Материалы, инструменты, необходимые для занятий аппликацией

Основной материал для выполнения аппликации — бумага. Понравившуюся цветную бумагу приобретают обычно с запасом в нескольких разных наборах с возможно большим числом оттенков. Для аппликаций используют также небольшие кусочки от обложек старых журналов, тетрадей. Чем плотнее цветная бумага, тем меньше через нее будут видны следы клея. Поэтому для работ необходимо выбирать плотные сорта бумаги.

Отличными качествами обладает тонкий картон — прессшпан, который легко сгибать, клеить.

Большое значение при выполнении аппликации имеет качество клея. Канцелярский силикатный клей оставляет желтые пятна, в застывшем состоянии он травмирует кожу рук ребенка, поэтому его использовать нежелательно. Хорошими качествами обладает дикстриновый клей. Его продают уже готовым к употреблению в тюбиках или порошке. Клей из порошка приготавливают, размешивая его в теплой воде. Загустевший клей легко разбавить водой. Для наклеивания больших плоскостей удобен клей, приготовленный из крахмала или муки (клейстер). Остатки дикстринового клея и клейстера, снятые мокрой тряпочкой, не оставляют следов. Самым лучшим и удобным для работы является синтетический клей ПВА. Он белого цвета, без запаха, широко используется в типографиях при выполнении переплетных работ. Хранят его в стеклянных или пластмассовых банках, флаконах с плотно закрывающимися крышками. Учитывая основное свойство клея ПВА — быстро высыхать, нужно хранить его, заливая тонким слоем воды. Перед употреблением клей размешивают, отливают нужное количество и разбавляют холодной водой до нужной концентрации (жидкой сметаны — для картона и как молоко — для бумаги). Если клей при разбавлении оказался очень жидким, то его следует оставить открытым на некоторое время. Вода испарится, и клей станет гуще.

При выполнении эскизов применяют карандаш средней твердости.

Для работы выбирают мягкую резинку. Если резинка твердая, ее на 3—4 ч кладут в керосин, затем высушивают несколько дней и разрезают по диагонали. Такая резинка стирает очень аккуратно и не оставляет никакой грязи.

Для вырезания бумаги важно выбрать хорошие острые ножницы. Удобно резать ножницами с длиной лезвия до закругления в 60—80 мм. Лезвия ножниц должны свободно раздвигаться, но не болтаться на скрепляющем винте. Туго раскрывающиеся ножницы натирают пальцы, а слабо закрепленные при резании мнут бумагу, на месте разреза появляется бахрома.

Для сохранения поверхности парты от загрязнений и царапин при работе циркулем или ножницами рекомендуется использовать клеенку. Для кисточки нужна подставка. Для занятия аппликацией необходимы две тряпочки: сухая (для притирания через дополнительный лист деталей, наклеиваемых на основу) и влажная (для вытирания во время работы).

Как перевести рисунок. Если для аппликации использовать рисунок из книги, то его следует перевести через кальку. Потом кальку кладут на изнаночную сторону бумаги и проводят карандашом по контуру рисунка. На цветной бумаге остается след, по которому вырезают фигуры. Применение для перевода рисунка копировальной бумаги приводит к порче книг.

Задания для самостоятельной работы:

1. Доклады на практическом занятии:

а) краткие сведения из истории бумажной промышленности.

б) изготовление бумаги и картона

2. Конспекты:

а) виды бумаги и картона, используемые на уроках трудового обучения (Рожнев Я. А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2001. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1988. – С. 135-138.).

б) ознакомление с волокнистым строением бумаги (Рожнев Я. А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2001. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1988. – С. 138-140.).

в) правила по технике безопасности при работе с ножницами и клеем (Рожнев Я. А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2001. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1988. – С. 101-103.).

3. Изготовление коллекции «Виды бумаги и картона» (не менее 10 видов).

4. Выполнение одной аппликации на выбор студента.

5. Студентам рекомендуется завести альбом для зарисовки эскизов изделий по теме каждого практического занятия (к каждому виду работы по 5-10 зарисовок) или понравившихся поделок по материалам печатных изданий.

 

6. Студентам для размышления. Обведите свою ладошку на изнаночной стороне цветной бумаги, вырежьте, наклейте на фон. На что или кого походит ваша ладошка. Подумайте и пофантазируйте.