Анализ урока технологии

I этап

Определить «узловые» моменты урока:

- место данного урока в системе уроков по теме;

- цель и задачи урока;

- тип и структуру урока;

- основные ошибки, которые обычно делают учащиеся.

Провести анализ каждой структурой части урока:

- определить какая образовательная задача решается;

- проанализировать содержание отобранного материала и установить соответствие его поставленной задачи;

- отметить методы и приемы, использованные учителем (рассказ, беседа, создание проблемной ситуации, постановка проблемных вопросов, объяснение и т.д.), формы организации деятельности учащихся (фронтальная, групповая, индивидуальная), формы и методы контроля за деятельностью учащихся.

Сделать общие выводы по уроку:

- организация урока;

- достижение цели и задач урока (образовательных, развивающих и воспитательных);

- общая оценка деятельности учителя и учащихся на уроке.

II этап

1) объявление темы урока и его целей;

2) обоснование логики запланированных действий для достижения поставленной цели;

3) сравнение логики запланированных действий с логикой проведения реального урока по вопросам:

- Какие моменты оказались для Вас неожиданными?

- Чего Вы не смогли учесть при планировании урока?

- На какие вопросы и ответы учащихся не смогли отреагировать?

- Пришлось ли Вам отступить от запланированных действий и почему?

- Заметили ли Вы свои речевые ошибки, недочеты, неудачно сформулированные вопросы?

- Считаете ли Вы, что урок достиг поставленных целей? Что явилось критерием этой оценки? (Активная работа учащихся, их интерес к уроку, успешное выполнение заданий и др.)

III этап

- Правильно ли определена и поставлена цель урока?

- Была ли логически выделена тема?

- Учтены ли образовательные, развивающие задачи, решаемые на уроке?

- Какие функции выполняли задания, предложенные учителем: обучающую, развивающую, воспитывающую? Что заслуживает положительной оценки?

- Какие виды учебных заданий использовал учитель на уроке: репродуктивные, частично-поисковые, творческие? Какие из них на Ваш взгляд заслуживают внимания? Почему?

- Соответствуют ли учебные задания цели урока? (Соответствие содержания урока его основной учебной цели, достаточен ли объем учебного материала на уроке, отражена ли в материале взаимосвязь теории и практики).

- Грамотно ли учитель использовал терминологию, корректно ли предлагал учащимся вопросы и задания?

- Какие методы и приемы работы использовал учитель на уроке, соответствуют ли они цели, содержанию учебного материала и этапу урока? (постановка проблемных вопросов, их точность и логичность; решение познавательных задач, их доступность; формирование умения работать с ножницами, иглой и т.д.).

- Какие методические приемы, используемые учителем на уроке, заслуживают положительной оценки?

- Уделил ли учитель внимание предупреждению основных ошибок по изготовлению изделия, которые обычно делают учащиеся?

- Какие бы Вы предложили свои приемы работы?

- Какие формы организации деятельности учащихся, применяемые учителем на уроке, заслуживают положительной оценки?

- Какие особенности деятельности учащихся вы заметили на уроке? (Устойчивость внимания учащихся, быстрота переключения внимания; соотношение работы по образцу и самостоятельной работы учащихся; положительные и отрицательные эмоции, учащихся на уроке; отношение отдельных учащихся к учебной работе на уроке).

- Связан ли девиз урока с жизнью, влился ли он в структуру урока?

- Соблюдены ли правила по ТБ?

- Удалось ли учителю установить контакт с детьми (обратная связь), успешно осуществить коррекцию их действий, создавая ситуации успеха, реализовать идею сотрудничества? Какие моменты урока заслуживают положительной оценки с этой точки зрения?

- Какие специфические умения у учащихся формировали бы Вы в процессе проведения данного урока? Какие были сформированы учителем?

- Ваше мнение о проведенном уроке.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составление уроков по традиционной программе.

- Составление планов-конспектов уроков по разделу «Работа с бумагой и картоном». Подготовка методического материала к урокам. Демонстрация фрагментов разработанных уроков. Анализ конспектов и используемых на уроках методических приемов.

- Составление планов-конспектов уроков по разделу «Работа с тканью». Демонстрация фрагментов уроков. Анализ разработанных уроков.

- Составление планов-конспектов уроков по разделу «Работа с разными материалами». Подготовка наглядных пособий к разрабатываемым урокам. Демонстрация фрагментов уроков. Анализ показанных фрагментов.

 

 

Программа «Технология» (под ред. В. Д. Симоненко)

и «Технология» Е.А. Лутцевой

План:

«Технология» (под ред. В. Д. Симоненко)

1. Введение.

2. Особенности программы «Технология» (под ред. В. Д. Симоненко).

3. Характеристика образовательной области «Технология».

4. Цели и задачи образовательной области «Технология».

5. Принципы построения содержания образования.

6. Структура образовательной области «Технология».

7. Особенности программы.

«Технология» Е.А. Лутцевой

1. Общая характеристика программы.

Литература:

В мастерской технологий [Текст]: рабочая тетрадь к учебнику "Технология" для учащихся 2 класса сельских школ / Под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2003. - 48 с. - 5000 экз. - ISBN 5-9252-0485-9.

В мастерской технологий [Текст]: рабочая тетрадь к учебнику "Технология" для учащихся 3 класса сельских школ / Под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2003. - 48 с. - 5000 экз. - ISBN 5-9252-0348-8.

Технология: 1 класс: Сельская школа [Текст]: методические рекомендации / Т. Г. Иванова, И. И. Колесник, Н. В. Матяш и др.; Под ред. В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Графф, 2002. — 48 с. - 1000 экз. - ISBN 5-9252-0324-0.

Технология. 2 класс [Текст]: поурочные планы по программе "Планета знаний" / Сост. Н. Ф. Штейнле. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2005. - 128 с. - Библиогр.: с. 122. - 2000 экз. - ISBN 5-93312-317-Х.63.

Технология. 4 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику Н. А. Цирулик, С. И. Хлебниковой, О. И. Нагель, Г. Э. Цирулик "Ручное творчество" для 4-го класса / авт.-сост. Т. С. Гулуева. - Волгоград: Учитель, 2006. - 167 с. - Библиогр.: с. 165. - 5000 экз. - ISBN 5-7057-0792-4.

Технология [Текст]: учебник для учащихся 1 класса сельских школ / Под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 128 с. - 10000 экз. - ISBN 5-9252-0293-7.

Технология [Текст]: учебник для учащихся 2 класса сельских школ / Под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 160 с. - 10000 экз. - ISBN 5-9252-0323-2.

Технология [Текст]: учебник для учащихся 3 класса сельских школ / Под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2003. - 160 с. - 10000 экз. - ISBN 5-9252-0364-х.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте программы по трудовому обучению младших школьников и сравните их между собой. Для удобства анализа и сравнения рекомендуется составить и заполнить таблицу.

2. Выделите сходства и различия дуэтов авторских программ по трудовому обучению для начальной школы (на выбор студента).

Термины и понятия:

проект, проектный метод, технологическая культура, технологическое мышление, технологическое образование, творческое проектирование.

Цели:

познакомить студентов с программами по трудовому обучению, рекомендованными Министерством образования для начальной школы, с тем, чтобы они в процессе педагогической практики и будущей работы в качестве учителей начальных классов, могли бы выбрать наиболее подходящую программу, зная ее плюсы и минусы, и строить уроки труда в соответствии с ней, а не просто как бессистемное изготовление интересных поделок.

«Технология» (под ред. В. Д. Симоненко)