Структура урока технологии

Урок технологии в начальной школе

Заключение

Хорошо известно, что подготовка учителя к любому уроку начинается не накануне этого урока, а задолго до него. Очень важна практическая подготовка учителя, т.е. владение основами обработки поделочных материалов, технологиями и пр.

Задания студентам:

1. Студентам предлагается выполнить творческие работы по темам: «Подготовка и проведение уроков технологии в начальной школе», «Возможности использования предмета «Технология» для кружковой работы в начальной школе».

2. Заполнение терминологического словаря.

 

 

План:

1. Структура урока технологии.

2. Схема плана-конспекта урока технологии в начальной школе.

3. Примерный плана-конспекта урока технологии по традиционной системе обучения.

4. Анализ урока технологии.

Литература:

Педагогическая практика для студентов ОЗО факультета учителей начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования» [Текст]: методическое пособие / Л. Я. Кульбякина, Т. А. Брагина, Л. Г. Колтакова, Е. В. Островская и др.; Под ред. Л. Я. Кульбякиной, Е. В. Островской; Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. – 106 с. - 100 экз.

Урок технологии в начальной школе имеет гибкую структуру, которая может изменяться в зависимости от разных условий. Однако традиционно выделяется несколько этапов в структуре урока, а именно: оргмомент, вступительная беседа, анализ изделия, планирование работы, выполнение изделия, выставка работ и вывод по уроку.

Оргмомент необходим для того, чтобы проверить готовность учащихся и классного оборудования к уроку.

Вступительная беседа должна отвечать нескольким целям:

1) уравновесить деятельность и игру;

2) эмоционально подать материал;

3) заинтересовать детей и т.д.

Другими словами, вступительная беседа должна быть эмоционально насыщенной, обучающей, быстрой (3-4 мин). Она может проводиться как диалог учителя и учащихся, драматизация, рассказ с опорой на опыт детей и использованием загадок, стихотворений, песен и т.д. Сегодня популярно использование музыкальных произведений.

Новый материал излагается учителем, иногда с помощью детей, но учебную задачу ставят учащиеся, т.е. они сами говорят, чем будут заниматься на уроке.

Наличие этапа «анализа изделия» должно быть обусловлено объективными причинами, так как существуют уроки, в которых этот этап может отсутствовать, например: аппликация из песка.

Анализ изделия обычно предполагает беседу по следующим вопросам:

- Из какого материала выполнено изделие?

- Из каких деталей состоит (основные и дополнительные)?

- Как они скреплены между собой?

- Можно ли изменить цвет деталей изделия?

- Каково оформление изделия (дополнительные детали – глаза, нос, рот и т.д.) и т.п.

Чаще всего анализ изделия проводится на основе образца в собранном виде или в деталях.

Анализ может включать самостоятельный поиск получения нужной формы детали (например, путем складывания листа бумаги), поиск наиболее рационального способа разметки, сравнение деталей изделия с эскизами и т.д.

При изготовлении некоторых изделий последовательность выполнения работы играет большое значение, а в других – нет. Система выполнения работы записывается на доске или оформляется на ватмане в виде рисунков, которые появляются на доске поочередно. Это может быть словесный план, технологическая карта, инструкционная карта, эскиз и т.д.

Правила по технике безопасности при работе с различными инструментами повторяются непосредственно перед работой.

Во время практической работы учитель оказывает посильную помощь учащимся. В планах-конспектах уроков труда желательно выделять несколько характерных ошибок, которые могут допустить дети при выполнении работы и указать приемы их устранения.

Цель выставки детских работ – показать, чему ребенок научился за время урока. Выставка может проводиться по рядам, по группам, в которых работали дети, и другим образом. Однако при ее организации необходимо учитывать следующие требования:

- изделие должно располагаться так, чтобы его можно было хорошо рассмотреть;

- плоскостные композиции лучше закреплять на стендах или оформленные в рамки размещать на стене;

- объемные работы расставлять на столе или специальных подставках, располагая на разных уровнях высоты.

От того, как будут представлены работы, во многом зависит воспитание у детей эстетического и художественного вкуса, общей культуры, отношения к творчеству.

Нормы оценки детских работ могут быть различны: творческий подход к заданию (или точность по отношению к образцу), аккуратность, соответствие избранной технике, композиционные особенности, соотношение реальности и фантазии и т.д. Неудовлетворительные оценки за творческие работы не выставляются.

В итоге урока обобщаются новые знания, полученные учащимися, раскрывается практическая значимость выполняемых изделий и др.

Многолетний опыт преподавания методики труда в Бийском педагогическом государственном университете на факультете учителей начальных классов (теперь педагогический факультет) выявил затруднения студентов в написании и оформлении планов-конспектов уроков труда по разным программам в начальной школе. С целью разрешения возникающих затруднений была составлена схема конспекта, описанная ниже, и выделены общие требования, предъявляемые к его написанию.