Особенности предлагаемого пособия и работы по нему

Цель создания дидактического материала

Е.А. Лутцевой и И.И. Колисниченко на уроках технологии в начальной школе

Начальная школа, являясь важным звеном в системе непрерывного об­разования подрастающего поколения, заинтересована в создании такой системы обучения и воспитания, где доминирующей будет познавательная творческая деятельность учащихся. Именно в начальной школе закладываются те основы, которые определяют успешное продвижение учащихся на всех последующих этапах обучения. Прежде всего, учитель начальных классов должен научить детей учиться, сохранять и развивать познавательную потребность школьников. Значительную роль в решении этих задач играет умение школьников работать самостоятельно.

Предлагаемый раздаточный материал разработан с целью развития творческих способностей младших школьников, умения самостоятельного поиска и решения творческих проблем (технических, технологических, эстетических, жизненных и т.п.), используя содержание предмета «Технология».

Овладение учащимися опытом творческой деятельности предполагает формирование определенной готовности ученика к поиску решения «новых» проблем и творческому преобразованию действительности. Это достигается путем развития мышления и овладения трудовыми умениями.

Развитие мышления детей осуществляется только в активной познавательной деятельности. Это могут быть и высказывания о своих наблюдениях, предложения детей по изменению конструкции изделия, обоснование выбора той или иной технологической операции, приема, поиск своих вариантов оформления изделия. Ребенок на уроке должен думать, рассуждать вслух, спорить, доказывать — до тех пор, пока полностью не разберется в конструкции и технологии изготавливаемого изделия. А для этого особенно важно четко организовать анализ образца изделия, в котором учащиеся не констатируют видимое, а объясняют, почему именно такой материал, такой способ соединения и т.д. будут оптимальными для данного изделия.

Для достижения наибольшего результата учителю необходимо иметь на уроках образцы изделий в собранном виде и эти же образцы в разборе для лучшего понимания их конструктивных особенностей. Образцы дополняют зрительные графические опоры-карточки.

Работа первоклассников на уроках труда осуществляется под непосредственным руководством учителя. В последующих классах доля участия учителя в анализе задания постепенно снижается. Находясь рядом с первоклассниками на уроке, учитель ведет и направляет поиск детей к решению поставленных перед ними проблем. Перебирая возможные варианты, пробуя, ошибаясь, дети учатся организовывать свое рабочее место в соответствии с используемым материалом, поддерживать порядок в процессе труда, анализировать конструкцию изделия, планировать последовательность его изготовления, осуществлять контроль качества изделия как на отдельных этапах, так и итоговый.

На уроках труда учащиеся изготавливают постепенно усложняющиеся из­делия. Поэтому учителю очень важно при планировании работы представлять серию изделий, при изготовлении которых учащиеся смогут реализовать поставленные перед ними учебные задачи.

Предлагаемое пособие — это набор раздаточных карточек. Их особенность — небольшая по объему информационная насыщенность. В каждой карточке три информационные зоны: изображение изделия, необходимых для работы материалов, инструментов и приспособлений и демонстрация порядка выполнения приема или операции. Важно, что карточки не перегружены. Это объясняется тем, что, с одной стороны, первоклассники не способны воспринимать большой объем информации, с другой стороны — в карточках показан только прием, который является для детей новым. Известное переводится на уровень самостоятельного исполнения. Новый прием, новая операция всегда сначала демонстрируются учителем, первично осваиваются через небольшое упражнение, затем воспроизводятся в изделии. Именно на последнем этапе инструкционная карта становится ребенку необходима в качестве зрительной опоры при освоении нового умения. На каждом уроке вводится строго не более одного-двух элементов новых практических умений, которые потом повторяются в последующих работах. Их повторяемость — гарантия закрепления и качества.

Карточки разделены на семь серий. Каждая серия имеет свой цвет и является отдельной темой, посвященной освоению детьми определенной технологической операции и решению ряда других задач:

I тема — Клеевое соединение деталей. Наклеивание мелких деталей на основу.

II тема — Резание бумаги ножницами. Наклеивание средних по размеру деталей за всю поверхность.

III тема — Сгибание бумаги.

IV тема — Разметка деталей из бумаги по шаблону.

V тема — Изготовление деталей путем преобразования заготовок правильной геометрической формы. Разметка свободным рисованием. Частичное наклеивание деталей.

VI тема — Получение объемных изделий путем соединения частей деталей.

VII тема — Свойства ниток. Прямая строчка.

VIII тема — Творческая работа.

Каждая тема, кроме первой и второй, завершается творческой работой, предоставляющей детям возможность составлять свои варианты конструкции изделий, композиций, используя накопленный в практической работе опыт, проявлять самостоятельность в определении последовательности их изготовления. Выделение как первостепенно важной задачи последовательности изучаемых тем, а не ряда случайно подобранных изделий позволяет учителю заменять предложенные изделия аналогичными, не нарушая при этом общей логики процесса обучения и развития учащихся.

В пособие включены две карточки-памятки, на которых представлена информация о выполнении основных для 1-го класса операций. Освоение этих операций предложено на примере традиционно используемых в начальной школе материалов: бумаги, тонкого картона, ниток, тканей, ленты и других текстильных материалов. Изучение других видов материалов осуществляется аналогичным образом.

Работе с каждым новым материалом должен предшествовать урок-опыт по изучению его свойств. Свойства материала обусловивают особенности технологии его обработки.

При подготовке раздаточного материала авторы не ставили перед собой цель разработать оригинальные изделия, поскольку основной задачей пособия является помощь учащимся в овладении определенными технологическими или трудовыми операциями, умением работать самостоятельно как с опорой на графические изображения, так и в соответствии со своим замыслом. В заданиях использован ряд уже известных учителям изделий, представленных как в методической литературе, так и в книгах для детей.

Раздаточные карточки соответствуют имеющимся в настоящее время программам трудового обучения младших школьников для 1 и 2 классов. Аналогичные комплекты предполагается подготовить и для учащихся 3, 4-ых классов.

Данные пособия не повторяет и не заменяет изданные учебно-методические комплекты для учащихся 1-4-ых классов таких авторов, как Т.М. Геронимус, Н.М. Конышева и др. Они позволит учителю, работающему по любой программе, разнообразить уроки труда младших школьников.

Работа с пособиями на уроке может осуществляться как фронтально, так и индивидуально, поэтому количество комплектов карточек-заданий должно со­ответствовать количеству учащихся.