В учебном процессе малокомплектной школы

Роль экскурсий, связанных с уроками технологии,

Экскурсии представляют собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Содержание экскурсий может определяться программой, по которой работает образовательное учреждение, но педагоги, работающие с детьми, исходя из своих и родительских возможностей, могут организовывать экскурсии, походы и другие мероприятия, не предусмотренные программой.

Экскурсия имеет определенные структурные части, неразрывно связанные между собой: подготовительный этап, ход экскурсии, послеэкскурсионная работа.

Подготовка к экскурсии необходима в силу того, что будет протекать в особых условиях, при наличии разных отвлекающих факторов. Используются такие педагогические приемы и средства как: сообщение новых сведений о предметах и явлениях, с которыми предстоит встретиться; актуализация опыта детей; использование произведений искусства с целью воздействия на эмоциональную сферу ребенка и др.

В ходе самой экскурсии ведущим методом является наблюдение, реже беседа. В конце экскурсии подводится итог.

Послеэкскурсионная работа направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний, на укрепление чувств, отношений, зародившихся на экскурсии. Используются следующие приемы: оформление материалов, принесенных с экскурсии (изготовление различных поделок, оформление стендов и т.п.); обращение к художественным произведениям, с помощью которых усиливаются впечатления от экскурсии; организация игр, обобщающие беседы и т.д.

В учебном процессе малочисленной школы большую роль могут сыграть экскурсии, если они хорошо организованы. Вот несколько рекомендаций по проведению экскурсий:

1. Учебные экскурсии целесообразно проводить одновременно с учениками всех объединенных в комплект классов. В отдельных классах их можно проводить до изучения соответствующей темы, используя в последующем на уроках собранный учащимися материал и результаты их наблюдений.

2. Для рационального использования времени, отведенного на экскурсию, необходимо тщательно подготовить учеников к проведению наблюдений; провести наблюдения во всех объединенных классах по заданиям, составленным отдельно для каждого класса; подвести итоги экскурсии на месте ее проведения.

3. Как и обычные уроки, экскурсия позволяет сочетать занятия с учителем (вступительная и обобщающая беседы, исправление ошибок) и самостоятельную работу учеников (наблюдение по заданиям, сбор материалов).

4. Результаты наблюдений рассматриваются отдельно в каждом классе в связи с изучаемым в них программным материалом.