Анализ урока технологии
I этап
Определить «узловые» моменты урока:
- место данного урока в системе уроков по теме;
- цель и задачи урока;
- тип и структуру урока;
- основные ошибки, которые обычно делают учащиеся.
Провести анализ каждой структурой части урока:
- определить какая образовательная задача решается;
- проанализировать содержание отобранного материала и установить соответствие его поставленной задачи;
- отметить методы и приемы, использованные учителем (рассказ, беседа, создание проблемной ситуации, постановка проблемных вопросов, объяснение и т.д.), формы организации деятельности учащихся (фронтальная, групповая, индивидуальная), формы и методы контроля за деятельностью учащихся.
Сделать общие выводы по уроку:
- организация урока;
- достижение цели и задач урока (образовательных, развивающих и воспитательных);
- общая оценка деятельности учителя и учащихся на уроке.
II этап
1) объявление темы урока и его целей;
2) обоснование логики запланированных действий для достижения поставленной цели;
3) сравнение логики запланированных действий с логикой проведения реального урока по вопросам:
- Какие моменты оказались для Вас неожиданными?
- Чего Вы не смогли учесть при планировании урока?
- На какие вопросы и ответы учащихся не смогли отреагировать?
- Пришлось ли Вам отступить от запланированных действий и почему?
- Заметили ли Вы свои речевые ошибки, недочеты, неудачно сформулированные вопросы?
- Считаете ли Вы, что урок достиг поставленных целей? Что явилось критерием этой оценки? (Активная работа учащихся, их интерес к уроку, успешное выполнение заданий и др.)
III этап
- Правильно ли определена и поставлена цель урока?
- Была ли логически выделена тема?
- Учтены ли образовательные, развивающие задачи, решаемые на уроке?
- Какие функции выполняли задания, предложенные учителем: обучающую, развивающую, воспитывающую? Что заслуживает положительной оценки?
- Какие виды учебных заданий использовал учитель на уроке: репродуктивные, частично-поисковые, творческие? Какие из них на Ваш взгляд заслуживают внимания? Почему?
- Соответствуют ли учебные задания цели урока? (Соответствие содержания урока его основной учебной цели, достаточен ли объем учебного материала на уроке, отражена ли в материале взаимосвязь теории и практики).
- Грамотно ли учитель использовал терминологию, корректно ли предлагал учащимся вопросы и задания?
- Какие методы и приемы работы использовал учитель на уроке, соответствуют ли они цели, содержанию учебного материала и этапу урока? (постановка проблемных вопросов, их точность и логичность; решение познавательных задач, их доступность; формирование умения работать с ножницами, иглой и т.д.).
- Какие методические приемы, используемые учителем на уроке, заслуживают положительной оценки?
- Уделил ли учитель внимание предупреждению основных ошибок по изготовлению изделия, которые обычно делают учащиеся?
- Какие бы Вы предложили свои приемы работы?
- Какие формы организации деятельности учащихся, применяемые учителем на уроке, заслуживают положительной оценки?
- Какие особенности деятельности учащихся вы заметили на уроке? (Устойчивость внимания учащихся, быстрота переключения внимания; соотношение работы по образцу и самостоятельной работы учащихся; положительные и отрицательные эмоции, учащихся на уроке; отношение отдельных учащихся к учебной работе на уроке).
- Связан ли девиз урока с жизнью, влился ли он в структуру урока?
- Соблюдены ли правила по ТБ?
- Удалось ли учителю установить контакт с детьми (обратная связь), успешно осуществить коррекцию их действий, создавая ситуации успеха, реализовать идею сотрудничества? Какие моменты урока заслуживают положительной оценки с этой точки зрения?
- Какие специфические умения у учащихся формировали бы Вы в процессе проведения данного урока? Какие были сформированы учителем?
- Ваше мнение о проведенном уроке.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составление уроков по традиционной программе.
- Составление планов-конспектов уроков по разделу «Работа с бумагой и картоном». Подготовка методического материала к урокам. Демонстрация фрагментов разработанных уроков. Анализ конспектов и используемых на уроках методических приемов.
- Составление планов-конспектов уроков по разделу «Работа с тканью». Демонстрация фрагментов уроков. Анализ разработанных уроков.
- Составление планов-конспектов уроков по разделу «Работа с разными материалами». Подготовка наглядных пособий к разрабатываемым урокам. Демонстрация фрагментов уроков. Анализ показанных фрагментов.
Программа «Технология» (под ред. В. Д. Симоненко)
и «Технология» Е.А. Лутцевой
План:
«Технология» (под ред. В. Д. Симоненко)
1. Введение.
2. Особенности программы «Технология» (под ред. В. Д. Симоненко).
3. Характеристика образовательной области «Технология».
4. Цели и задачи образовательной области «Технология».
5. Принципы построения содержания образования.
6. Структура образовательной области «Технология».
7. Особенности программы.
«Технология» Е.А. Лутцевой
1. Общая характеристика программы.
Литература:
В мастерской технологий [Текст]: рабочая тетрадь к учебнику "Технология" для учащихся 2 класса сельских школ / Под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2003. - 48 с. - 5000 экз. - ISBN 5-9252-0485-9.
В мастерской технологий [Текст]: рабочая тетрадь к учебнику "Технология" для учащихся 3 класса сельских школ / Под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2003. - 48 с. - 5000 экз. - ISBN 5-9252-0348-8.
Технология: 1 класс: Сельская школа [Текст]: методические рекомендации / Т. Г. Иванова, И. И. Колесник, Н. В. Матяш и др.; Под ред. В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Графф, 2002. — 48 с. - 1000 экз. - ISBN 5-9252-0324-0.
Технология. 2 класс [Текст]: поурочные планы по программе "Планета знаний" / Сост. Н. Ф. Штейнле. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2005. - 128 с. - Библиогр.: с. 122. - 2000 экз. - ISBN 5-93312-317-Х.63.
Технология. 4 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику Н. А. Цирулик, С. И. Хлебниковой, О. И. Нагель, Г. Э. Цирулик "Ручное творчество" для 4-го класса / авт.-сост. Т. С. Гулуева. - Волгоград: Учитель, 2006. - 167 с. - Библиогр.: с. 165. - 5000 экз. - ISBN 5-7057-0792-4.
Технология [Текст]: учебник для учащихся 1 класса сельских школ / Под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 128 с. - 10000 экз. - ISBN 5-9252-0293-7.
Технология [Текст]: учебник для учащихся 2 класса сельских школ / Под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 160 с. - 10000 экз. - ISBN 5-9252-0323-2.
Технология [Текст]: учебник для учащихся 3 класса сельских школ / Под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2003. - 160 с. - 10000 экз. - ISBN 5-9252-0364-х.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте программы по трудовому обучению младших школьников и сравните их между собой. Для удобства анализа и сравнения рекомендуется составить и заполнить таблицу.
2. Выделите сходства и различия дуэтов авторских программ по трудовому обучению для начальной школы (на выбор студента).
Термины и понятия:
проект, проектный метод, технологическая культура, технологическое мышление, технологическое образование, творческое проектирование.
Цели:
познакомить студентов с программами по трудовому обучению, рекомендованными Министерством образования для начальной школы, с тем, чтобы они в процессе педагогической практики и будущей работы в качестве учителей начальных классов, могли бы выбрать наиболее подходящую программу, зная ее плюсы и минусы, и строить уроки труда в соответствии с ней, а не просто как бессистемное изготовление интересных поделок.
«Технология» (под ред. В. Д. Симоненко)