Виды уроков

Особенности содержания и организации материала в учебнике

Альбом «Умелые руки» совмещает в себе функции учебника и рабочей тетради. Такое совмещение предпринято автором с целью оказания учителю максимальной помощи в подготовке и проведении уроков.

Во-первых, на страницах альбома представлена необходимая наглядность (образцы для копирования, образцы-аналоги, пояснительные рисунки и схемы и пр.), на которую учитель и ученики опираются в процессе анализа задания. На отдельных уроках учитель может наряду с этими образцами использовать дополнительно и другие виды наглядности: слайды, фотографии и пр., однако необходимый минимум наглядной информации для полноценного проведения занятий в учебнике уже имеется.

Во-вторых, в альбоме к большинству уроков подготовлена разметка: намечены формы для вырезания; фигуры для дорисовывания, точки для проведения несложных построений и другие графические заготовки. Это освобождает учителя от работы по подготовке материала к уроку. Кроме того, появляется возможность разнообразить и активизировать работу детей, включить в содержание уроков больше задач на сообразительность, пространственное мышление, на поиск художественного образа. Ученики по готовой разметке могут вырезать необходимые детали, дорисовывают, достраивают заданные формы, наклеивают или нашивают детали на поверхность, подготовленную художником. Все это позволяет повысить образовательные и развивающие возможности урока.

Как правило, на одном уроке ученик работает с отдельной страницей или с целым разворотом. При этом какая-то часть страницы содержит в себе необходимую информацию, а другая является рабочим полем для практической деятельности. Информация дается главным образом визу­альная: в виде образцов-аналогов, образцов для копирования, графических схем и пояснительных рисунков, а также в виде специальных знаков, смысл которых необходимо разъяснить ученикам (они расшифровываются на второй странице обложки). Краткие словесные инструкции минимальны; они даются в основном в помощь учителю, но желательно все-таки прочитывать вместе с детьми названия тем и все задания.

Организация деятельности детей по данному учебнику на уроке рассчитана на то, чтобы постепенно подготовить их к самостоятельной работе с книгой. Очень важно приучить первоклассников внимательно рассматривать страницы, анализировать данную на них информацию, определять ее смысл и назначение.

В большинстве случаев задания выполняются детьми непосредственно на страницах тетради: на них наклеиваются композиции, выполняются рисунки и построения. Если на обороте рабочей страницы нет наглядности или другой информации к последующим урокам, то эту страницу можно заранее аккуратно вырезать из тетради, чтобы ученики могли более свободно работать. Однако сделать это не всегда возможно, т.к. на обороте некоторых рабочих страниц дан зрительный ряд к другим урокам. В этих случаях первоклассники выполняют работу непосредственно в тетради, а затем, когда оборотная страница уже не будет нужна, лист можно вынуть.

В учебнике не предусмотрено какого-либо специального вводного урока, хотя учитель проводит такой урок (что предлагается в примерном планировании).

Учебник определенным образом программирует не только содержание, но и методику организации уроков. Если основной задачей урока является формирование приемов практических действий, то ведущим методом будет копирование образца по инструкции и прямой показ приема. Для подобных уроков («Рисуем нитками», закладка из фотопленки, плетеная закладка, изготовление куклы из перчатки, кукла-марионетка, мозаика) в учебнике помимо образца даются схемы работы, краткие инструкции; они являются ориентиром для учителя.

Другая разновидность уроков основана на решении в практической форме логических задач, заданий, направленных на формирование мышления, пространственного воображения учеников (аппликации из геометрических фигур, симметричное вырезание и составление симметричного узора и пр.). К этим урокам могут даваться не один, а несколько образцов, но их нельзя рассматривать как варианты изделия. Они даны в учебнике для того, чтобы учитель мог сделать выбор любого из них, или поочередно выполнить их все, или организовать работу учеников по вариантам, или использовать разные образцы для индивидуальных дифференцированных заданий. Но каждое такое задание имеет единственное правильное решение, поэтому учитель здесь не скажет, что можно выполнить его так, а можно и иначе или добавить что-нибудь свое. Задача ученика на таком уроке заключается в том, чтобы внимательно рассмотреть образец и все детали, проанализировать, определить принцип расположения деталей и выполнить работу без отступлений и без какой-либо «отсебятины».

Уроки, на которых ученики создают художественный образ, также имеют соответствующий вид на страницах учебника. Поскольку этот образ выражает личное впечатление или отношение ребенка, он не может быть скопирован. В соответствии с этим к таким занятиям даются особые образцы — образцы-аналоги («Салют школе», «Букет для учителя», «Украшения для елки», «Открытка для мамы» и др.). Они демонстрируют, как аналогичную задачу кто-то выполнил ранее; это дает представление о возможных путях и способах работы и тем самым помогает ребенку найти собственное решение. Образцов-аналогов к одному заданию всегда дается несколько, и они не предназначены для прямого копирования, только для разъяснения задания.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составление конспекта урока по программе Н.М. Конышевой. Подготовка методического материала к урокам. Демонстрация фрагментов разработанных уроков. Анализ конспектов и используемых на уроках методических приемов.