Взаимосвязь географических, биологических знаний с практической работой по труду

Экологическая направленность уроков технологии в начальной школе,

Известно, что в содержание уроков технологии сведения о природе традиционно включались и включаются до сих пор. Как это обычно делается? Анализ методической литературы и учебной практики позволяет выделить два основных пути:

1. В некоторых программах обработка природных материалов выделяется в особый раздел. Практическое знакомство с природными материалами дополняется определенными сведениями о них, главным образом, об источниках природного происхождения таких поделочных материалов, как бумага, глина и пластилин, ткань, древесина и пр.

2. Другое направление заключается в том, что в содержание конкретных уроков учителя обычно стремятся включить дополнительные сведения, связанные с наблюдением природных объектов и явлений. Обычно это делается в рамках вступительной беседы, когда учитель просит детей вспомнить, скажем, названия известных им цветов или деревьев. Можно сказать, что проблема так или иначе решается.

Насколько же эффективна подобная работа, достаточна она или нет?

Попробуем оценить эффективность первого пути. Сам факт работы с природными материалами вовсе не формирует внимательное отношение у ребенка к природе. Если задание не заставляет ученика внимательно рассматривать, изучать используемый природный материал, то оно никак не способствует решению этой задачи.

Что касается второго пути, то и его эффективность очень сомнительна, поскольку природоведческий материал на уроке труда обычно не получает дальнейшей практической разработки, выглядит искусственно притянутым к теме и не осмысливается детьми.

Например. Первоклассникам предстоит выполнять аппликацию, изображающую птицу. Основной смысл задания заключается в том, чтобы сделать красочную декоративную картинку. Учитель начинает урок беседой: «Дети, какое сейчас время года? (Весна.) А какие приметы весны нам известны? (Тает снег, солнышко светит ярче, на улице становится теплее, набухают почки на деревьях...) Верно. А еще какая примета весны? (Прилетают птицы.) Да, правильно, прилетают птицы. А куда они улетают на зиму? (В теплые края.) А почему они улетают в теплые края? (Потому что зимой им здесь голодно.) Верно, зимой птицам здесь голодно и холодно, поэтому тех птиц, которые остаются зимовать, надо подкармливать. Какую пользу приносят птицы? (Они уничтожают вредных насекомых.) Каких птиц вы знаете? (Ворон, воробьев, синиц...) Хорошо. А сегодня мы с вами будем делать не простую, а сказочную птицу». После этого начинается рассматривание образцов, анализ приемов работы и т.д. Беседа о приметах весны и о пользе птиц не имеет к последующему течению урока никакого отношения. Фак­тически она не имеет и никакого смысла на этом уроке. Однако главный вред подобных приемов в том, что дети постепенно привыкают к таким воспитательным штампам и перестают их воспринимать. Итак, нет смысла механически переносить на уроки технологии тот естественнонаучный материал, который более уместен на уроках природоведения.

Сегодня мы стоим перед необходимостью поиска принципиально новых путей, которые позволили бы формировать у учеников внимательное, вдумчивое, заинтересованное отношение к природе.

Уроки технологии необходимо построить так, чтобы раскрыть два важнейший вопроса: а) конструктивные идеи природных объектов; б) уникальность, красоту и удивительную гармоничность их образов. Особенно важно, что на уроках технологии мы имеем возможность наблюдать, как эти две стороны неразрывно связаны между собой: наиболее совершенные конструкции являются и наиболее красивыми.

Рассмотрим более обстоятельно те факты и идеи, которые мы можем положить в основу разработки содержания уроков технологии.

Универсальные конструктивные и художественные идеи природы следующие:

1. Оптимальная целесообразность конструкций, приспособляемость к условиям внешней среды.

Особый образовательный смысл должен заключаться в том, чтобы обращать на природоведческие факты внимание детей, приучать их вдумчиво и внимательно исследовать природные идеи. Это позволит создать особую установку сознания, в соответствии с которой человек в дальнейшем сможет отбирать необходимую информацию самостоятельно.

2. Организованность, стройность, порядок.

В результате многочисленных исследований и наблюдений человечество сегодня располагает разнообразными и неопровержимыми данными о гармоничном устройстве мироздания, где в каждой частности выявляются всеобщие законы.

Все те принципы, по которым мы пытаемся строить свой мир, те мерки, которые прикладываем к человеческим творениям, также берем из действительности.

Например, хорошо известны многочисленные опыты, когда испытуемым предлагали из нескольких прямоугольников выбрать тот, который им. кажется наиболее красивым, пропорциональным. Как правило, выбор падал именно на фигуру, пропорции которой отвечали «золотому сечению». Но оказывается, что в природе такое соотношение можно наблюдать практически, повсюду: в расположении листьев на стебле, чешуек в шишке, семян или цветков в соцветии - везде природа применяет один и тот же «архитектурный принцип», который сообщает ее постройкам удивительное изящество.

В математике известен так называемый ряд Фибоначчи, где каждое последующее число является суммой двух предыдущих (1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, ...). Соотношения соседних чисел в этом ряду близки к золотому сечению, и многие объекты природы отражают их в своем устройстве. Например, если поставить заостренную палочку в центр корзинки подсолнуха и повести ее к краю, то она пойдет не как попало, а по кривой линии (спирали); таких спиралей будет несколько, одни из них идут по часовой стрелке, другие - против. Количество линий в разных подсолнухах будет различным (в маленьких их меньше, в больших больше), но их соотношение всегда одинаково: скажем, если по часовой стрелке будет 21 линия, то против часовой - обязательно 13; если по часовой 34, то против часовой - 21 и т.д. Золотая пропорция выдерживается с идеальной точностью. Та же закономерность наблюдается в расположении чешуек в шишках, скоплений колючек у кактуса и пр.

Работая с природными материалами на уроках труда, а также создавая образы по аналогии с образами природы (цветы, колосья, рыбок с чешуйками и пр.), мы имеем возможность наблюдать их гармоничное устройство, упорядоченное расположение элементов. Массу доступных и убедительных примеров можно привести детям в подтверждение удивительной целесообразности природных конструкций: это и обтекаемая форма, позволяющая снизить сопротивление среды при движении; и каркасные конструкции листьев или плодов (например, физалиса), позволяющие создавать прочные, но в то же время легкие «постройки», и многое другое. Включая в содержание отдельных уроков понемногу соответствующую информацию, мы тем самым формируем у учащихся установку на внимательное и вдумчивое отношение к природе как ис­точнику оптимальных дизайнерских идей.

3. Симметрия и асимметрия.

Много полезного и продуктивного в творческом отно­шении школьники могут взять из наблюдений за таким удивительным явлением, распространенным в природных конструкциях, как симметрия. С самых древних времен ее почитали эквивалентом уравновешенности и гармонии. Посредством симметрии «человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство». За видимой симметрией внешних форм лежит невидимая внутренняя симметрия построения. Действительно, симметричные формы наиболее устойчивы к разного рода воздействиям. В тоже время слишком структурно устойчивые системы сопротивляются инновациям, а абсолютно симметричные формы производят впечатление искусственности и безжизненности.

Симметрия и асимметрия широко используются в технике, искусстве, архитектуре как средства, помогающие создать гармоничные и динамичные произведения. В заданиях на разработку конструкций, создание композиций дети постепенно осмысливают это удивительное явление и разумом, и чув­ством. Симметрия и асимметрия встречаются в действительности на каждом шагу. Учитель без труда найдет примеры, которые будут интересны и понятны школьникам и которые помогут заинтересовать их тайнами природы.

4. Ритм и другие идеи в конструкциях и образах природы.

Не менее универсальным и удивительным природным явлением можно считать ритм. Он характерен для всех форм жизни во Вселенной. Ученые считают, что ритм является тем инструментом, который обеспечивает постоянство и устойчивость природных объектов в их движении и развитии. Поскольку всем основным функциям организма свойственна ритмичность, становится понятно, почему ритмы окружающей среды (зрительные, звуковые, магнитные и пр.) могут оказывать на человека столь сильное влияние.

Наиболее наглядно ритм представлен в различных орнаментах, и дети выполняют их в самых разных техниках и с использованием разных материалов. Кроме того, мы учим пользоваться ритмом как особым средством художественной выразительности в декоративно-художественных работах, в декоре изделий.

Рассмотренные выше факты свидетельствуют о том, что «природа пользуется определенными приемами», благодаря которым ее объекты и вся она в целом становятся красивыми и целесообразными. Имеет смысл проводить соответствующую работу с детьми именно на фактах, которые, во-первых, на этих уроках абсолютно уместны, и, во-вторых, значительно более убедительны, чем любые «воспитательные беседы». Там, где это возможно, обязательно подчеркните, что человек-творец учится у Природы; ведь многое из того, что люди пытаются конструировать, не просто сопоставимо с природными объектами, но уже давно создано природой и при этом так разработано, что мы можем любоваться ее формами, красками, восхищаться хорошо продуманными конструкциями. Для этого на уроке обязательно следует использовать такую наглядность, которая позволяла бы ученикам сопоставлять их декоративные образы с природными аналогами: рассмот­реть, как устроен колосок, как располагаются лепестки цветка, чешуйки на теле рыбки, какую они могут иметь форму, сколько лапок у паучка и как они изящно выглядят, какое тельце и крылышки у бабочки, какие на них украшения и т.д.

Задача учителя заключается в том, чтобы помочь детям понять: 1) не из всего можно сделать все; 2) твоя работа будет интересной лишь в том случае, если ты сумеешь подметить в знакомом всем объекте что-то свое и по-своему это выразить.

Начинать лучше с более простых по технологии заданий - аппликаций из засушенных растений. Причем сначала сделайте такие работы, где листочки остаются лис­точками, травинки травинками и т.д. Внимательно рас­смотрите их форму, окраску, учитесь подбирать, группировать «легкие» и «тяжелые» элементы, составлять выразительные композиции. У каждого ученика на таком уроке свой набор материалов, поэтому понятно, что выполнение подобных заданий не может идти механически, а требует вдумчивого изучения природных объектов.

На следующих занятиях на основе освоенной технологии (используя те же приемы приклеивания засушенных растений, а также полученные знания о композиции) дети будут уже «превращать» природные материалы в другие образы - по ассоциации. В этом случае каждый также работает со своим набором элементов. Всякий природный элемент имеет свою особенную форму, окраску, фактуру, поэтому безразличное, бездумное копирование здесь просто невозможны, образы будут у всех разные.

Следует отрицательно оценить и такие приемы, когда детям предлагается использовать для поделок природные объекты просто как материал, аналогичный любому другому. Скажем, коряга или ветка используются просто как древесина, из которой можно вырезать деталь задуманной формы; из засушенного листа вырезается вазочка или ножка гриба точно так же, как из бумаги.

Задача уроков труда заключается в том, чтобы школьники приучались внимательно всматриваться в формы природы, подмечать их своеобразие и находить в этом определенный смысл. «Природа полна волшебных тайн» - это одна из главных идей, которые школьники осмысливают в течение всего курса обучения. Развивая ее, мы постепенно приходим к выводу о том, что природа может многое подсказать и вдумчивому конструктору, и художнику. Надо только уметь ее рассматривать и размышлять над увиденным!