинаковым (считанным) числом нитей основы. К счетным швам относятся:

- крест простой (русский крестик);

- крест двусторонний;

- крест двойной - болгарский, итальянский, черногорский;

- переплетенный шов - славянский, албанский;

- двойной шов - испанский елочкой, турецкий треугольником;

- полукрест («роспись»);

- счетная гладь и др.

Если нити ткани-основы легко считать, то крестиком шьют прямо по материи. Если ткань-основа очень плотная, то сверху наметывают канву, по которой и вышивают узор. Когда работа окончена, канву выдергивают.

Шов «козлик» (рис. 65) выполняют между двумя параллельными линиями слева направо, игла при этом повернута всегда острым концом налево.

Ткань придерживают в натянутом положении на указательном пальце левой руки. Нитку закрепляют двумя последовательными стежками в нижнем ряду, затем делают иглой прокол с лицевой стороны в верхней линии справа налево. Образуется наклонный стежок. И снова прокол на нижней линии.

С лицевой стороны образуются пересекающиеся параллельные стежки. На изнаночной стороне остаются две параллельные строчки, напоминающие шов «вперед иголку».

Рис. 65. Шов «козлик»

Рис. 66. Шов «двойной козлик»

Для получения двойного или тройного ряда козлика сначала вышивают один ряд козлика, затем тем же приемом - второй и третий ряды. Каждый новый ряд сдвигается вправо от предыдущего, и игла выходит на лицо из дырочки рядом с предыдущим стеж­ком (рис. 66).

В зависимости от узора шов можно, делать широким и узким, редким и частым (рис. 67).

Рис. 67. Модификация шва «козлик»

Рис. 68. Шов «роспись» (полукрест)

Шов «роспись» (полукрест) (рис. 68) применяют в цветной и белой вышивке. Для вышивания лучше использовать ткань с хорошо видимым переплетением нитей.

Шов «роспись» (двусторонний) представляет собой зигзагообразную линию. Выполняют в два приема.

Слева направо прокладывают косые диагональные стежки с расчетом, чтобы на ткани остались ровные промежутки для обратного ряда стежков. Затем в обратном направлении заполняют промежутки между лицевыми стежками, делая проколы в местах проколов первых стежков.

«Роспись» (рис. 69) имеет и другие названия - «полукрест», «двусторонний» шов или, как еще называли «роспись» в народе «дюссельный» давнишний шов.

Рис. 69. Шов «роспись» (полукрест)

«Роспись» состоит из тонких линий, образуемых мелкими стежками, которые создают одинаковый узор на лицевой и изнаночной сторонах ткани. Стежки «росписи» могут быть расположены в вертикальном, горизонтальном и диагональном направлениях, но каждый из них, как бы заключен в квадрат (рис. 70-74).

 

 

Рис. 70-74. Выполнение элементарной вышивки швом «роспись»

Выполняется шов «роспись» двукратным ходом рабочей нити. Вначале на лицевой стороне делают ряд стежков с наклоном в левую сторону - на изнаночной стороне получаются стежки с обратным наклоном при ходе рабочей нити в обратную сторону, заполняют просветы, оставшиеся на лицевой стороне, и одновременно закрываются просветы на изнанке.

Наружные украшения контура шва выполняются при первом ходе рабочей нити, внутренние же разделки - при обратном ходе рабочей нити.

Шов «крест» (рис. 75) широко используют в цветной вышивке для украшения салфеток, подушек, скатертей, блузок, картин».

Рис. 75. Шов «крест»

Крестом вышивают по канве, по продернутым ниткам и по счету ниток. Шов выполняют слева направо. Нитку закрепляют в нижнем углу клеточки и ведут ее по диагонали в противоположный угол. Прокалывают ткань иглой сверху вниз и протаскивают нитку. Получается половина крестика. Иглу вводят в противоположный угол клеточки, и крестик готов.

Если вышивают ряд крестиков, то сначала делают ряд косых стежков с наклоном в правую сторону, а на обратном ходе - ряд стежков, перекрывающих первые с наклоном в левую сторону.

Шов «двойной крест» (рис. 76). Для выполнения шва обычный крестик нужно перекрыть еще два раза, сделав вертикальный стежок, а затем горизонтальный.

Рис. 76. Шов «двойной крест»

 

Маленькие советы:

1. Для того чтобы избежать повреждения нитей полотна, вышивайте иголкой с тупым концом.

2. Для того чтобы шов шел ровным и по одной линии, выдерните из полотна 1-2 нити.

3. В начале работы на нитке не делают узелок. Лучше оставить несколько сантиметров нитки свободными, а затем заправить концы в стежки с изнаночной стороны.

Обработка края имеет огромное значение для внешнего вида и качества изделия. Зачастую небрежно обработанные края сводят на нет всю предыдущую работу. Вид обработки края зависит от очень многих факторов: плотности ткани, формы изделия, вида вышивки и т.п.

Существуют разные варианты заделки края:

1. Заделка счетной гладью с бахромой. Такой вид обработки края хорош, как правило, для работ, выполненных счетными швами. Для отделки края бахромой вначале из ткани удаляется одна или две нити для обозначения границы бахромы. Обработку края начинают от угла с самого маленького стежка, а каждый последующий увеличивается на одну нить ткани. Нужно довести длину стежка до самой высокой точки вышивки, а затем продолжать вышивание по схеме рисунка (рис. 77).

Рис. 77. Заделка края изделия счетной гладью с бахромой

Если рисунок счетной глади, которой отделан край изделия, состоит из ритмически повторяющихся элементов, то целесообразнее вначале удалить нити по двум соседним сторонам, чтобы рисунок получился симметричным. Избыток или недостаток нескольких нитей ткани по длине стороны изделия может исказить весь рисунок.

Для образования бахромы, лишние нити из ткани удаляются после того, как все работы на изделии будут выполнены, а само изделие выстирано и отглажено.

2. Обработать край изделия можно таким же образом и «петельным» швом. Для того чтобы шов был более ровным и выпуклым, нужно прометать край изделия одним - двумя рядами шва «вперед иголку» (рис. 78-80).

Рис. 78-80. Обработка края изделия «петельным» швом