В начальной школе
Связь технологии с другими предметами
Заключение
Для осуществления межпредметных связей в начальных классах есть все условия. Во-первых, в классе работает один учитель, который ведет все предметы, и ему хорошо известен весь программный и пройденный материал начальной школы. На этой основе легко определить, какие учебные предметы могут взаимно дополнять изучаемый материал. Во-вторых, учитель хорошо знает психологический климат, возрастные особенности, возможности класса. Это позволит ему решить, какими приемами и методами можно осуществить межпредметные связи.
Задания студентам
1. Составить сводные планы-сетки для уроков технологии в начальной школе, которые бы показывали связь данных уроков с другими учебными предметами школьного цикла:
Таблица 8
№ п/п, учебник и авторы | Тема урока технологии | Страница учебника по технологии | Предмет межпредметных связей | Тема смежного предмета | Источник |
Организация внеклассной работы по художественным видам труда
План:
1. Возможности использования предмета «Технология» для кружковой работы в начальной школе.
2. Творческий подход к организации уроков технологии.
Литература:
Выгонов, В. В. Практикум по трудовому обучению [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / В. В. Выгонов. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 256 с. - Библиогр.: с. 254. - 50000 экз. - ISBN 5-7695-0023-9.
Зеленкова, И.В. Для внеклассных занятий по трудовому обучению [Текст] / И.В. Зеленкова // Начальная школа. – 1996. - № 7.- С. 46-47.
Методика преподавания труда с практикумом [Текст]: курс лекций / Т. Н. Зотова; Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2004. - 172 с. - 100 экз.
Контрольные вопросы:
1. Каковы особенности внеклассной работы по художественным видам труда в начальной школе?
2. В чем заключается специфика использования предмета «Технология» для кружковой работы в начальной школе?
Термины и понятия:
кружковая работа, творческий подход, внеклассная работа по технологии.
Цели:
Показать возможности использования предмета «Технология» для кружковой работы в начальной школе.
1. Возможности использования предмета «Технология» для кружковой работы
За последние годы в школах заметно усилился интерес к использованию в творческой работе с детьми произведений народного декоративного искусства. Школьники знакомятся с образцами народного искусства на уроках труда и изобразительного искусства, на факультативных занятиях, в школьных кружках декоративного творчества, в изостудиях и кружках, при посещении музеев и выставок. Во многих школах широкое распространение получила краеведческая работа учащихся, в планы которой во время походов и путешествий по родному краю входит собирание для школьного музея еще сохранившихся в селах и деревнях произведений народного творчества, зарисовка и фотографирование архитектурных памятников старины, предметов народного быта.
В школах нередко устраиваются тематические выставки, посвященные народным художественным промыслам, творчеству отдельных мастеров, проводятся беседы и лекции с показом кинофильмов и диапозитивов о народном и современном декоративном искусстве.
Большую работу по пропаганде народного искусства среди школьников проводят музеи, периодически устраивая выставки произведений художественных промыслов и организуя на них экскурсии школьников. В дни школьных каникул в музее устраиваются встречи учащихся с народными мастерами и ребята могут увидеть, как обыкновенная липовая чурка острым ножом богородского резчика превращается в забавного медвежонка, как на гончарном круге рождается совершенный по пропорциям и пластике глиняный кувшин, как звонкие коклюшки плетут морозный узор кружев, а на черном лакированном жостовском подносе расцветает нарядный, красочный цветочный букет.
Самая эффективная и одновременно наиболее результативная форма приобщения школьников к пониманию высокой духовной значимости, поэтичности и красоты произведений народного искусства - практическое участие самих детей в создании разнообразных изделий. Сопричастность к творческому процессу изготовления художественных изделий, близких тем, что создают народные мастера, не только и не столько развивает в школьниках навыки работы с материалом, но позволяет им ощутить радость от того, что они научились делать красивые и полезные вещи, почувствовать себя художниками.
Важную роль в приобщении школьников к традиционному искусству народных художественных промыслов играет кружковая работа. Именно в условиях работы кружка возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся, что в свою очередь является залогом формирования определенных склонностей и способностей. На эту особенность кружковой работы указывал В. А. Сухомлинский. «Ценность кружковой работы, - писал он, - состоит в том, что каждый может в течение длительного времени испытывать свои задатки, способности, выражать в конкретном деле свои склонности, находить любимую работу».
Методика работы с детьми в кружке следует двум основным принципам - развивать индивидуальные творческие способности и склонности школьников, их фантазию и воображение и в то же время последовательно и настойчиво подводить школьников к пониманию, что творчество - это увлекательный и вместе с тем кропотливый, настойчивый труд. Чтобы научиться, например, создавать совершенные в художественном и техническом отношении инкрустации из соломки, предстоит немало потрудиться. В детях воспитывается уважение к самому процессу труда, их приучают работать серьезно и собранно, испытывая удовлетворение и радость от самых, на первый взгляд, нетворческих операций и т.д.
Ценным в работе кружка представляется то, что школьники сразу же начинают работать в материале. Никаких предварительных эскизов на бумаге. Рисунок рождается сразу на изделии. Так работают и народные мастера. Моменты импровизации, проявления фантазии присутствуют на всех этапах работы. Все это развивает в детях ценное для декоративного творчества чувство делания вещи. Целесообразной и педагогически оправданной представляется и направленность работы с детьми по декорированию вещей полезных и необходимых в быту. Сознание того, что выполненное изделие не только красиво, но и приносит пользу людям, заставляет ребят работать с большим чувством ответственности. Эмоции, знания, навыки - в строгом соблюдении такой последовательности - залог успеха в художественном воспитании детей. И внутри этой триады своя последовательность: от простого к сложному в знаниях, навыках, умении.
В.А. Сухомлинский, изучая особенности детской психологии, пришел к выводу, что понятие вреда и пользы вещей, поступков, отношений воспринимается детьми лишь как производное от понятий приятно, красиво, радостно. Поэтому в трудовом воспитании он старался дать испытать детям эмоции радости и красоты труда прежде, чем удовольствие от пользы. Приобщение детей к сельскому труду он начинал с того, что обещал им праздник, сотворенный их руками, учил искусству творить радость для других, извлекать из действий удовольствие, красоту, радость, гордость собственными достижениями, соучастием в общем труде. Здесь много общего с обучением школьников основам художественного мастерства на основе ознакомления с образцами народного творчества. Общение учащихся с произведениями народного искусства, участие их в самом процессе изготовления полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего художественного развития ребят, для воспитания у них здорового нравственного начала, уважения к труду, развития художественного вкуса на образцах, отмеченных поэтичностью образов, праздничной декоративностью, выразительностью цветовых и пластических решений, совершенных по исполнительскому мастерству.
Благодаря тому, что многие технические приемы народных ремесел обычно бывают предельно простыми, отшлифованными поколениями мастеров, первоначальное освоение их не требует от ребят значительных усилий. Они вполне доступны им.
Но дело не только в приеме, как таковом. Каждый из них связан с особой специфической для данного вида народного художественного ремесла постановкой руки и глаза, с тонкостями освещенной традицией ритмики, существующей в данном виде народного искусства, на основе которой построены его собственные законы гармонии и красоты. Он связан со своеобразными закономерностями построения орнаментальных и объемных форм. Знание приемов помогает проникнуть в неповторимый мир орнамента, помогает профессиональному и осознанному постижению его красоты.
В повседневной кружковой работе следует соблюдать чрезвычайно важный принцип обучения - поддерживать у учащихся радость открытия нового. В результате у ребят возникает состояние душевной приподнятости, удивления перед собственными, неведомыми до сих пор творческими возможностями, которые раскрываются на занятиях. Органично и естественно появляется чувство гордости за результаты своего труда и труда своих товарищей. В таких условиях новичку не покажутся скучными занятия, на которых приходится повторять росписи, добиваясь правильного исполнения отдельных приемов.
Процесс познания материала, подчинение его собственной логике и радость от небольших, но всегда заметных и потому существенных побед, ощущение, что с каждым занятием известно больше и можно сделать больше и лучше, - все это приносит глубокое удовлетворение. И хотя многое похоже на интересную игру, именно здесь закладываются положительные черты характера, решаются важные нравственные задачи воспитания творческого отношения к труду.
Итак, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций русской национальной школы.
Подчеркнем, что знакомство с народными художественными промыслами, изучение традиционных художественных ремесел поможет лучше узнать свой край, приобщит к его истории, будет способствовать воспитанию у ребят чувства патриотизма, любви к своей Родине.